МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт Кафедра
физической культуры «Гимнастика и спортивные игры»
и спорта
Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
Профиль подготовки Физкультурное образование
Курсовая работа
По дисциплине «Теория и методика спортивных игр»
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФУТБОЛУ В РАЗЛИЧНЫХ ЗВЕНЬЯХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Студент гр. 16ЗСПО51 ____________________________________________ Я.А. Детков
Получено:
________________
Проверил:
_______________ Доц. О.Б. Трофимов
Пенза, 2020 г.
Содержание
Введение………………………..………………………………………...…3
Глава 1. Методические особенности проведения занятий по футболу...5
1.1 Характеристика проведения занятий по футболу и основные принципы организации тренировки…………………………………….5
1.2 Учет возрастных особенностей в различных звеньях при организации тренировок по футболу……………………………………..9
Глава 2. Основные формы средства и методы обучения футболу.……16
2.1 Формы организации обучения в футболе…………………………...16
2.2 Средства и методы обучения и тренировки………………………...19
Глава 3. Ошибки преподавателей при проведении занятий по футболу и способы минимизации травматизма.…………..……………………..….27
Заключение………………………………………………………………..33
Список использованных источников………………………………...….35
Введение
Футбол — это командная игра, целью которой является забить как можно большее количество мячей в ворота соперника. В настоящее время футбол является одним из самых массовых и самых популярных видов спорта в мире.
Он пользуется популярностью, как у детей, юношей, так и у взрослых представителей данного спорта. Управление тренировочным процессом предполагает изучение различных сторон специальной подготовленности футболистов для того, чтобы организовать подготовку на последующих этапах в соответствии с индивидуальными особенностями игроков. Теория и практика футбола многогранна и находится в постоянном развитии.
Организация занятий, выбор форм, средств и методов обучения, дозирование нагрузки обусловлены особенностями развития организма футболистов. Подготовка учащихся осуществляется строго в соответствии с их возрастными данными, которые включают в себя анатомические, физиологические и психологические особенности.
Актуальностью темы курсовой работы, является, то что, в условиях реформирования системы образования, в сегодняшнее время, сильно искажается видение тех основных форм занятий, средств и методов, которые по-настоящему необходимы для воспитания настоящего футболиста. Всесторонняя информация о технико-тактической подготовленности футболистов, поступающая к тренеру с помощью средств и методов этапного, текущего и оперативного контроля, может быть реализована в целях соответствующих видов управления только в том случае, когда тренер профессионально владеет педагогическим мастерством.
На занятиях и тренировках используются доступные средства обучения общей физической подготовке футболистов различного возраста с преимущественной направленностью на развитие быстроты, ловкости и гибкости.
Целью данной курсовой работы является определение особенностей организаций и проведения занятий по футболу.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс в различных звеньях системы физического воспитания.
Предмет исследования – особенности проведения занятий, в зависимости от возрастных категорий занимающихся.
Задачами исследования в курсовой работе являются:
· Выявление методических особенностей проведения занятий по футболу на основе возрастных изменений в различных звеньях системы физического воспитания.
· Рассмотрение основных форм, средств и методов обучения и тренировок по футболу.
· Определение ошибок при проведении занятий по футболу и их устранение в работе со спортсменами.
Глава 1. Методические особенности проведения занятий по футболу.
Характеристика проведения занятий по футболу и основные принципы организации тренировки.
Спортивная подготовка футболистов - это многолетний специально организованный педагогический процесс, связанный с использованием всей совокупности необходимых средств, методов, условий и направленный на достижение высокого спортивного мастерства.
Цели и задачи спортивной подготовки решаются в процессе обучения, тренировки и воспитания.
Под обучением принято понимать начальный этап овладения занимающимися необходимой системой знаний, умений и навыков. Основное содержание обучения – это освоение техники, основных индивидуальных и групповых тактических действий, формирование умений тренировочной и соревновательной деятельности. При этом обучение тесно связано с физическим развитием занимающихся.
Тренировка - дальнейший специализированный этап спортивного совершенствования, направленный на углубленное развитие технико-тактического мастерства, специальных физических и психических качеств.
Условное разделение этих понятий позволяет более четко определять задачи для каждого этапа многолетней подготовки, выбирать наиболее эффективные средства и методы для их решения.
Процесс обучения и тренировки должен носить воспитывающий характер. Воспитание - это целеустремленное и систематическое воздействие на психологию воспитуемого. Совершенствование морально-волевых качеств и психологических возможностей - главные задачи процесса воспитания спортсменов.
Обучение, тренировка, воспитание взаимосвязаны и взаимообусловлены, прежде всего, единством согласованной деятельности тренера и коллектива футболистов.
Задачи подготовки высококвалифицированных футболистов могут быть решены только при условии ведущей роли тренера. Он должен опираться в работе на научно обоснованную теорию, непрерывно совершенствовать специальные знания, быть в курсе последних достижений науки и практики и уметь внедрять их в процесс обучения и тренировки футболистов.
Обучение и тренировка, как специально организованный педагогический процесс, строятся в соответствии с общими принципами физического воспитания дидактическими (педагогическими) принципами обучения и методическими закономерностями учебно-тренировочного процесса.
К методическим принципам спортивной тренировки относятся: принципы сознательности и активности, систематичности, наглядности, доступности и индивидуализации, прогрессирования, применительно к футболу эти принципы реализуются с учетом его специфики и особенностей учебно-тренировочного процесса футболистов различного возраста и квалификации.
Принцип сознательности и активности направлен на успешное решение общей цели и задач тренировки. Без сознательного и активного отношения к повседневным занятиям невозможно добиться высоких спортивных результатов.
Важнейшим условием формирования сознательного отношения к занятиям является мотивация. Не только желание играть в футбол, но и глубокое понимание цели и задач тренировки, средств, методов и содержания изучаемого материала способствуют стабильному интересу и активному отношению к занятиям.
Нужно так организовать тренировочный процесс, чтобы овладение программным материалом удовлетворяло потребности занимающихся футболом. Опираясь на устойчивый интерес к занятиям футболом, можно решать необходимые задачи как учебно-тренировочного, так и воспитательного характера. Важнейшим средством повышения сознательности и активности являются индивидуальные занятия.
Принцип сознательности и активности тесно связан с воспитанием инициативы, самостоятельности, творческого отношения к выполнению тренировочных занятий. Активность в процессе обучения во многом обеспечивается доступностью учебных заданий. Оптимально трудные задачи стимулируют активность. Особенно важна активность в соревнованиях. В процессе обучения и тренировки ведущую роль играет тренер. Однако он не должен сдерживать высокую активность и самостоятельность воспитанников.
Эффективность тренировочного процесса и высокие спортивные достижения немыслимы без активного, сознательного, творческого приложения сил самих занимающихся.
Принцип систематичности предусматривает регулярность и последовательность обучения и тренировки. Регулярность обусловливается оптимальным количеством тренировочных занятий, соревнований и отдыха, рациональной динамикой величины и направленности нагрузки. Рациональная последовательность обучения существенно сокращает сроки освоения учебного материала. Быстрота и качество формирования умений и навыков во многом зависят от содержания предшествующего обучения.
Последовательность в подборе средств и методов на каждом этапе многолетней подготовки определяется объективными закономерностями переноса двигательных и физических качеств. Принцип систематичности реализуется в оптимальном количестве повторений средств обучения и тренировки, используемых как в отдельном занятии, так и в системе тренировок.
Принцип наглядности обеспечивает необходимые условия освоения и совершенствования технических приемов и тактических действий, развития физических и психических качеств. Принцип наглядности преимущественно реализуется в натуральном показе изучаемого действия. Однако не всегда его можно показать многократно, в необходимых параметрах, с акцентом на важных деталях. Лучший методический прием показа – это сочетание натуральной демонстрации с анализом специальных фотографий кино- и видеоматериалов.
Метод наглядного воздействия используют в тесной взаимосвязи с методом слова. Оптимальное соотношение этих методов стимулирует активность восприятия и способствует успешности обучения.
Принцип доступности и индивидуализации требует соответствия изучаемого материала, средств и методов его освоения и форм организации обучения возрастным особенностям занимающихся, их возможностям и уровню подготовленности. Величина и направленность тренировочной нагрузки должны соответствовать конкретным задачам, уровню развития специальных качеств, объективным условиям тренировки.
Следует помнить, что чрезмерные нагрузки снижают интерес к занятиям, вредно отражаются на тренированности и, в конечном счете - на спортивных результатах.
Однако принцип доступности не исключает необходимости выполнения упражнений, требующих максимальных физических и волевых усилий и вызывающих значительное утомление. Доступными надо считать нагрузки, способствующие укреплению здоровья, повышению функциональной готовности, росту спортивного мастерства.
Он во многом определяется адаптационными и мобилизационными возможностями организма занимающихся. Доступность нагрузок неразрывно связана с индивидуализацией учебно-тренировочного процесса.
Принцип прогрессирования предусматривает постановку и решение постепенно усложняющихся задач, увеличение объема и интенсивности связанных с ними нагрузок. Целенаправленное расширение круга используемых средств подготовки, выполнение более трудных новых задач способ и совершенствованию необходимых технических приемов и тактических действий.
Закономерности развития физических качеств у футболистов, а также повышение функциональных возможностей требуют систематизированного обновления и увеличения всех компонентов нагрузки.