Спортсменам, чтобы завоевать мировой рекорд, приходится интенсивно тренироваться не один год

ЕГЭ-2019  Вариант №21

Начало формы

Часть 1.

 

Прочитайте текст и выполните задания 1–3

(1)В тех частях земного шара, где запасы пресной воды невелики, в качестве питьевой воды и для бытовых нужд используют морскую воду, предварительно удаляя из неё соль. (2)<...> процесс называется опреснением и может осуществляться разными способами. (3)Чаще всего применяется кипячение воды, при котором вода начинает подниматься вверх в виде пара, а соль остаётся внизу, после чего пар охлаждается и, конденсируясь, превращается в чистую воду.

 

1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? Запишите номера этих предложений.

1) В тех частях земного шара, где запасы пресной воды невелики, в качестве питьевой воды и для бытовых нужд используют морскую воду, предварительно удаляя из неё соль с помощью фильтрации и аэрации.

2) В местностях с особенно жёсткой водой для удаления некоторых растворённых в ней солей иногда используют химическую обработку, и только после этого вода поступает в трубы для бытовых нужд.

3) Там, где запасы морской воды велики, для опреснения морской воды строят специальные опреснительные станции, которые позволяют получить из солёной воды пресную.

4) Там, где запасы пресной воды невелики, используют морскую воду, опресняя воду при кипячении, когда она в виде пара поднимается вверх, а соль остаётся внизу; пар, конденсируясь, превращается в чистую воду.

5) Чтобы опреснить морскую воду в местах, которые испытывают недостаток пресной воды, используют кипячение, при котором вода в виде пара поднимается вверх, оставляя соли внизу, а затем конденсируется, превращаясь в чистую воду.

 

2. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.

 

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СОЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

 

СОЛЬ, -и, мн. -и, -ей, жен.

1. ед. Белое кристаллическое вещество с острым вкусом, растворяющееся в воде. Природная с. Поваренная с. Морская с. Добыча соли.

2. Такое вещество, употр. как приправа к пище. Столовая с. Пуд соли съесть с кем-н. (перен.: тесно и долго общаясь, хорошо узнать кого-н.; разг.).

3. перен., ед. То, что придаёт особенный интерес, остроту чему-н. В этом и состоит вся с. рассказа.

4. перен., ед. О лучших представителях какого-н. общества, общественной группы. Эти моряки с. русского флота. С. земли (о лучших представителях общества; книжн.).

5. В химии: соединение, в к-ром водород кислоты замещён металлом. Почвенные соли.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

оклЕить

бАнты

мОлящий

зАгодя

щемИт

 

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Выход первого издания книги был довольно ДРАМАТИЧНЫМ, почти детективным.

ЗА ЖИТЕЙСКОЙ мудростью люди приходили к моей бабушке, которая всех мирила и рассуживала.

Кадровая реформа должна ОБХВАТИТЬ фактически всех общественных служащих, состоящих как на госслужбе, так и в органах местного самоуправления.

Автор искренне ПРИЗНАТЕЛЕН всем, кто способствовал выполнению настоящей работы.

Ирина уже ничего не ждала для себя лично, и в этот момент судьба сделала ей ЦАРСКИЙ подарок.

 

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите употреблённое слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Спортсменам, чтобы завоевать мировой рекорд, приходится интенсивно тренироваться не один год.

 

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

несколько БАШЕН  шерстяные СВИТЕРЫ НАИСЛОЖНЕЙШАЯ операция возьми нитку ПОТОЛЩЕ в ПОЛУТОРАСТАХ милях  
   

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Г) неправильное построение предложения с косвенной речью Д) ошибка в построении предложения с однородными членами   ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Заказники создаются как для поддержания, так и для восстановления численности редких видов животных, оказавшихся под угрозой вымирания. 2) Все, кто слушал выступление профессора, в очередной раз был удивлён яркостью, оригинальностью и глубиной его речи. 3) Находясь низко над горизонтом, создаётся неверное представление о размерах Луны. 4) Оказавшись в доме незнакомых людей, дождитесь, когда вас представят. 5) Вопреки рекомендаций врачей спортсмен не снижал нагрузки во время тренировок. 6) Статья А. Баушева обратила на себя внимание курского губернатора, пожелавшего познакомиться с молодым автором. 7) Я с удивлением спросил, что где же крепость. 8) В фамусовском обществе ценятся не только благородство и честность, а угодничество и подхалимство. 9) Всё творчество писателя Е. Носова и есть большая мудрая книга, помогающая людям быть добрее, щедрее душой.  

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А Б В Г Д
         

 

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) прот..реть, прив..заться, г..лосовой

2) рекл..мировать, обр..мление, одр..хлевший

3) обж..гаться, прогр..ссивный, препод..вать

4) умн..жать, напр..вление, фин..нсист

5) прим..рять (вещи), м..тинговать, интелл..ктуальный

 

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..берёг, пр..одолел, пр..спокойный

2) из..мать, раз..грал, с..митировать

3) ра..хаживать, ди..баланс, в..тревоженный

4) кинос..ёмка, суб..ект, двух..ярусный

5) под..брать, р..зыскать, п..знавать

 

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) жал..ваться, забинтов..вать 2) намер..ваться, выздоров..ть 3) масл..це, удачл..вый 4) продл..вать, надоедл..вый 5) земл..ной, вод..нистый

 

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) предвид..вший, движ..мый

2) ежи (кол..тся), беле..щее (пятно)

3) расстел..шь, заморож..нный

4) (котята) жмур..тся, печал..щийся (о прошлом)

5) неж..щийся (на солнце), уравновеш..нный

 

13. Определите  предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

За открытиями и впечатлениями мы стремимся в дальние страны, в дикие джунгли или высокие горы, на (НЕ)ОБИТАЕМЫЕ острова.

Рост сорняков трудно остановить, пока в земле осталось корневище, причём если удалить его (НЕ)ЦЕЛИКОМ, то оставшиеся части дадут новые побеги.

Перед нами росянка — одно из отнюдь (НЕ)МНОГОЧИСЛЕННЫХ насекомоядных растений отечественной флоры.

Кто при чтении поэм Гомера (НЕ)ПОРАЖАЛСЯ силе таланта слепого, по преданию, сказителя!

(НЕ)ПОДНИМАЯ на зрителей глаз, актёр подошёл к самому краю сцены.

 

14. Определите  предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

Я человек небогатый; дела мои расстроены, да и к ТОМУ(ЖЕ) мне наскучило кочевать с места на место (В)ТЕЧЕНИЕ целого года.

По некоторым мелочам, (ПО)ТОМУ, например, как оба они (В)МЕСТЕ варили кофе, я мог заключить, что живут они мирно, благополучно и что они рады гостю.

Выражение лица у неё было такое, словно она готова (ТОТ)ЧАС заплакать, (НЕ)СМОТРЯ на то что новости были очень хорошие.

Время мы проводили большею частью в разговорах; иногда доктор приносил КАКУЮ(НИБУДЬ) книгу или журнал и читал нам (В)СЛУХ.

(В)ДАЛИ на (СЕВЕРО)ЗАПАДЕ поднялась гряда гор.

 

15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Ещё в Средние века одним из традицио(1)ых блюд стало мясо, жаре(2)ое над открытым огнём, чтобы мясо прожарилось, его нужно вращать, и в XVI веке какой-то смышлё(3)ый повар придумал неожида(4)ый механизм вращения, в котором двигателем служила собака.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Напишите номера этих предложений.

1) Первые тополиные листочки сильно и терпко пахли и аромат их перебивал все остальные запахи.

2) Пушкин часто упоминает о тех или иных периодах своей жизни.

3) Своими пьесами и рассказами Чехов создал самобытный и совершенно автономный мир.

4) Крайние домики уже спали и слепо таращились темными окнами на путника.

5) Литература сострадает обиженным судьбой людям и через это сострадание читатель находит в книге свою связь с другими людьми.

 

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятые.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: