Классические и инструментальные

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

«Балаковский Медицинский Колледж»

РЕФЕРАТ

Тема: «Вклад И.П. Павлова в изучении пищевых рефлексов»


 

 

  


Руководитель:



Ямскова Евгения Сергеевна,

Преподаватель «Анатомии и физиологии человека» ГАПОУ СО «БМК»

Автор:

Свиридюк Диана Викторовна,

Обучающаяся группы 621

Специальности 34.02.01 Сестринское дело


 

 

                             Балаково 2020 год

Оглавление

1. ВВЕДЕНИЕ. 3

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 4

2.1. Высшая нервная деятельность. 4

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 9

4. Список использованной литературы.. 10

 




ВВЕДЕНИЕ

Иван Петрович Павлов за длительный путь своей научной работы оставил глубочайший след во многих областях теории и практики. Он создал заново ряд глав современной физиологии, новое направление экспериментальной терапии, он страстно боролся за объективные методы исследования в одной из труднейших областей знания — психологии.

Ему принадлежит величайшая заслуга создания крупнейшей в мире физиологической школы, не имеющей равной себе по творческой зарядке и величине. Анализ научного творчества и облика Павлова как гражданина Советского союза, гордого сознанием принадлежности к великой семье народов СССР, должен явиться задачей многих исследователей.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Высшая нервная деятельность

Предметом физиологии высшей нервной деятельности является объективное исследование условных рефлексов (поведения) животных и человека. В круг интересов физиологии высшей нервной деятельности входит вскрытие общих законов образования условных рефлексов у организмов разного уровня филогенеза – от одноклеточных до человека.

Павлов показал, что в нижележащих отделах ЦНС - подкорковых ядрах, мозговом стволе, спинном мозгу - рефлекторные реакции осуществляются по прирожденным, наследственно закрепленным нервным путям.

В коре больших полушарий нервные связи вырабатываются в процессе индивидуальной жизни животных и человека в результате сочетания раздражителей. Открытие этого факта позволило разделить все рефлексы организма на две основные группы - условные и безусловные.

Условные и безусловные рефлексы

Отличия условных рефлексов от безусловных.

1. Безусловные рефлексы - это врожденные, наследственно передающиеся реакции организма. Условные рефлексы - это реакции приобретаемые организмом в процессе индивидуального развития на основе жизненного опыта. Условные рефлексы по наследству не передаются.

2. Безусловные рефлексы являются видовыми, то есть, свойственны всем представителям данного вида. Условные рефлексы являются индивидуальными.

3. Безусловные рефлексы относительно постоянны, условные - непостоянны и в зависимости от условий они могут вырабатываться, закрепляться или исчезать.

4. Безусловные рефлексы осуществляются в ответ на адекватные раздражения, приложенные к одному определенному рецептивному полю. Условные рефлексы могут образовываться на самые разные раздражители, приложенные к разным рецептивным полям.

5. У животных, обладающих развитой корой больших полушарий условные рефлексы являются функцией коры.

6. Классические условные рефлексы вырабатываются на базе безусловных рефлексов.

Безусловные рефлексы

Павлов выделял следующие безусловные рефлексы - пищевые, оборонительные, половые, ориентировочные, родительские и детские. Это, по существу, большие группы разнообразных реакций, так в пищевой рефлекс входят рефлексы поисковые, пищедобывательные, пищевые секреторные реакции и другие.

Безусловные рефлексы классифицируются по различным критериям – чаще всего по их биологическому значению.

А. Сохранительные рефлексы: - рефлексы поступления веществ в организм; - рефлексы выведения веществ из организма; - восстановительные рефлексы; - рефлексы сохранения вида;

Б. Защитные рефлексы: - пассивно-оборонительные рефлексы (отдергивания, отступления, избегания); - рефлексы устранения раздражителя с поверхности тела или изнутри организма; - рефлексы активного уничтожения или нейтрализации вредных агентов (наступательные и агрессивные).

Классификация безусловных рефлексов

Выработка условных рефлексов

До сочетания стимулов (обучения) звонок (индифферентный стимул, ИС) не вызывает никакой пищевой (слюноотделительной) реакции.

Пища (безусловный стимул, БС) вызывает слюноотделение (безусловную реакцию, БР).

После многократного сочетания ИС и БС (обучения)

один лишь звонок (теперь условный стимул, УС) вызывает слюноотделение (теперь условную реакцию, УР).

Толчок воздуха вызывает рефлекторное закрывание глаз безусловный стимул (БС) вызывает безусловный мигательный рефлекс (БР).

Индифферентный звуковой стимул (ИС) не вызывает реакции.

После нескольких сочетаний звукового стимула (ИС) с толчком воздуха (БС), звук начинает вызывать условный мигательный рефлекс в отсутствие действия воздуха. Звук становится условным стимулом (УС).

Правила выработки условных рефлексов:

1. Совпадение во времени (сочетание)

2. Многократное сочетание

3. Физиологическая сила безусловного сигнала должна быть больше силы индифферентного сигнала

4. Отсутствие посторонних раздражителей.

5. Нормальное, деятельное состояние животного.

Согласно учению Павлова, для образования условного рефлекса необходимо возникновение временной связи между корковыми нейронами, воспринимающими условное раздражение, и корковыми нейронами, входящими в состав дуги безусловного рефлекса.

Формирование временной связи

Классификация условных рефлексов

Условные рефлексы можно разделить на

классические и инструментальные

В случае выработки классического условного рефлекса через определенные интервалы после условного раздражителя предъявляется подкрепляющий безусловный стимул. Подкрепление следует за условным стимулом вне зависимости от того, будет ли реакция животного или не будет. После образования ассоциативной связи между условным стимулом и безусловным подкреплением изолированное действие условного раздражителя вызывает условную реакцию, которая полностью или частично имитирует безусловную реакцию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: