Цели занятия: закрепление теоретических знаний по теме; знакомство студентов с особенностями течения заболевания, методами обследования, принципами лечения и профилактики; умение анализировать полученные сведения.
Студент должен знать:
• определение понятия «панкреатит»;
• этиологию хронических панкреатитов;
• патогенез хронических панкреатитов;
• основные клинические синдромы и симптомы хронических панкреатитов;
• методы диагностики хронических панкреатитов;
• возможные осложнения хронических панкреатитов;
• принципы диетотерапии и медикаментозного лечения.
Студент должен уметь:
• провести субъективное и объективное обследование пациента;
• поставить и обосновать предварительный диагноз;
• провести дифференциальную диагностику;
• интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов исследования;
• подготовить пациента к дополнительным методам исследования;
• дать рекомендации по диетическому питанию;
• составить план лечения и осуществить его;
• составить план диспансерного наблюдения;
• составить план профилактических мероприятий.
При подготовке к занятию обратите внимание на следующие вопросы.
1. Что такое хронический панкреатит?
2. Какова этиология и факторы риска развития хронического панкреатита.
3. Назовите представления о патогенезе хронического панкреатита?
4. Какие симптомы наблюдаются в клинике хронического холецистита?
5. Какие симптомы обнаруживают при пальпации поджелудочной железы?
6. Какая классификация хронического панкреатита вам известна?
7. Назовите периоды в течении хронического панкреатита.
8. Назовите осложнения хронического панкреатита.
9. Перечислите лабораторно-инструментальные методы исследования, применяемые для диагностики хронического панкреатита.
10. Какие методы лечения пациентов с обострением хронического панкреатита вам известны?
Задание 1
Выберите правильный вариант ответа.
1. Основной патогенетический фактор хронического панкреатита:
а) иммунологический конфликт;
б) эмоциональный стресс;
в) активация панкреатических ферментов;
г) физическое перенапряжение.
2. Клинические симптомы, характерные для обострения хронического панкреатита:
а) боль в животе + рвота «кофейной гущей» + дегтеобразный стул;
б) боль в животе + метеоризм + диарея;
в) боль в животе + алая кровь в кале + слизь в кале;
г) желтуха + боль в животе + лихорадка.
3. Объективные симптомы, обнаруживаемые при обострении хронического панкреатита:
а) симптом Менделя;
б) симптом Мейо-Робсона;
в) симптом Щеткина-Блюмберга;
г) симптом Ортнера, Керра, Мерфи.
4. Стул, характерный для панкреатита:
а) «ректальный плевок»;
б) «овечий кал»;
в) кал, напоминающий «рисовый отвар»;
г) кашицеобразный, маслянистый, обильный, сероватого цвета.
5. Среди клинических форм хронического панкреатита выделяют:
а) болевую форму;
б) хроническую рецидивирующую форму;
в) безболевую форму;
г) псевдоопухолевую (гиперпластическую) форму;
д) все перечисленные.
6. Синдром, характерный для псевдоопухолевой формы хронического панкреатита:
а) надпеченочная желтуха;
б) паренхиматозная желтуха;
в) подпеченочная желтуха;
г) гепатолиенальный синдром.
7. Лабораторный метод диагностики обострения хронического панкреатита:
а) фракционное исследование желудочного содержимого;
б) дуоденальное зондирование;
в) трансаминазы сыворотки крови;
г) определение амилазы крови и диастазы мочи.
8. Информативный метод инструментальной диагностики хронического панкреатита:
а) ФЭГДС;
б) УЗИ органов брюшной полости;
в) ЭКГ;
г) обзорная рентгенография органов брюшной полости.
9. Наиболее эффективные патогенетические препараты, применяемые в период обострения хронического панкреатита:
а) блокаторы Н2-гистаминовых рецепторов;
б) антидиарейные препараты;
в) ингибиторы протоновой помпы;
г) пробиотики.
10. При возникновении внешнесекреторной недостаточности поджелудочной железы применяют:
а) хофитол;
б) эссенциале Н;
в) креон;
г) гликлазид.
Задание 2