Специфика детей среднего школьного возраста и возможности использования русского народного творчества для передачи традиций культуры

 

Ребенок растет и меняется. Совсем недавно он был прилежным первоклассником, непрекословно подчиняющийся, а теперь он уже подросток, который весьма критически и напряжённо относится к вашим словам, а так же к замечаниям и объяснением учителя. С возрастом развиваются мышление, внимание, особенности памяти. И родители, как правило, не обладают знаниями о данных процессах. В основном, они не замечают  то, что педагоги меняют требования к ребенку, организуют новые способы его учебной деятельности, не позволяющие ребенку развиваться как личность. И родители, конечно же, не должны быть в стороне от этого процесса. Знание о возрастных особенностях учебной деятельности детей поможет родителям лучше понять своего ребенка, помочь ему справиться с проблемами в школе, повысить качество его подготовки.

Особенности учебной деятельности детей определяются их возрастными физиологическими и психологическими особенностями. Средний школьный возраст (подростковый) характеризуется бурным ростом и развитием всего организма в целом:

· наблюдается интенсивный рост тела в длину

· продолжается окостенение скелета,

· кости приобретают упругость и твердость.

· возрастает сила мышц.

 

Однако развитие внутренних органов происходит неравномерно:

· рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, что может вызвать нарушение ритма его деятельности, учащению сердцебиения.

· развивается легочный аппарат, дыхание в этом возрасте становится намного учащеннее.

· объем мозга приближается к объему мозга взрослого человека.

· улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями.

 

Однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения.

В данном возрасте происходит половое созревание. Усиливается деятельность желез внутренней секреции. Появляются вторичные половые признаки. Организм подростка обнаруживает большую утомляемость, усталость, обусловленную значительными переменами в нем.

Восприятие подростка более целенаправленно, организованно и планомерно, чем у младшего школьника. Он становится более сосредоточенным. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту.

Внимание ребёнка произвольно, избирательно. Подросток может долго сосредотачиваться на интересующем его материале.

«Запоминание в понятиях, непосредственно связанное с осмысливанием, анализом и систематизацией информации, выдвигается на первый план»[6].

Для подросткового возраста свойственна критичность мышления. Для учащихся данного возраста характерна большая требовательность к сообщаемой информации: «подросток настойчиво требует доказательств».

Улучшается способность к абстрактному мышлению.

Проявление эмоций и чувств у подростков в основном бывает достаточно бурное. Особенно сильно проявляется гнев. Для данного возраста характерны упрямство, эгоизм, уход в себя, острота переживаний, конфликты с окружающими. Данные проявления позволили педагогам и психологам говорить о кризисе подросткового возраста. Кризисные явления часто связывают с формированием процесса самоопределения.

Формирование идентичности требует от человека переосмысления своих связей с окружающими, своего места среди других людей.

В подростковом возрасте происходит интенсивное социальное и нравственное формирование личности. Идет процесс формирования нравственных идеалов, понятий, убеждений, принципов и моральных убеждений. Часто они имеют неустойчивый и противоречивый характер.

Общение подростков с взрослыми людьми существенно отличается от общения детей младшего школьного возраста. Подростки зачастую не рассматривают людей старшего возраста как возможных партнеров по свободному общению, они воспринимают взрослых как источник обеспечения их жизни. Взрослые для них выполняют организаторскую функцию, которая воспринимается подростками чаще всего лишь как ограничительно – регулирующая.

Сокращается количество вопросов, обращенных к учителям. «Задаваемые вопросы касаются, в первую очередь, организации и содержания жизнедеятельности подростков в тех случаях, в которых они не могут обойтись без соответствующих сведений и инструкций взрослых»[7]. Уменьшается число вопросов этического характера.

По сравнению с предыдущим возрастом авторитет педагога как носителя социальных норм, наставника и возможного помощника в решении сложных жизненных проблем значительно снижается.

Споры с учителями, родителями, друзьями и знакомыми – характерная черта данного возраста. Их роль заключается в том, что они позволяют обменяться мнениями по теме, проверить истинность своих воззрений и проявить себя. В частности, в обучении большой эффект дает внедрение проблемных задач.

В основе всех действий при проблемном подходе лежит осознание отсутствия знаний для решения конкретных задач, разрешение противоречий.

Следует предлагать подросткам сравнивать, находить общие и отличительные черты, выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы. Важно также поощрять самостоятельность мышления, высказывание школьником собственной точки зрения.

Особенности внимания обуславливают особо тщательный подход к отбору содержания материала при организации учебной программы. Для подростка большое значение будет иметь информация интересная, увлекательная, которая стимулирует его воображение, заставляет задуматься и порождает интерес к обучению. Но легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому, часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания. Подросток склонен к частому отвлеканию на посторонние виды деятельности.

Хороший эффект дает периодическая смена видов деятельности – не только на уроке, но и при подготовке домашних заданий. Разнообразие видов работы способно стать весьма эффективным средством повышения внимания и важным способом предотвращения общей физической усталости, связанной, как и с учебной нагрузкой, так и с общим процессом кардинальной перестройки организма в период полового созревания.

Необходимо акцентировать внимание подростков на связь приобретаемых знаний с жизненным опытом, с практикой. Известно, что учащиеся до изучения соответствующих разделов школьной программы часто уже располагают определенными житейскими знаниями и понятиями, которые позволяют им достаточно хорошо ориентироваться в повседневной практике. «Это обстоятельство в тех случаях, когда их внимание специально не обращено на связь получаемых знаний с практической жизнью, лишает многих учащихся потребности в приобретении и усвоении новых знаний, так как последние не имеют для них практического смысла»[8].

Моральные убеждения и нравственные идеалы подростков складываются под влиянием многочисленных факторов, в особенности, усиления воспитательного потенциала обучения. Однако в связи с понижением авторитета учителя и родителей как носителей социальных норм и помощника в решении сложных жизненных проблем большее внимание следует уделять косвенным методам воздействия на сознание подростков. Не преподносить готовую моральную истину, а подводить к ней, не высказывать принципиальные суждений, которые подростки могут воспринять в «штыки».

Особенную важность приобретает устное народное творчество для воспитания подрастающего поколения. Из всего жанрового многообразия фольклора, особенно хочется отметить детский фольклор, который предназначен, прежде всего, для детей, и используется ими в повседневной жизни, начиная с рождения, с первых дней жизни.

Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир — яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой.

Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: честушек, потешек, прибауток, считалок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят всего лишь из пары строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, хранят в себе немалые жанровые богатства.

Образцы устного народного творчества выступают как фактор социального и духовного развития личности ребенка. «Многие видные педагоги указывают на воспитательное значение устного народного творчества для дошкольников и рекомендуют использовать его в своей работе»[9]. «Фольклор способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру как к чуду, но и развитию познавательных процессов у дошкольников, решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического, трудового, патриотического воспитания».[10]

 «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К. Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейских, производственных, духовных знаний, а так же и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие, любовь к близким людям и к своей Родине, а так же уважение старших. Точно также как песни, колыбельные матери, сказки и былины открывают ребенку в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки заинтересовывают и увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым важным богатством трудолюбие, дружбу, взаимопомощь, добро, помощь и смелость.

Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ. И с осторожностью относится к тому, что народ недолюбливает. Сказки являются важным воспитательным средством, сквозь поколения выработанным и проверенным народом. Народная практика воспитания и жизненный опыт убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Также русские народные сказки считаются как средство, метод в русской педагогике. Раскрывая значение сказки как педагогического средства, можно смело сказать, что, если детям повторять огромное количество раз одно и то же нравственное суждение, оно ими совершенно не будет понято и тут же забудется. Но если же рассказать им сказку, проникнутую той же самой мыслью, то дети будут взволнованы и потрясены ею, она осядет в их сознание и заставит задуматься.

Механизм воспитательного воздействия произведений устного народного творчества в народной педагогике сложен. Сказки выступают как метафоры, используемые и интерпретируемые в обычной жизни, как притчи-нравоучения, как своеобразные помощь для разрешения жизненных проблем.

Следует учесть, что народное воспитание было направленно, прежде всего, на пробуждение нравственного сознания ребенка посредством воздействия на его чувства. Приобщение к нравственным ценностям и нормам общественной жизни происходило путем воздействия на эмоции ребёнка, подсказывая ему рекомендуемые обществом пути ориентации в ситуациях морального и нравственного выбора. «Сопереживая героям сказок, дети приучаются «разряжать» свои эмоции, в результате их духовный мир становится более пластичным. Ребенок переживает и «проживает» сказку, не обсуждая в эксплицированной форме мотивы поступков и эмоции героев, а принимая их как некую естественную норму поведения человека в обществе. Тем самым в механизмах воздействия сказки на ребёнка сочетаются ценностно-нормативная, то есть социальная по своему происхождению функция, и не менее значимая и древняя «психотерапевтическая» функция.»[11]

Под буквальным, очевидным смыслом народных сказок, пословиц, поговорок скрывается накопленная веками мораль и мудрость народа и всего человечества. Поэтому и приобщение к фольклору является самым действенным способом нравственного воспитания детей. Оно требует от детей определённых умственных усилий, способствует проявлению их внутренних задатков, активизации творческих способностей, раскрывает лучшие нравственные черты детской души. Конечно, духовное развитие человека, погруженного в сферу фольклора, обнаруживается не сразу, и каждый человек получает от него столько, сколько в состоянии осознанно взять сам.

Воспитание детей в традиционной народной культуре начиналось с рождения и продолжалось в течение всей жизни. Так как в основном это идее из семьи. С раннего детства ребенок погружён в эту атмосферу. В семье он с детства приучают к колыбельным, сказкам, знакомят с традициями и обычаями как семьи так и своего народа в целом.

 Народная педагогика выработала свои традиционные средства и методы воспитания, которые учитывают закономерности физического и интеллектуального развития детей подросткового возраста  и представляют собой целостную педагогическую систему. При этом «именно устное народное творчество исторически выполняет роль главного средства нравственного воспитания ребёнка»[12]. О распространённости и значимости произведений фольклора свидетельствуют исследования, согласно которым практически невозможно было найти крестьянина ещё в древней Руси, который не знал бы песен, сказок, былин, пословиц.

Фольклорные образы являются ёмкими по своему содержанию. Они легко проникают в глубину детской души, потому что говорят на понятном для детей языке, и говорят они о самом главном, о том, что преобразилось и сложилось из огромного нравственного опыта народа и получило своё художественное выражение в слове.

Однако устное народное творчество сохраняет влияние и на сознание современного человека. Это обусловлено, прежде всего, тем, что все внутренние компоненты произведений организованы в соответствии с закономерностями естественного человеческого мировосприятия и отражают общечеловеческие нравственные нормы. Среди них:

· сюжет,

· система художественных образов,

· игровые элементы и т.д.

 

 Изучение педагогического потенциала фольклора убеждает в возможности использования традиций русской народной педагогики в процессе нравственного воспитания детей в современных условиях. Более того, «история народной педагогики убеждает в необходимости привлечения для решения этой задачи тех воспитательных средств, которые были отобраны самой российской историей и сохранились в памяти народов России как наиболее естественные и органичные для восприятия ребёнка»[13].

Основная идея технологии в том, что освоение культурного пространства через приобщение к народным традициям – это социально, психологически и педагогически оправданный путь творческого развития ребенка. Технология строится на принципах:

o культуросообразности;

o учета возрастных особенностей детей;

o эстетизации;

o интегративности;

o системности и последовательности в отборе содержательного компонента технологии.

 

При реализации педагогической технологии большое значение приобретает создание следующих условий:

o создание предметно-развивающей среды (мастерская, изостудия, театр и пр.);

o подбор видеоматериалов (фильмы о народных промыслах, народных мастерах и пр.);

o формы приобщения (посиделки, посещения музеев, познавательные беседы, целевые прогулки и пр.)

o активное включение родителей в проведение совместных мероприятий (организация семейного клуба, художественной мастерской, совместных праздников, проведение дня открытых дверей и др.).

Практически эти условия конкретизировались следующим образом. Педагогическая технология реализуется в системе: используемые народные игры, сказки, легенды и т.д. не имеют случайного характера, они органично включаются в состав занятия, совместной деятельности и самостоятельной деятельности.

Педагогическая технология должна основываться на интегрированной методологии, совмещающей идеи гуманистического и деятельного подхода в образовании, целостности человека и принципе культуросообразности; технология должна базироваться на ведущих и значимых видах деятельности и образности продуктивного воображения как новообразования дошкольного возраста; технология содержит компонент творческого развития

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: