Архаика (VIII – VI вв. до н. э.)

Искусство Древней Греции

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

 

Воронеж 2018

 

 

 (1 класс)

Раздел 2. Искусство Древнего мира.

Античное искусство

Эпоху рабовладельческих государств Греции и Рима в период с XII – VIII вв. до н.э. до V вв. н.э. именуют Античным миром.

Искусство Древней Греции.

Значение греческого искусства в истории мировой культуры. Греческие города-государства (полисы). Рабовладельческая демократия. Принципы гуманизма в греческом искусстве («человек – мера всех вещей»). Мифология Древней Греции. Основой Древней Греции были города-государства (полисы) – первые в истории человечества республики, провозгласившие принципы демократии в рамках рабовладельческого строя. Социально-политическое устройство активно повлияло на развитие древнегреческой архитектуры. История греческой архитектуры прошла следующие периоды своего развития: гомеровская Греция; архаика; классика; эллинизм. В гомеровский период зародилась греческая монументальная архитектура.

Периодизация.

Гомеровский период. (XII – IX вв. до н. э

Архаика (VIII – VI вв. до н. э.).

Ранняя классика. (490 – 450 г. до н. э.)

Высокая классика. (450 – 400 г. до н. э.)

Поздняя классика (400 г. до н. э. – 323 г. до н. э.).

Эллинизм. (IV в. до н. э. – I в. н. э.).  

 

Гомеровский период. (XII – IX вв. до н. э.).

Мифология. «Иллиада» и «Одиссея» Гомера. Большую часть сведений об облике сооружений того периода ученые почерпнули из произведений Гомера.

Архитектура.

 В гомеровский период зародилась греческая монументальная архитектура. В этот период зарождения и развития эллинской архитектуры, время постепенного разложения родового строя и появления новых классовых отношений. В основе эллинского зодчества изначально лежали традиции эгейской культуры, но впоследствии зарождались и новые, самобытные черты. В бронзовом веке храмы еще не строились. И только в начале VIII века появляется храм, особенности конструкции которого напоминают мегарон, возникший ранее в архитектуре Крита и Микен. Основным строительным материалом для храма стал необожженный кирпич, а двускатная крыша была сделана из дерева.

В те времена строились дома из древесины, которые для большей прочности скрепляли металлической обшивкой.

Еще одним распространенным видом строительного материала был кирпич - сырец. К концу периода строители начали использовать черепицу из обожженной глины. Для этого времени характерно строительство не только обычных жилых домов, но и первых храмов.

Данный период примечателен формированием особенной планировочной системы, важное место в которой занимает колоннада, окружающая здание со всех сторон. Этот тип храма – периптер.

Скульптура.

До наших времен сохранились только творения мелкой пластики. Статуэтки, создаваемые из терракоты, слоновой кости или бронзы, изображали богов и известных героев. А монументальная скульптура Греции, создаваемая в течение длительного гомеровского периода, сохранилась только в изображениях, передаваемых древними рукописям. Статуи, изготовленные из дерева, изображали человека грубо и достаточно схематично. Такие изваяния держали оружие и были украшены предметами одежды из металла.

 

Вазопись.

Геометрический стиль.

 В гомеровский период вазопись начиналась с совсем простых узоров. Среди них – несложные геометрические фигуры (треугольники, квадраты, круги, прямоугольники), волнистые линии, жирные точки. В 900 гг. до н.э. в Греции процветает геометрика. С ее развитием меняются и узоры на кувшинах. Изначально круги и эллипсы выводили при помощи циркуля.  Позже орнаменты усложнились. Со временем появились сюжеты из жизни, сложенные из геометрических фигур. Фигурки логически чередовались, образуя цепочки и превращая простой орнамент в замысловатый рисунок. Такие чередования отделяли друг от друга горизонтальными линиями. Например: «Дипилонская амфора», в верхнеем ярусе, которой изображена похоронная процессия. Эта амфора являлась надгробием. Это еще одна функция «геометрических сосудов» в этот период (соединяли в себе скульптуру и живопись). Название частей сосудов повторяют названия частей человеческого тела.

 

Дипилонская амфора

 

 

Архаика (VIII – VI вв. до н. э.)

Архитектура.

Ордерная система. Сложение и эволюция ордера, как эстетической конструктивной системы. Дорический стиль. Храм Геры в Олимпии. Ионический ордер. Храм Геры на острове Самос. Типы храмов (периптер). Ведущая роль экстерьера в древнегреческой архитектуре.

Период архаики сыграл очень важную роль в древнегреческой архитектуре – происходит процесс сложения системы архитектурных ордеров, вырабатывается типология греческих храмов. Ордер становится общей системой правил и эстетических норм. В переводе с латинского ordo означает "строй, порядок", термин применяли к пропорциям древних храмов между несущими и несомыми частями: колоннами и антаблементом (верхним перекрытием). Три ордера пришли в классику из греческой архитектуры: дорический, ионический, коринфский. Различались они соотношением и размерами базы, капители, фриза.

 В эпоху архаики применялись два типа ордера – дорический и ионический.

Ордер в архитектуре — это стоечно — балочная система. Система проявления конструкции сооружения в определенной форме. С развитием и становлением стилистики различных ордеров устанавливается соразмерность целого сооружения и отдельных его частей, композиция и соответствующие пропорции. Постепенно совершенствуются формы построек, и греческая классика достигает вершины своего развития.

В архитектуре древней Греции использовались три основные ордера:

Дорический

Ионический

Коринфский

Основное различие архитектурных ордеров заключалось прежде всего в формах колонн и антаблемента, а также в различных декоративных деталях и соотношении пропорций.

При этом планировка пространства зданий была одинаковой для всех ордерных систем. И дорический, и ионический ордера использовались в процессе строительства не только культовых, но и светских сооружений, а также мест общественного посещения.

Каждая постройка представляет собой единое целое, созданное из отдельных архитектурных элементов.

В древнегреческой архитектуре использовалась система колонн и антаблементов или, как ее еще называют: стоечно - балочная система. Лучшими образцами построек стали храмы, которые изначально возводились из древесины, а позднее — из природного камня.

Простейшим типом каменного храма был «Храм в Антах», более совершенным типом становится «простиль», а затем – «амфипростиль». Классическим типом греческого храма признан «периптер» – храм, прямоугольной формы в плане, окруженный со всех сторон колоннадой. Дальнейшее усложнение композиции приводит к появлению таких храмов, как «диптер» – храм, окруженный двумя рядами колонн, «псевдопериптер» и «псевдодиптер».

Дорический ордер

Дорический ордер — наиболее массивный из всех, но при этом отличается простотой декоративных деталей и строгостью отделочных элементов. Дорический ордер сформировался в VI веке до нашей эры. Ярким примером можно считать храм Геры в Олимпии.

 

Храм дорического ордера обычно строили на трехступенчатом высоком основании. Ступени  не были предназначены для восхождения людей. Это был один из характерных элементов древнегреческой архитектуры. Высота ступеней основания определялась из расчета общих пропорций сооружения.

На трехступенчатом основании устанавливались колонны, не имеющие базы. Они состояли из капители (эхин, абака) и каннелюрованного ствола, имевшего небольшое утолщение. Антаблемент дорического ордера был трехчастным. На колоннах размещался архитрав с фризом, который состоял из триглифов и метоп. Он также поддерживал слегка выступающий карниз. Крыша была двускатной с небольшим уклоном. Фронтон треугольной формы, как правило, был украшен скульптурами.

Ионический ордер

Постройки ионического ордера характеризуются большей легкостью и изяществом. Особенно это заметно по сравнению с массивными элементами дорического ордера.

Ионические храмы раннего периода имели большие размеры и более роскошное убранство, чем тяжеловесные и строгие дорические храмы

Но главной отличительной особенностью можно считать внешний облик колонн: они гораздо стройнее и тоньше. К тому же, имеют базу, ствол и капитель.

Наиболее роскошной формой характеризуется капитель с волютами.

При этом колонны не связаны ритмическими элементами, как в дорическом ордере. Вместо фриза ионический антаблемент был отделан поясом, декорированным барельефом. Все детали ионического ордера имели сложную профилировку.

Наибольшего расцвета ионический ордер достигает в Малой Азии, где образцы сооружений имеют значительные размеры.

В самой Греции сооружения ионического ордера представлены небольшими изящными постройками. Из сохранившихся образцов можно назвать храм Ники- Аптерос в ансамбле Акрополя в Афинах.

 

 

Коринфский ордер

Изысканный и пышный коринфский ордер появляется только лишь в классический период, во 2/пол. 5 в. до н.э. Его название, как считается, происходит от г. Коринф в Греции. Коринфский ордер близок к ионическому ордеру, но имеет более высокую колонну с базой и стволом прорезанным канелюрами, отличается более вытянутыми пропорциями. Главное отличие коринфского ордера от ионического заключалось в наличие капители с четырьмя сторонами, украшенными скульптурным изображением листьев аканта. Капитель, представляющей собой колокол, окружённый двумя рядами листьев аканта, из четырёх углов которого, из-за листьев аканта, выступают стебли, образующие вверху небольшие завитки - волюты. На них опирается профилированный абак. Антаблемент близок ионическому. Коринфский ордер получил свое развитие на основе ионического и окончательно сформировался только в римской архитектуре.

Среди наиболее значительных образцов коринфского ордера в Греции можно назвать капитель памятника Лисикрата в Афинах. Еще одним примером использования коринфского ордера является незаконченный афинский Олимпейон.

Скульптура.

Монументальная скульптура. «Куросы». «Коры».  Коры с афинского Акрополя. Архаическая улыбка.

Для скульптуры Греции периода архаики отличительной чертой является возникновение на лицах статуй улыбки («архаическая улыбка»), призванной одухотворять их, а сами скульптуры все больше соответствуют пропорциям человеческого тела. Идол стал восприниматься как обобщенный, собирательный образ человека. Ярким примером женских фигур архаики являются «Богиня с гранатом» (580-570 гг. до н.э.).

«Богиня с гранатом»

Среди мужских образов особо выделяется скульптура «Аполлон Тенейский», сотворенный в 560-550 гг. до н.э. Существенное место в искусстве того времени занимает монументальная скульптура. На рельефе было принято отображать наиболее любопытные и значимые мифы Древней Греции. Внимательное рассмотрение композиции фронтона храма Артемиды (около 590 г. до н.э.), позволяет насладиться зрелищем захватывающего, стремительно разворачивающегося сюжета известного мифа о Медузе-Горгоне и славном Персее.

Разновидности сосудов в Древней Греции

Древние греки выдумали массу традиционных и причудливых форм кувшинов для воды и других жидкостей. Среди них:

  • Амфора. Этот сосуд овальной формы, имеет 2 ручки. Традиционный объем – чуть больше 25 литров.
  • Алабастр. Сосуд с плоским горлом, к которому крепилось «ушко», чтобы удобнее было вешать на стену. Хранили в этом небольшом кувшинчике парфюмерные компоненты.
  • Динос. В нем смешивали спиртное. Чаще – вино. По виду этот сосуд напоминает кувшин на подставке.
  • Гидрия. Удлиненный сосуд, в котором хранили воду или напитки для пиршеств. Чаще у таких кувшинов расписывали только ручки.
  • Канфар. Очень похож на кубок с ручками и высокой ножкой.
  • Киаф больше похож на чашу с одной ручкой, длинной и изогнутой. Применялся для зачерпывания жидкостей. Им меряли не только воду, но и сыпучие вещества. Объем киафа – примерно 45 мл.
  • Килик. Плоская чаша на ножке, имеющая пару ручек.
  • Кратер играл роль емкости для разбавления крепких вин. Горло его довольно широкое.
  • Скифос. Почти полулитровая чаша с 2 ручками. Предназначался для напитков.
  • Стамнос. Овальный, сплющенный сосуд для вина с тонким горлышком.

Были и другие разновидности сосудов. Всего их насчитывается более 50 видов. В амфорах хранили вина, масло. Из килика вино пили. Кратер напоминал чашу. Название «гидрия» говорит само за себя. В ней хранили воду.

В основном любые сосуды использовали для хранения жидкостей или украшения пиршеств. Некоторые кувшины специально расписывали к важным датам и празднованиям. Эти сосуды служили исключительно для гостей, часто им их дарили.

Чернофигурный стиль

Со второй половины VII в. до начала V в. до н. э. чернофигурная вазопись развивается в самостоятельный стиль украшения керамики. Всё чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Композиционные схемы также подверглись изменениям. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне. После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала чёрный цвет. Другим центром производства керамики были Афины, заимствовали технику коринфского вазописного стиля. К 570 г. до н. э. Афины даже превзошли Коринф по качеству своих ваз и размаху производства. Эти афинские вазы получили в искусствоведении название «аттическая чернофигурная керамика». Впервые мастера гончарного дела и художники-вазописцы стали с гордостью подписывать свои произведения, благодаря чему их имена сохранились в истории искусства. Самым знаменитым художником этого периода является Эксекий. Знаменитая чернофигурная чаша (килик) «Дионис в ладье» Эксекия. Ок. 530 г. до н. э. Государственное античное собрание. Мюнхен


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: