Аффективно-коммуникативная функция

ОБЩЕНИЯ

Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение - важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей - происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

 

Можно привести другую, немного подобную предыдущей, классификацию – четырех элементную модель А.А. Реана, в которой общение образует: когнитивно-информационный (прием и передача информации), регулятивно-поведенческий (заостряет внимание на особенностях поведения субъектов, на взаимной регуляции их действий), аффективно-эмпатический (описывает общение как процесс обмена и регуляции на эмоциональном уровне) и социально-перцептивный компоненты (процесс взаимного восприятия, понимания и познания субъектов).

 

Л.А. Карпенко по критерию «цель общения» выделяет восемь функций, которые реализуются в любом процессе взаимодействия и обеспечивают достижение в нем определенных целей:

1) контактную - установление контакта как состояния взаимной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания связи во время взаимодействия в форме постоянной взаимоориентированности; 

2) информационную - обмен сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями), т.е. прием - передача каких данных в ответ на полученный от партнера запрос; 

3) побудительную - стимулирование активности партнера по общению, что направляет его на выполнение тех или иных действий; 

4) координационную - взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;

5) понимания - не только адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, но и понимания партнерами друг друга; 

6) эмотивную - вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний; 

7) установления отношений - осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей, в которых предстоит действовать индивиду; 

8) осуществления воздействия - изменение состояния, поведения, личностно-содержательных образований партнера (стремления, мнений, решений, действий, потребностей активности, норм и стандартов поведения и т.п.).

 

Анализ особенностей общения в сфере деловых взаимоотношений также указывает на его многофункциональность, по мнению А.П. Панфиловой, и Е.В. Руденского: 

а) инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления, что дает возможность получить и передать информацию, необходимую для осуществления определенного действия, принятия решения и т.п.; 

б) интегративной - используется как средство объединения деловых

партнеров для совместного коммуникативного процесса;

           в)   функция   самовыражения помогает самоутвердится,

продемонстрировать личностный интеллект и психологический потенциал; 

г) трансляционная - служит для передачи конкретных способов

деятельности, оценок, мнений и др.; 

д) функция социального контроля призвана регламентировать поведение, деятельность, а иногда (когда речь идет о коммерческой тайне) и языковые акции участников делового взаимодействия; 

ж) функция социализации способствует развитию навыков культуры

делового общения; 

з) экспрессивная функция, с помощью которой деловые партнеры

пытаются выразить и понять эмоциональные переживания друг друга.

 

Все приведенные функции трансформируются в одну главную функцию общения - регуляторную, которая проявляется во взаимодействии индивида с другими людьми. И в этом смысле общение является механизмом социально-психологической регуляции поведения людей в их совместной деятельности. 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: