Изучение технологий приобщения к народным традициям в детской музыкальной школе

 

В рамках реализации научного исследования «русское народное творчества как средства приобщения к национальным традициям учащихся среднего школьного возраста» был проведён экспертный опрос педагогов ДМШ по вопросам приобщения к фольклору детей среднего школьного возраста. (Приложение 1)

Цель исследования заключалась в изучение методов и способов приобщения учащихся ДМШ к русскому народному творчеству и культуре своего народа.

В исследовании были использованы методы экспертного опроса педагогов музыкальной школы и анализ документов.

В анкете респондентам было предложено 12 вопросов (открытых и закрытых) сформированных в блоки, которые позволили собрать информацию заявленной проблеме исследования в следующих направлениях.

В ходе проведения исследования, был проведен традиционный анализ следующего документа: «План мероприятий, проводимых в рамках творческой и культурно-просветительской деятельности» в соответствии с которым были даны ответы на вопрос из анкеты.

Благодаря 1 вопросу: «Ваш пол?» - получилось выявить статистику по гендерному признаку опрашиваемых. По результатам опросы на анкету ответило 12 человек, 8 из которых были женщины (64,7%) и 4 мужчин (33,3%).

На следующий вопрос «Сколько лет вы преподаёте в детской музыкальной школе?» были даны абсолютно разные ответы, начиная от 2 и до 19 лет преподавания. В среднем, учитывая все ответы, педагоги преподают в детской музыкальной школе приблизительно 8 лет.

На вопрос «На сколько, по вашему мнению, развито русское народное творчество в городе Армавир? (ответ дайте в %)», по мнению педагогов, были даны следующие варианты ответов: 60%(2х), 40%(3х), 50%, 65%, 80%, 68%, 75%, 55%, 70%. Посчитав ответы и выявив результат, можно сказать, что в среднем уровень развитости русского народного творчества в городе Армавир составляет в среднем 59%.

На открытый вопрос «Как, по вашему мнению, можно привить ребенку любовь к фольклору?» были даны различные ответы, многие из которых схожи между собой:

1. «Это прививается с детства» (2х)

2. «Читая народные сказки и изучая песни

3. С детства читая ему сказки и историю своего народа, о культуре населения

4. Всё идёт из детства и из семьи (2х)

5. Читая сказки на ночь, изучая народные традиции и песни

6. Прививать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа, людям труда.

7. Учить с детьми, прибаутки, частушки, поговорки и колыбельные

8. Воспитание детей легче осуществлять через приобщение их к народным истокам.

На вопрос «Насколько учащиеся детской музыкальной школы заинтересованы в фольклоре?» опрошенные педагоги ответили «очень заинтересованы» -7 человек (58,3%) и «заинтересованы» - 5 человек (41,7%). Ответ «мало заинтересованы» никто не выбрал.

 

Задавая следующий вопрос экспертам, мне хотелось выяснить,

 какой способ обучения они считаете наиболее эффективным в работе с учащимися. Мнения разделились в процентном соотношении 66,7% (8 человек) и 33,3% (4 человека) соответственно на ответы «Классно-урочный» и «Индивидуальный» способы.

 «Какие методы обучения вы считаете наиболее эффективными?». На этот вопрос допустим был выбор нескольких вариантов ответов. В результате определился рейтинг в следующем виде:

1. Практический метод обучения (10 респондентов – 83,3%)

2. Устный метод обучения (8 респондентов – 66,7%)

3. Письменный метод обучения (6 респондентов – 50%)

В вопросе «Какие методы обучения используете вы в своей работе с детьми?» можно было несколько вариантов ответов. Исходя из полученных результатов, получилась статистика, от более распространённого к менее распространенному методу.             

В вопросе «Насколько вы удовлетворены отдачей учащихся детской музыкальной школы?» мнения респондентов разделились. 9 респондентов (75%) выбрали вариант ответа «Удовлетворен(а)» и 3 респондента (25%) ответили «Частично удовлетворен(а)». Вариант ответа «Неудовлетворен(а)» не выбрал никто.

Следующий вопрос «Как вы считаете, можно ли через фольклор привить любовь к своему народу, к своей родине?». Большинство опрошенных педагогов (58,3% - 7 человек) ответили «Да, можно». 5 педагогов (41,7%) выбрали вариант ответа «Можно, но частично». И никто не выбрал вариант ответа «невозможно».

На вопрос «Учащиеся какого возраста обучаются в детской музыкальной школе? (от и до)» все респонденты дали одинаковый ответ: от 5 до 18 лет.

 

И на последний вопрос «Какие мероприятия организовывает детская музыкальная школа для приобщения учащихся и жителей города Армавир к искусств, русскому народному творчеству и прививания им любви к своей родине?» все педагоги ответили в соответствие с «Планом мероприятий, проводимых в рамках творческой и культурно-просветительской деятельности» (таблица 1)

Таблица 1

Мероприятие Сроки проведения
Концерт, посвященный Дню города Сентябрь
Концерт, посвященный Дню пожилого человека Октябрь
Праздник первоклассников «Посвящение в музыканты» Октябрь
Концерт, посвященный Дню учителя Октябрь
Концерт, посвященный Дню музыки Ноябрь
Концерт, посвященный Дню матери Ноябрь
Концерт, посвященный Дню матери-казачки Декабрь
Концерт «Новогодний серпантин» Декабрь
Новогодние утренники Декабрь
Концерт «Рождественские зарисовки» Январь
Месячник оборонно-массовой работы, посвященный 75 годовщине освобождения Армавира от немецко-фашистских захватчиков Январь-февраль
Концерт, посвященный Дню защитника Отечества Февраль
Концерт «Здравствуй, Масленица!» Февраль
Концерт, посвященный Международному женскому дню 8 марта Март
Зональный тур краевого исполнительского конкурса Март
Концерт, посвященный Дню Победы Май
Отчетный концерт школы Май

 

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- В результате определился следующий вывод из всех ответов: в городе Армавир достаточно высокий показатель развитости русского народного творчества.

- Прививать ребенку русское народное творчество можно с детства, изучая песни, стихи, прибаутки, изучая историю своего народа, его обычаи и традиции. Семья так же играет важную роль в духовном воспитании своего ребёнка.

- учащимся ДМШ по своей воле занимаются фольклором, им это интересно, что видно по их стараниям и отдаче своему делу.

- большинство педагогов детской музыкальной школы предпочитают занятия в классе, преподавая целой группе учеников, но есть и такие кто считает, что индивидуальные занятия, персонально с каждым ребёнком, намного эффективнее и качественнее, нежели в группе.

- педагоги ДМШ самым эффективным методом обучения считают практический, что можно проследить на занятиях фортепиано, игре на разных народных музыкальных инструментах, народных танцев и вокала. Вторым по эффективности, по мнению экспертов, выступает устный метод обучения в виде лекций и выступлений педагогов. Письменный метод так же является эффективным, по мнению педагогов. Он используется практически на всех уроках: учащиеся переписывают ноты, слова песен, конспектируют необходимую информацию на уроках истории искусств и т.д.

- своей работой педагоги не только обучают учащихся пению, истории и игре на музыкальных инструментах, но и прививают им любовь к культуре, к своему народу и к родине в целом.

- в ДМШ обширная возрастная аудитория учащихся. Это ориентировано на то, чтобы дети с самых малых лет имели возможность в получении музыкального образования и в расширении своего духовного багажа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы изучили историю Русского народного творчества и её влияния на формирование личности ребёнка подросткового возраста. Можно сделать вывод, что фольклор играет, почти что, главную роль в нравственном, духовном, моральном и культурном воспитание детей. С детства семья и ближайшее окружение ребенка знакомит его с видами фольклора: былинами, сказками, частушками, песнями, колыбельными и т.д. Всё это, безусловно, формирует ребенка как личность, прививает любовь к Родине, к своему народу и к своим традициям и ценностям, которые передавались из поколения в поколение на протяжение многих веков.

На примере МБОУДОД ДМШ МО г. Армавир мы рассмотрели возможности использования русского народного творчества для передачи традиций культуры, что является одним из педагогических способов обучения. Благодаря проведённому исследованию нам получилось выяснить, что в данном учреждении педагоги приобщают к фольклору детей с самого детства, так как самым юным учащимся 5 лет. Соответственно подростки, обучающиеся в школе, обладают глубокими знаниями в истории русского народного творчества, начиная с древней Руси, умеют играть на фортепиано и многих других народных инструментах, а так же поют в хоре и являются членами творческих коллективов, которые в свою очередь очень популярны в крае.

Во время учёбы, педагоги, согласно проведённому опросу, стараются проводить больше практических занятий с детьми, передавать знания различными способами начиная от обычной лекции и заканчивая интересной игрой.

Сами педагоги оценивают уровень знаний учащихся очень высоко, как и уровень просвещённости в русском народном творчестве в целом всего города. Возможно, это благодаря, непосредственно, самой музыкальной школе. Так как МБОУДОД ДМШ МО г. Армавир проводить большое количество мероприятий в течение года как на главной центральной с цене, так и на сценах в городском дворце культуры, доме пионеров и, конечно же, на сцене в самой музыкальной школе.

 Познакомившись с фольклором, приобретя определённые навыки, умения и знания в учебном заведении, ребёнок не потеряет с ними связь.

Исследование показало, роль русского народного творчества в жизни современной молодёжи незаменима. Именно благодаря фольклору происходить формирование личности подростка, прививается любовь к своему народу, к Родине, к своим традициям и обычаям, побуждает желание накапливать знание, сохранять и передавать их будущим поколениям.

Молодёжь – это наше будущее. А передавая им знания о народном творчестве, мы создаём условия для дальнейшего развития, сохранения и продвижения русской культуры в целом.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: