Назовите междометия, определите группу по значению

Тема занятия: Междометия и звукоподражательные слова.

Цель: повторить морфологические признаки междометия; формировать умение слышать, видеть и употреблять междометия в устной и письменной речи, способствовать развитию логического мышления, учить выделять главное в материале учебника, развивать наблюдательность и речь, воспитывать интерес к родному языку, культуру речевого этикета.

1. Фронтальный опрос.

1. Какие части речи мы относим к служебным?

(Союзы, предлоги, частицы)

2. Почему их называют служебными? Для чего служит каждая служебная часть речи?

(Союз — служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного предложения. Предлог — служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании, а значит, и

в предложении. Предлоги не изменяются и не являются членами предложения. Частица — служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слов.)

3. Чем они отличаются от самостоятельных частей речи?

 (Не имеют грамматических форм рода, числа, не являются членами предложения, зависят от самостоятельных частей речи.)

 

Сегодня мы будем говорить о словах, которые в древнегреческих александрийских грамматиках в качестве отдельной группы выделялись как вздыхающие, или стонущие, передающие чувство боли и т.п. Позже,

в грамматиках латинского языка, они были оформлены в отдельную часть речи как слова, передающую эмоцию посредством неоформленных слов, приносящихся с придыханием или грубо и назвались словами, "брошенными между". В «Академической грамматике современного русского языка», выпущенной в 1980 г., этим словам дается такое определение:

… – это класс неизменяемых слов, служащих для нерасчлененного выражения чувств, ощущений, душевных состояний и других (часто непроизвольных) эмоциональных и эмоционально-волевых реакций на окружающую действительность

- Как вы думаете, о каких словах пойдет речь на уроке?

(Междометия)

- Вам поможет определить тему эпиграф

 

  Человеку необходимо

изведать сильные чувства,

чтобы в нем развились

благородные свойства,

которые расширили бы круг его жизни.

Бальзак О.

 

Междометия были известны в латинском языке еще в 1 веке до н.э. и имели значение «брошенное между полнозначными словами».

Междометие — это особая часть речи, объединяющая слова, которые служат сигналами различных чувств и побуждений, но не называют ни того,

ни другого. 

Междометия не изменяются и не являются членами предложения. Выражаемые ими чувства или волеизъявления передаются при помощи своеобразной эмоциональной интонации. Ах, как много на свете кошек!

Междометия не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Они не обозначают предметы, их признаки, действия, не являются членами предложения.

Междометия на письме выделяются запятой или восклицательным знаком:

2. Анализ предложений

1. О мой город, я вернулся! О - усилительная частица при обращении, она

 не отделяется от обращения запятой.

2. О чем ты воешь, ветер ночной? О - предлог.

3. О, говори хоть ты со мной, подруга семиструнная! О - междометие.

Междометия делятся

1)  по значению на:

Эмоциональные (выражают чувства сожаления, одобрения, ненависти, страха, радости, недоумения, восхищения и т.д.): а, ай, ах, увы, фу, ура, ба, бог с тобой, боже мой, браво, вот это да, вот тебе раз, ну, да ну, господи, ей-богу, как бы не так, как же, ну и ну, ага, о, ох, ой, ай-ай-ай, подумаешь, еще чего, гм, однако, с ума сойти, то-то, тьфу, увы, ужас, ура, черт возьми и т.д.

Побудительные (выражают приказание, приветствие): вон, прочь, марш, ну, на (возьми), фас, кис-кис, цып-цып, майна, вира, бай-бай, тсс, стоп, алло, караул, чу, айда,, кыш, брысь, но, тпру, цыц, шабаш, ну-ка, ау, эй...

Этикетные междометия: спасибо, пожалуйста, извините,

 до свидания, здравствуйте, благодарю, прощай(те), прости(те), всего хорошего, будьте добры, будьте любезны, мое почтение, привет, пока, здорово...

2) по структуре на:

простые: ах, ой, н;.

сложные: повторение одинаковых частей: ай-ай, ой-ой;

составные состоят из двух и более слов: боже мой, вот те раз, черт те что, то-то и оно.

3) по происхождению на:

Непроизводные (не соотносимые с другими частями речи): ах, ох, ой.

Производные (соотносимые с другими частями речи): боже мой, батюшки, спасибо, пожалуйста, здравствуйте.

В некоторых случаях междометия переходят в знаменательные части речи, приобретая их значение:

1) Ура! Мы победили! - собственно междометие, выражающее восторг, душевный подъем, взлет.

2) Далеко слышится победное ура. – в роли подлежащего.

3) Гляди-ка, за год ты ого-го как вырос! междометие ого-го употребляется в значении наречия-обстоятельства.

4) Ого-го! Отзовитесь! собственно междометие, выражающее призыв, побуждение.

 

Русская речь необычайно богата, неисчерпаема. Давайте вспомним также про звукоподражательные слова, которые примыкают к междометиям. 

Звукоподражательные слова - это слова, передающие различные звуки живой и неживой природы: человека (хи-хи-хи, ха-ха-ха и т.д.), животных (хрю-хрю, мяу-мяу, му, гав- гав и т.д.), предметов (динь- динь, тик-так, бух- бух, хлоп и т.д.).
1. Это неизменяемые слова.
2. Они не выражают эмоций, чувств и побуждений.
3. Состоят из одного слога (бе и т.д.) или повторяющихся, которые пишутся через дефис (ква-ква и т. д.).
4. Служат для образования новых слов: мяуканье, мяукать, кваканье, квакать и т.д.

5. Звукоподражательные слова выступают в роли различных членов предложения.

 

Скажите, отличаются ли звукоподражательные слова от междометий и чем?

(Звукоподражательные слова в отличие от междометий, не выражают чувств, настроений, побуждений, они лишь передают звуки окружающего мира. Звукоподражательные слова обычно выступают в роли каких-либо членов предложения:

А щука бух в воду! Ночью на болоте слышно только лягушачье ква-ква.)

3. Практическая работа (устно)

1. Назовите звукоподражательные слова.

1. Окунь сорвался с крючка, запрыгал по траве к родной стихии и бултых

 в воду! (А. Чехов)

2. Стук-стук-стук! Гуляет топорик по стволам великанов-сторожей. (Л. Чарская)

3. Мишка снова бух в кастрюлю кружку воды. (Н. Носов)

4. А за нею клоп, клоп сапогами топ, топ! (К. Чуковский)





Назовите междометия, определите группу по значению.

1. Ой! Легка коробушка, плеч не давит ремешок. (чувства)

2. Чу! Конь стучит копытами. (команда)

3. Ну, выкинул ты штуку! (чувства)

4. Пока, дружок! (этикет)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: