При оценке техники преподаватель анализирует выполнение учащимся движения при плавании одним из способов, учитывая отдельные недостатки, их влияние на технику плавания в целом и на количественный результат. Критерием качества техники плавания служит количество ошибок в выполнении отдельных элементов и их влияние на координацию движений при проплывании контрольной дистанции.
При начальном обучении технике неизбежно выполнение движений с от-
дельными недостатками. Раздельное изучение техники способа плавания помогает избежать обилия ошибок.
Ошибки, возникающие при обучении плаванию, разделяются на:
· грубые, искажающие основную структуру движений;
· незначительные, немного уменьшающие эффективность движений;
· локальные, не отражающиеся на остальных деталях техники;
· взаимосвязанные, вызывающие одна другую;
· типичные ошибки, имеющие массовый характер при начальном обучении плаванию.
Ошибки следует исправлять быстро и тщательно, не допуская образования их автоматизации. Для предупреждения ошибок необходимо знать причины их возникновения.
Основными причинами, вызывающими появление ошибок, являются:
· нарушение требований и принципов педагогического процесса, в частности принципов доступности и последовательности;
· неправильное понимание занимающимися задачи упражнения и техники выполняемого движения;
· неправильные исходные положения при выполнении упражнений;
· недооценка психологической важности успеха при выполнении упражнения и завершения каждого урока серией хорошо освоенных упражнений, что дает занимающимся уверенность в успешности обучения.
К основным условиям исправления ошибок относятся:
· систематическое повторение учебного материала;
· применение подводящих и подготовительных упражнений;
· изменение исходных положений и условий для выполнения упражнений;
· понимание занимающимися причин своих ошибок;
· последовательное исправление ошибок, сначала грубых, затем незначительных.
Учет возрастных особенностей в процессе обучения плаванию
Изучение возрастных закономерностей развития людей, приходящих заниматься плаванием поможет правильному подбору и дозировке физических упражнений, развитию двигательных качеств и формированию двигательных навыков. Эффект педагогического воздействия значительно повысится, если его акцент будет приходиться на периоды естественного развития отдельных элементов и структур двигательной системы человека - когда появляются достаточно большие резервные возможности совершенствования функции без ущерба для здоровья человека. Тренеру по плаванию необходимо знать возрастные психологические особенности детей, во-первых, для того, чтобы умело учитывать их в учебно-воспитательном процессе и на этой основе рационально обучать, воспитывать, общаться и т.п., а во-вторых, чтобы эффективно управлять психическим развитием занимающихся.
Приступать к обучению плаванию необходимо после того, когда определена плавательная подготовленность занимающихся: не умеющие, умеющие плавать по-своему, слабо плавающие, хорошо плавающие.
В первую группу - наименее подготовленных, включаются те люди, которые не умеют передвигаться по поверхности воды и боятся воды. По внешним признакам чувство водобоязни проявляется в неспособности занимающихся погрузиться с головой в воду, открывать глаза под водой, в постоянном желании держаться за твердую опору.
Ко второй группе можно отнести таких занимающихся, которые могут погружаться в воду и способны плыть по поверхности хотя бы несколько метров или делать попытки к передвижению.
Третью группу рекомендуется комплектовать из тех, кто может передвигаться по поверхности воды на расстояние 10-15 м.
В четвертую группу входят те, кто проплывает любым способом расстояние больше 25 м.
Комплектование групп по полу не обязательно, а вот подбор занимающихся по возрасту оказывает существенное влияние на качество обучения. При комплектовании групп можно использовать следующую возрастную периодизацию:
1-я группа – дошкольный возраст- 4-6 лет;
2-я группа – младший школьный возраст – 7-10 лет;
3-я группа – старший школьный возраст – 11-17 лет;
4-я группа – взрослые.