Тема занятия: Междометия и звукоподражательные слова.
Цель: повторить морфологические признаки междометия; формировать умение слышать, видеть и употреблять междометия в устной и письменной речи, способствовать развитию логического мышления, учить выделять главное в материале учебника, развивать наблюдательность и речь, воспитывать интерес к родному языку, культуру речевого этикета.
1. Фронтальный опрос.
1. Какие части речи мы относим к служебным?
(Союзы, предлоги, частицы)
2. Почему их называют служебными? Для чего служит каждая служебная часть речи?
(Союз — служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного предложения. Предлог — служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании, а значит, и
в предложении. Предлоги не изменяются и не являются членами предложения. Частица — служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слов.)
|
|
3. Чем они отличаются от самостоятельных частей речи?
(Не имеют грамматических форм рода, числа, не являются членами предложения, зависят от самостоятельных частей речи.)
Сегодня мы будем говорить о словах, которые в древнегреческих александрийских грамматиках в качестве отдельной группы выделялись как вздыхающие, или стонущие, передающие чувство боли и т.п. Позже,
в грамматиках латинского языка, они были оформлены в отдельную часть речи как слова, передающую эмоцию посредством неоформленных слов, приносящихся с придыханием или грубо и назвались словами, "брошенными между". В «Академической грамматике современного русского языка», выпущенной в 1980 г., этим словам дается такое определение:
… – это класс неизменяемых слов, служащих для нерасчлененного выражения чувств, ощущений, душевных состояний и других (часто непроизвольных) эмоциональных и эмоционально-волевых реакций на окружающую действительность
- Как вы думаете, о каких словах пойдет речь на уроке?
(Междометия)
- Вам поможет определить тему эпиграф
Человеку необходимо
изведать сильные чувства,
чтобы в нем развились
благородные свойства,
которые расширили бы круг его жизни.
Бальзак О.
Междометия были известны в латинском языке еще в 1 веке до н.э. и имели значение «брошенное между полнозначными словами».
Междометие — это особая часть речи, объединяющая слова, которые служат сигналами различных чувств и побуждений, но не называют ни того,
ни другого.
Междометия не изменяются и не являются членами предложения. Выражаемые ими чувства или волеизъявления передаются при помощи своеобразной эмоциональной интонации. Ах, как много на свете кошек!
|
|
Междометия не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Они не обозначают предметы, их признаки, действия, не являются членами предложения.
Междометия на письме выделяются запятой или восклицательным знаком:
2. Анализ предложений
1. О мой город, я вернулся! О - усилительная частица при обращении, она
не отделяется от обращения запятой.
2. О чем ты воешь, ветер ночной? О - предлог.
3. О, говори хоть ты со мной, подруга семиструнная! О - междометие.
Междометия делятся
1) по значению на:
Эмоциональные (выражают чувства сожаления, одобрения, ненависти, страха, радости, недоумения, восхищения и т.д.): а, ай, ах, увы, фу, ура, ба, бог с тобой, боже мой, браво, вот это да, вот тебе раз, ну, да ну, господи, ей-богу, как бы не так, как же, ну и ну, ага, о, ох, ой, ай-ай-ай, подумаешь, еще чего, гм, однако, с ума сойти, то-то, тьфу, увы, ужас, ура, черт возьми и т.д.
Побудительные (выражают приказание, приветствие): вон, прочь, марш, ну, на (возьми), фас, кис-кис, цып-цып, майна, вира, бай-бай, тсс, стоп, алло, караул, чу, айда,, кыш, брысь, но, тпру, цыц, шабаш, ну-ка, ау, эй...
Этикетные междометия: спасибо, пожалуйста, извините,
до свидания, здравствуйте, благодарю, прощай(те), прости(те), всего хорошего, будьте добры, будьте любезны, мое почтение, привет, пока, здорово...
2) по структуре на:
простые: ах, ой, н;.
сложные: повторение одинаковых частей: ай-ай, ой-ой;
составные состоят из двух и более слов: боже мой, вот те раз, черт те что, то-то и оно.
3) по происхождению на:
Непроизводные (не соотносимые с другими частями речи): ах, ох, ой.
Производные (соотносимые с другими частями речи): боже мой, батюшки, спасибо, пожалуйста, здравствуйте.
В некоторых случаях междометия переходят в знаменательные части речи, приобретая их значение:
1) Ура! Мы победили! - собственно междометие, выражающее восторг, душевный подъем, взлет.
2) Далеко слышится победное ура. – в роли подлежащего.
3) Гляди-ка, за год ты ого-го как вырос! междометие ого-го употребляется в значении наречия-обстоятельства.
4) Ого-го! Отзовитесь! собственно междометие, выражающее призыв, побуждение.
Русская речь необычайно богата, неисчерпаема. Давайте вспомним также про звукоподражательные слова, которые примыкают к междометиям.
Звукоподражательные слова - это слова, передающие различные звуки живой и неживой природы: человека (хи-хи-хи, ха-ха-ха и т.д.), животных (хрю-хрю, мяу-мяу, му, гав- гав и т.д.), предметов (динь- динь, тик-так, бух- бух, хлоп и т.д.).
1. Это неизменяемые слова.
2. Они не выражают эмоций, чувств и побуждений.
3. Состоят из одного слога (бе и т.д.) или повторяющихся, которые пишутся через дефис (ква-ква и т. д.).
4. Служат для образования новых слов: мяуканье, мяукать, кваканье, квакать и т.д.
5. Звукоподражательные слова выступают в роли различных членов предложения.
Скажите, отличаются ли звукоподражательные слова от междометий и чем?
(Звукоподражательные слова в отличие от междометий, не выражают чувств, настроений, побуждений, они лишь передают звуки окружающего мира. Звукоподражательные слова обычно выступают в роли каких-либо членов предложения:
А щука бух в воду! Ночью на болоте слышно только лягушачье ква-ква.)
3. Практическая работа (устно)
1. Назовите звукоподражательные слова.
1. Окунь сорвался с крючка, запрыгал по траве к родной стихии и бултых
в воду! (А. Чехов)
2. Стук-стук-стук! Гуляет топорик по стволам великанов-сторожей. (Л. Чарская)
3. Мишка снова бух в кастрюлю кружку воды. (Н. Носов)
4. А за нею клоп, клоп сапогами топ, топ! (К. Чуковский)
Назовите междометия, определите группу по значению.
|
|
1. Ой! Легка коробушка, плеч не давит ремешок. (чувства)
2. Чу! Конь стучит копытами. (команда)
3. Ну, выкинул ты штуку! (чувства)
4. Пока, дружок! (этикет)