Домашнее задание: прочитать «Мещанин во дворянстве»

24.04.2020

Тема: Особенности комедийной интриги и изображения характеров в комедии «Мещанин во дворянстве»

Цели: изучение комедии Ж. Б. Мольера "Мещанин во дворянстве" должно привести к восприятию учащимися её проблематики, усвоению особенностей комедийного жанра, приёмов сатирического изображения пороков личности и общества, мастерства комедийной интриги.

Ход урока:

1. История создания комедии "Мещанин во дворянстве".

Людовик XIV, разгневавшись на турецкого посла, как ему показалось, за высокомерное поведение, высказал желание, чтобы в очередной комедии-балете были в смешном положении выставлены турки и пышные турецкие церемонии. С этой целью он поручил Мольеру и композитору Люлли сочинить комическую пьесу с музыкой и танцами и высмеять в ней турок. Мольер придумал забавную церемонию торжественного посвящения тщеславного буржуа в несуществующий сан "мамамуши". Однако эта шутовская "турецкая" церемония не стала главной в пьесе, а заняла лишь второстепенное место в широко развернувшейся сатире на спесивого богатого мещанина, стремящегося попасть в дворяне.

2. Прочитайте состав действующих лиц "Мещанина во дворянстве" и ответьте на вопросы. Письменно

1. Проанализируйте социальный состав действующих лиц комедии.

2. Соблюдается ли в комедии строгая последовательность в расположении действующих лиц в списке по сословной принадлежности, принятая в классицистской трагедии?

3. Почему, по-вашему, дворяне Дорант и Доримена значатся в афише после мещанина Журдена и его семьи? Чем это можно объяснить?

4. Где происходит действие пьесы "Мещанин во дворянстве", и в какое время оно укладывается? О чём свидетельствует точное указание места и времени действия у Мольера?

3. Действие происходит в Париже, в доме господина Журдена, богатого купца. С утра в доме звучит музыка. Это учителя музыки и танцев со своими помощниками. Один сочиняет по заказу хозяина серенаду, предназначенную для маркизы Доримены, другой ожидает урока танцев. Из их разговора мы узнаём, что господином Журденом владеет сильная страсть стать похожим на дворянина, то есть приобрести светские манеры и соответствующую внешность. Ради этого он платит большие деньги учителям и портным. А вот и сам господин Журден. Понаблюдаем за его поведением и послушаем, как он говорит (чтение явления 2 из действия II).

  • Журден -
  • Учитель танцев -
  • Учитель музыки -
  • I лакей, II лакей, певица -

4. Пока учителя танцев и музыки ради сохранения своего заработка убеждают господина Журдена в его несуществующих способностях доказывают необходимость продолжения занятий, появляется учитель фехтования и громогласно заявляет, что выше его предмета наук и искусств нет. Завязывается ссора. Понаблюдаем (явление 3,4 из действие II).

Дискуссия заканчивается дракой. После неё начинается урок философии. Послушаем, как учится господин Журден (чтение явления 6 из действия II).

  • Журден -
  • Учитель философии –

Ответьте письменно

1. Что значит быть дворянином в представлении Журдена?

2. Только ли Журдену, буржуа, мечтающему о дворянском титуле и сословных почестях, свойственно такое представление о назначении дворянства? Зачем Мольер показывает страсть мещанина к дворянскому образу жизни?

3. Какие черты характера Журдена и как раскрываются в первых двух действиях? Как они выражены в его речи?

4. Как вы оцениваете поведение Журдена? Глуп он или умён?

Вывод. В комедии "Мещанин во дворянстве" Мольер высмеял чванливого купца Журдена, который из кожи вон лезет, чтоб во всём походить на аристократа. Журден превращается во всеобщее посмешище, в источник лёгкого дохода для ловких пройдох, прикрывшихся дворянскими титулами. Мольер надеялся, что пороки буржуазии можно исцелить, обличая их.

Домашнее задание: читать действия III, IV, V.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: