История и структура устного народного творчества

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»

Факультет социально-культурной деятельности и туризма

Кафедра социально-культурной деятельности

 

 

Курсовая работа

по предмету «Теория и история СКД»

на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА КАК СРЕДСТВА ПРИОБЩЕНИЯ К НАЦИОНАЛЬНЫМ ТРАДИЦИЯМ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ГОРОДА АРМАВИР)»

 

Студентки 2 курса направления

подготовки 51.03.03 «Социально-

культурная деятельность»

группы СКД-18 ЗФО

Джалиловой Э.Э.

Подпись ____________________________

 

Научный руководитель:

д-р филол. наук, доцент кафедры СКД

Павлова О.А.

Оценка _______________________

 

Подпись_______________________

 

Дата допуска к защите_____________

 

Краснодар

2020


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 История и структура устного народного творчества 5

1.2 Специфика детей среднего школьного возраста и возможности использования русского народного творчества для передачи традиций культуры………………………………………………………………………….11

1.3 Многообразие национальных культур города Армавир……...…………...21


ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРИОБЩЕНИЮ К РУССКИМ НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1 Структура детской музыкальной школы города Армавира……..………..25

2.2 Изучение технологий приобщения к народным традициям в детской музыкальной школе 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………………35

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современном российском обществе происходит духовный кризис, который проявляется в нарушении воспитания, в разрыве связей, традиций между старшим и младшим поколением.

Чтобы преодолеть духовный кризис, нужно привлекать детей к русскому народному творчеству, приобщать к ценностям культуры своего народа,  фольклора, начиная с самого раннего возраста, именно в то время, когда идёт активное формирование личности. Отказ от национальных, народных традиций в воспитательном процессе ведёт к бездуховности.

Необходимость обращения к истокам народного искусства не случайна, Россия в целом и Краснодарский край в частности, сейчас переживают кризис воспитания подрастающего поколения. Исчезают традиции, рвётся связь между поколениями, поэтому важно возродить преемственность и сохранять культура своего народа.

Тема исследования данной работы наиболее актуальна в наше время. Так как прививание детям народных традиций и культуры былого времени является одним из основных аспектов современности.

Степень разработанности проблемы.

Данная проблема была разработана следующими учёными: Жарков А.Д. «Теория и технология культурно-досуговой деятельности»;  Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д: учебное пособие «социально-культурная деятельность»; Коротких О.В. «Устное народное творчество как средство нравственного воспитания в русской народной педагогике»; Ивушкина Н.С., статья на тему: «Рекомендации для родителей» и другими отечественными учеными в области социально-культурной деятельности.

Объектом исследования являетсярусское народное творчество

Предмет исследования - использование русского народного творчества, как средство приобщения к национальным традициям учащихся среднего школьного возраста

Цель данного исследования -раскрыть роль русского народного творчества в жизни современной молодёжи в городе Армавир.

Задачи:

1. Изучить историю русского народного творчества;

2. Рассмотреть возможности использования русского народного творчества для передачи традиций культуры новому поколению;

3. Выяснить уровень просвещённости и заинтересованности в русском народном творчестве учащихся МБОУДОД ДМШ МО г. Армавир с точки зрения педагогов;

4. Изучить способы и методы преподавания в МБОУДОД ДМШ МО г. Армавир и эффективность приобщение учащихся к фольклору.

База исследования: МБОУДОД ДМШ МО г. Армавир

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, изучение и анализ литературы и источников.

Практическая значимость исследования:  данные результаты могут быть использованы в ДК при работе с учащимися таких направлений как: хор, фортепиано, народные танцы. Так же данное исследование может внедряться в средние образовательные школы с целью преподавания в творческих кружках.

 

 

ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

История и структура устного народного творчества

 

Термин «фольклор» появился в науке в 1846г. Его ввел учёный Вильям Томс. Он обозначает любое проявление духовности народа, их культуры и дословно переводиться как «народная мудрость». Наука, изучающее народное творчество, называется фольклористика. Она изучает коллективное творчество народных масс: музыкальное, хореографическое, песенное и т.д.

«Фольклор – сложное, синтетическое искусство»[1]. Потому что в его произведениях часто соединяются элементы разных видов творчества: театрального, музыкального, словесного и т.д. 

Фольклорные произведения анонимны. У них нет автора, их придумывает сам народ. Любое из произведений создается на основе традиций, историй, былин.

«В фольклорных произведениях может быть исполнитель, рассказчик, сказитель, но в нём нет автора, сочинителя как элемента самой художественной структуры». [2]

История устного народного творчества имеет общие закономерности, охватывающие развитие всех его видов. Их истоки нужно искать в верованиях древних славян. «Народное творчество - историческая основа всей мировой культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосозния»[3].

Словесное творчество в древности было тесно связано с трудовой деятельностью человека. Оно отражало:

· Религиозные знания;

· Мифические знания;

· исторические представления;

· зачатки научных знаний.

Люди стремились повлиять на свою судьбу и силы природы посредством различных обрядов, просьб или угроз. То есть, он пытался договориться с "высшими силами" и нейтрализовать злые силы. Для этого человеку требовалось строгое соблюдение ряда правил, и если не соблюдать их, то в природе начнётся смута, и жизнь станет невозможной. Совокупность обрядов составляет единственную действенную гарантию против всякого рода дурных влияний и злых духов, внушающих опасения и страх. Обряды являлись воспроизведением мифологических рассказов и включали в себя пляски, пение, ряжение, жертвоприношения.

Как правило, русской художественная культура основывается на древнеславянской мифологии. Многие древние народы создали свои мифологические картины устройства Вселенной, в которой отражалась их вера в многочисленных богов - язычество. Объясняя происхождение мира, древний человек учился сотворчеству. Сам он не мог создать горы, реки, леса и землю, поэтому мифах отразилась вера в сверхъестественные силы, которые участвовали в создании Вселенной. А началом всего сущего мог быть только первоэлемент, например, воля богов и их магическое силы.

Народное творчество выражается не только в виде сказок и былин, а так же и в песнях, танцах и праздниках.

Со второй половины XIV века начинается культурное возрождение Руси. Идеи «единство Русской земли» красной нитью проходили через произведения устного народного творчества, литературы, живописи, архитектуры. Именно в это же время начинается создание единой русской культуры.

Центр политической и культурной жизни перемещается в Москву. Возрастает значение Москвы как одного из главных культурных центров. Создание единого государства вызвало новый культурный взлёт России. Культура приобретает самобытные национальные черты. Главной целью становится укрепление мощи единого государства. Начинаются культурные взаимоотношения России с другими странами. Особенно успешными были культурные связи с Италией. В Россию приезжали работать итальянские зодчие, архитекторы, художники и другие мастера. Они оставили глубокий след в развитии русской культуры.

В Россию в XIV веке стали ввозить бумагу. Она была более удобной для письма, чем береста и значительно более дешёвой, чем пергамент. С появлением бумаги книги стали дешеветь, увеличилось их количество.

С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. Обучением грамоте стали заниматься в монастырях. Также учили читать и писать специальные «мастера» недуховного звания. Обучение грамоте составляло 2 года.

Крупнейшим событием XVI века стало возникновение российского книгопечатанья. Оно началось по инициативе Ивана Грозного и при поддержке церкви. В 1564 году в Москве на Печатном дворе  напечатали первую русскую книгу «Апостол». Через год была издана книга для обучения грамоте. Книгопечатание несло огромное просветительское значение для России. Печатная книга была значительно дешевле рукописной и поэтому более доступной для людей.

В XIV - XV веках своего пика достиг героический былинный эпос. Любимым героем былин стал князь Владимир Красное Солнышко. Героями новгородских былин были купец Василий Буслаевич и Садко.

«В это же время появился новый жанр устного народного творчества – исторические песни. Их главными героями были простые люди, совершавшие подвиги в борьбе с завоевателями. Целый цикл исторических песен был посвящён присоединению Сибири и его герою – Ермаку».[4]

Сказки, услышанные ребёнком в детстве, продолжают сохраняться в качестве важного фактора нравственного сознания человека, перед которым часто встают вопросы, далеко выходящие за границы детского мировосприятия.

Сказочные персонажи очень нравятся детям, благодаря этому народная сказка как бы «влюбляет» ребёнка в добро, которое живёт в её героях, демонстрирует радость, которую человек испытывает от совершения доброго поступка. И чем больше трудностей приходится пережить герою, тем ярче оказывается его победа; драматичность повествования необходима и для организации сюжета сказки, и для понимания трудности, значительности, совершения добрых поступков. Сказка представляет ребёнку путь от страдания к радости, и радость эта особого рода: она выражается в ощущении счастья от того, что сделал добро другому, облегчил его судьбу. Современные исследователи, описывая процесс педагогического воздействия сказки на ребёнка, невольно повторяют данное в древности Аристотелем описание «катарсиса», переживаемое зрителем трагедии: при внутреннем сопереживании и эмоциональном «содействии» сказочному герою у ребёнка развивается способность сопереживать добрым людям и помогать им и в жизни.

Во многих колыбельных песнях перед ребёнком уже разворачивается перспектива его будущей самостоятельной, взрослой жизни, задаётся структура того социального пространства, в котором он найдёт себе место, а также нравственные принципы взаимоотношений с окружающими, то есть закладывается система отношений в пространстве мира людей, определяются нравственные цели жизни ребёнка. Анализ народных песен показывает, что их образы и язык являются подчёркнуто дружелюбными, они несут спокойствие, умиротворение, в структуру многих слов в народных песнях включены уменьшительно-ласкательные суффиксы.

«В фольклоре существует три рода произведений: эпические, лирические и драматические. Эпические жанры имеют стихотворную и прозаическую форму (в литературе эпический род представлен только прозаическими произведениями). В русском фольклоре к эпическим жанрам относятся былины, исторические песни, сказки, предания, легенды, пословицы, поговорки, сказы.»[5] (таблица 1)

Таблица 1

Жанр Определение
Сказка Древнейший жанр устного народнопоэтического творчества. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера. Большинство сказочных сюжетов встречается у многих народов мира
Волшебная сказка Повествует о том, как главный герой сталкивается с какой-то бедой или трудностями и как он их преодолевает. Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир
Сказка о животных В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного
Бытовая сказка Воспроизводит обыденную жизнь. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоят тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть)
Народные песни Небольшое словесно-музыкальное фольклорное произведение, которое отражает национальный характер народа, обычаи, исторические события; своеобразна по жанровой структуре и языку. Народные песни делятся на обрядовые и необрядовые. Календарные обряды сопровождали колядки, масленичные песни, веснянки, жатвенные песни. Главное назначение календарных песен — оказать желаемое воздействие на природу, вызвать хороший урожай. Необрядовые песни исполнялись в самых различных условиях, в любое время года
Былины Жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня-сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. От песен былины отличаются торжественностью, а от сказок — грандиозностью сюжетного действия
Предания Созданный устно, имеющий установку на достоверность рассказ об исторических событиях и деяниях реальных лиц, а также о происхождении тех или иных названий
Сказ Жанр фольклора, повествование о современных событиях или недавнем прошлом; в отличие от легенды, обычно не содержит фантастического элемента. Форма эпического повествования, основанная на имитации речевой манеры обособленного от автора персонажа — рассказчика; лексически, синтаксически, интонационно ориентирован на устную речь
Пословица  Фольклорный жанр, афористически сжатое, образное, ритмически организованное изречение с поучительным смыслом
Поговорка Фольклорный жанр, вошедшее в повседневную речь образное выражение, определяющее какое-либо явление жизни. В отличие от пословицы, в поговорке нет законченного суждения, она лишь часть его. «Поговорка — это складная, короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы» (В. И. Даль)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: