Классификация ошибок, причины их возникновения

При оценке техники преподаватель анализирует выполнение учащимся движения при плавании одним из способов, учитывая отдельные недостатки, их влияние на технику плавания в целом и на количественный результат. Критерием качества техники плавания служит количество ошибок в выполнении отдельных элементов и их влияние на координацию движений при проплывании контрольной дистанции.

При начальном обучении технике неизбежно выполнение движений с от-

дельными недостатками. Раздельное изучение техники способа плавания помогает избежать обилия ошибок.

Ошибки, возникающие при обучении плаванию, разделяются на:

· грубые, искажающие основную структуру движений;

· незначительные, немного уменьшающие эффективность движений;

· локальные, не отражающиеся на остальных деталях техники;

· взаимосвязанные, вызывающие одна другую;

· типичные ошибки, имеющие массовый характер при начальном обучении плаванию.

 Ошибки следует исправлять быстро и тщательно, не допуская образования их автоматизации. Для предупреждения ошибок необходимо знать причины их возникновения.

Основными причинами, вызывающими появление ошибок, являются:

· нарушение требований и принципов педагогического процесса, в частности принципов доступности и последовательности;

· неправильное понимание занимающимися задачи упражнения и техники выполняемого движения;

· неправильные исходные положения при выполнении упражнений;

· недооценка психологической важности успеха при выполнении упражнения и завершения каждого урока серией хорошо освоенных упражнений, что дает занимающимся уверенность в успешности обучения.

К основным условиям исправления ошибок относятся:

· систематическое повторение учебного материала;

· применение подводящих и подготовительных упражнений;

· изменение исходных положений и условий для выполнения упражнений;

· понимание занимающимися причин своих ошибок;

· последовательное исправление ошибок, сначала грубых, затем незначительных.

Учет возрастных особенностей в процессе обучения плаванию

Изучение возрастных закономерностей развития людей, приходящих заниматься плаванием поможет правильному подбору и дозировке физических упражнений, развитию двигательных качеств и формированию двигательных навыков. Эффект педагогического воздействия значительно повысится, если его акцент будет приходиться на периоды естественного развития отдельных элементов и структур двигательной системы человека - когда появляются достаточно большие резервные возможности совершенствования функции без ущерба для здоровья человека. Тренеру по плаванию необходимо знать возрастные психологические особенности детей, во-первых, для того, чтобы умело учитывать их в учебно-воспитательном процессе и на этой основе рационально обучать, воспитывать, общаться и т.п., а во-вторых, чтобы эффективно управлять психическим развитием занимающихся.

Приступать к обучению плаванию необходимо после того, когда определена плавательная подготовленность занимающихся: не умеющие, умеющие плавать по-своему, слабо плавающие, хорошо плавающие.

В первую группу - наименее подготовленных, включаются те люди, которые не умеют передвигаться по поверхности воды и боятся воды. По внешним признакам чувство водобоязни проявляется в неспособности занимающихся погрузиться с головой в воду, открывать глаза под водой, в постоянном желании держаться за твердую опору.

 Ко второй группе можно отнести таких занимающихся, которые могут погружаться в воду и способны плыть по поверхности хотя бы несколько метров или делать попытки к передвижению.

Третью группу рекомендуется комплектовать из тех, кто может передвигаться по поверхности воды на расстояние 10-15 м.

 В четвертую группу входят те, кто проплывает любым способом расстояние больше 25 м.

Комплектование групп по полу не обязательно, а вот подбор занимающихся по возрасту оказывает существенное влияние на качество обучения. При комплектовании групп можно использовать следующую возрастную периодизацию:

1-я группа – дошкольный возраст- 4-6 лет;

2-я группа – младший школьный возраст – 7-10 лет;

3-я группа – старший школьный возраст – 11-17 лет;

4-я группа – взрослые.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: