Теория, методика библиографии, начало библиотечного образования

В конце 19 – начале 20 века активно развивается теория и методика библиографической деятельности. Появляются крупные работы видных отечественных библиотековедов и библиографов.

Во многом этому способствовала деятельность:

· Русского библиографического общества,

· Русского библиологического общества.

 

Разработкой теоретических проблем библиографии занимались многие выдающиеся библиографы, в том числе:

· А.М. Ловягин,

· К.Н. Дерунов,

· Н.М. Лисовский.

 

Так, Александр Михайлович Ловягин разрабатывал вопросы теории и практики особой дисциплины, которую он называл «библиологией».

Эквивалентом библиологии он считал библиографию.

Эта идея нашла отражение в его работах:

· «О содержании библиологии или библиографии»,

· «О труде библиографа и библиолога».

 

В своей первой работе «О содержании библиологии или библиографии», опубликованной в 1901 году, А.М. Ловягин рассматривал библиологию как комплексную дисциплину, куда водят:

· Библиотековедение,

· Архивоведение,

· История книгоиздания,

· История и организация книжной торговли,

· Практическая библиография,

· История литературы.

В последней работе «О труде библиографа и библиолога», опубликованной в 1914 году, А.М. Ловягин разделили понятия «библиография» и «библиология», рассматривал библиографию как часть библиологии.

Он писал, что:

· библиология – это уровень синтеза и обобщения материала.

· библиография – это уровень анализа документов, то есть их выявление, отбор.

В 20-е годы Ловягин отказался от термина «библиология» и стал использовать термин «книговедение».

К.Н. Дерунов в работе «Жизненные задачи библиографии. Итоги и уроки прошлого русской библиографии за 200 лет» впервые обосновал тезис, что библиографические пособия создаются в ответ на потребности общества.

Большой вклад в разработку теоретических проблем библиографии внес Н.М. Лисовский, который считается основоположником русского книговедения. Он разрабатывал, так называемое, «книговедческое» направление в библиографии. Считал, что библиография – это составная часть книговедения.

Лисовский Н.М. рассматривал книговедение как энциклопедическую социальную, комплексную дисциплину, которая включает в себя:

· книгопроизводство,

· книгораспространение,

· книгоописание (библиографию),

· правовые положения печати и ее статистики.

Задачи библиографии он видел:

· в составлении каталогов,

·  в составлении научно-вспомогательных БП,

· в обслуживании нужд книжной торговли и библиотек,

· в создании рекомендательных пособий.

При этом он выделял следующие виды библиографии:

· научная библиография,

· практическая библиография,

· критическая библиография.

Впоследствии Лисовский изменил свое мнение и стал рассматривать библиографию как самостоятельную дисциплину, а не часть книговедения.

 

Вопросы методики библиографической деятельности нашли отражение в работах А.Д. Торопова, Б.С. Боднарского, Н.А. Рубакина.

Андрей Дмитриевич Торопов в работе «Опыт руководства к подробному описанию книг» (1901) сформулировал принципы книгоописания.

По-существу это была первая в России инструкция по библиографическому описанию.

Николай Александрович Рубакин свои взгляды на методику составления рекомендательных библиографических пособий изложил в 1-м томе 1-го издания указателя «Среди книг» (1906).

Богдан Степанович Боднарский разработал и опубликовал схему классификации библиографических пособий на основе десятичной классификации Дьюи. Правда, эта схема не получила широкого признания.

 

В начале 20 века начинаться преподавание библиографии в учебных заведениях;

· В 1906 г. В Петербургском университете занятия по библиографии вел профессор Эдуард Александрович Вольтер.

· В 1907 году лекции по библиографии в Московском археологическом институте начал читать С.К. Кузнецов.

· С 1913 года лекции по книговедению и библиографии в Петербургском, а с 1916 Московском университетах и читал Н.М. Лисовский.

· В 1913 году в Москве открылись годичные курсы библиотекарей при народном университете Шанявского.

 

 

Таким образом, с 60-х годов 19 века до 20-х годов 20 века крупными достижениями в области библиографии явились:

· Реформа государственной библиографии;

· Интенсивное развитие научно-вспомогательной, рекомендательной, краеведческой, отраслевой библиографии, биобиблиографии;

· Создание репертуаров периодических изданий;

· Возникновение профессиональных организаций библиотекарей и библиографов;

· Активная разработка вопросов теории и методики библиографической деятельности;

· Начинается профессиональная подготовка библиотекарей.



Тема 5. Библиография России. 1917 – 1992 гг.

Третий этап в истории отечественной библиографии охватывает временной отрезок с 20-х годов до начала 90-х годов 20века, то есть 75 лет. Это история библиографии советского времени.

На этом этапе можно выделить 3 периода:

· 1917 – 1940 гг.,

· 1941 – 1945 гг.

· 1946 – 1992 гг.

В эти годы было сделано многое.

Самое главное то, что вся библиографическая работа носила государственный характер, что благотворно сказалось на развитии библиографии.

Библиография России в 1917 – 1940 гг.

 

С первых лет своего существования советская власть уделяла достаточно много внимания развитию библиотечного дела и библиографии.

Не последнюю роль в этом сыграл интерес В.И. Ленина к вопросам создания и распространения информации, его понимание важности библиографической работы.

В первые годы советской власти был принят ряд законодательных актов, которые способствовали налаживанию библиотечного дела и библиографии в России, о чем пойдет речь ниже.

Рассмотрим: как шло развитие основных видов библиографии в период с 1917 по 1940 гг.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: