Знаки препинания при прямой речи

Конспект урока русского языка

 Дата 30.04.2020.

Группа № 84 профессия автомеханик 2 курс

Тема: «Предложения с чужой речью».

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

Тип урока: урок повторения и обобщения материала.

Цель урока: повторить и обобщить сведения о способах передачи чужой речи, формировать навыки грамотного оформления чужой речи.

Ключевые слова: понятие чужой речи; прямая речь; косвенная речь; несобственно – прямая речь, цитита; диалог.
Основные понятия:


Используемая литература:
1. Учебник Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч.2/ Н.И. Гольцова, И.В. Шамшин., М.А. Мищерина- ООО «Русское слово – учебник», 2017.

Интернет – ресурсы:

1.Видеоурок. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них. https://yandex.ru/video/preview  Дата обращения 29.04.2020

2.Видеоурок. Чужая речь. Способы передачи чужой речи. https://yandex.ru/video/preview  Дата обращения 29.04.2020

Презентация к уроку «Предложения с чужой речью».




Ход урока

Мотивационный модуль.

Формулируется тема урока.

 

Ребята, на этом уроке вы  повторите сведения  о  

2. Основная часть
Объясняющий модуль.


Теоретический материал для самостоятельного обучения

План:

1.Способы передачи чужой речи.

Способы передачи чужой речи.

Знаки препинания при прямой речи.

Знаки препинания при диалоге.

Знаки препинания при цитатах.

 

В зависимости от способа передач различают три разновидности чужой речи: прямую, косвенную, несобственно-прямую.

Прямая речь — это форма точной передачи чужой речи с воспроизведением лексических особенностей, синтаксического строя и т. д. Прямая речь сопровождается словами автора. В текстах художественной литературы прямая речь используется для создания речевой характеристики героев.

Косвенная речь — это чужая речь, введённая автором в повествование в форме придаточного предложения; она не передаёт дословно речь говорящего, отражая её приблизительно.

Несобственно-прямая речь передаёт лексическое и эмоционально-экспрессивное своеобразие прямой речи, но использует формы личных и притяжательных местоимений, как в косвенной речи. Ср.:

Аверкий подумал: «Как быть с местом, сходить или нет? Если скоро умрёшь, думать тут, конечно, нечего. Ну, а если не скоро?» — прямая речь.

Аверкию надо было подумать, как быть с местом, если он умрёт, — косвенная речь.

Но всё-таки надо было подумать: как бытье местом, сходить или нет? Если скоро умрёшь, думать тут, конечно, нечего. Ну, а если не скоро? (И. Бунин) — несобственно-прямая речь.

Знаки препинания при прямой речи.

Прямая речь, в том числе и внутренняя речь, выделяется кавычками. Слова автора могут стоять перед прямой речью, после неё, разрывать прямую речь.

1. Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие и открывающиеся кавычки. В зависимости от типа предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске в конце прямой речи ставятся, точка (перед ней — закрывающиеся кавычки), вопросительный или восклицательный знак, при прерванности или недосказанности — многоточие (после них — закрывающиеся кавычки). Например: Услыхали, дятел долбит, и говорят: «Сколько дятел вреда приносит дереву!» А у нас тут был свой учёный человек, доктор, хороший человек, разыскал то дерево и спрашивает: «Отчего это дерево подсыхает?» Они отвечают:«Червяк точит». (М. Пришвин) Вопросительный, восклицательный знаки и многоточие ставятся перед кавычками, точка — после кавычек.

Схемы: А: «П!» А: «П?» А: «П...» А: «П».

2. Если прямая речь начинается с абзаца, то вместо кавычек ставится, как правило, тире. Например:

Я подошёл к нему и сказал медленно и внятно:

— Мне очень жаль, что я взошёл после того, как вы уже дали честное слово в подтверждение самой отвратительной клеветы. (М. Лермонтов)

3. Если слова автора стоят после прямой речи, заключённой в кавычки, то перед словами автора ставится тире, слова автора начинаются со строчной буквы. В конце прямой речи перед кавычками в зависимости от характера предложения ставятся вопросительный, восклицательный знаки или многоточие; если же предложение повествовательное невосклицательное, то после кавычек ставится запятая. Например: «Надо жить по закону природы и правды», — проговорила из-за двери г-жа Дергачёва (Ф. Достоевский); «Сколько вам может быть лет?» — спросил Балунский, глядя на реку. (А. Куприн)

Схемы: «П», — а. «П?» — а. «П!» — а.

4. Если слова автора разрывают прямую речь, то кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и словами автора:

а) если на месте разрыва прямой речи не должно быть никакого знака препинания или должны стоять запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, то слова автора с обеих сторон выделяются запятыми и тире, а вторая часть прямой речи пишется со строчной буквы. Например: «Однако, — говорю я, — крупных-mo господ осталось три-четыре на уезд». (И. Бунин)

Схема: «П, — а, — п».

б) если на месте разрыва прямой речи должна стоять точка, то перед словами автора ставятся запятая и тире, а после слов автора — точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Например: «Надо же служить, — отвечал он с убеждением. — А двойное жалованье для нашего брата, бедного человека, много значит». (Л. Толстой)

Схема: «П, — а. — П».

в) если на месте разрыва прямой речи должен стоять вопросительный, восклицательный знаки или многоточие, то эти знаки сохраняются, после них ставится тире, слова автора начинаются со строчной буквы, после них ставится точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Например: «Как названивают! — сказал он, радуясь. — Послушай только, что делается! По всей Десне». (Е. Носов)

Схема: «П! — а. — П».

5. Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания и при этом первая часть прямой речи относится к одному глаголу, а вторая — к другому, то после слов автора ставится двоеточие и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Например: «Изумительно! — воскликнул непрошеный собеседник и, почему-то воровски оглянувшись и приглушив свой низкий голос, сказал: — Простите мою навязчивость, ноя так понял, что вы, помимо всего прочего, ещё и не верите в Бога?» (М. Булгаков)

Схема: «П! — а: — П?»

6. Если прямая речь находится внутри слов автора, то перед прямой речью ставится двоеточие, после неё — запятая или тире. Как правило, тире ставится в том случае, если после прямой речи по условиям контекста должен стоять вопросительный, восклицательный знаки или многоточие. Слова автора после разрыва пишутся со строчной буквы. Например: Я прижался к перилам и пропустил носилки, а Катя жалобно сказала: «Мамочка» — и пошла рядом с носилками. (В. Каверин)

Схемы: А: «П» — а. А: «П», а. А: «П!» — а. А: «П?» — а. А: «П...» — а.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: