Сравнительный анализ корреляционных связей функциональных характеристик прогнозирования дошкольников с нарушениями речи и дошкольников с нормативным развитием

 

В ходе нашего исследования мы выявили корреляционные связи в первой группе (р=0.01),  что говорит о валидности представленного комплекса методик:

- между показателями когнитивной функции прогностической компетентности и показателями методики «Угадайка» (Л.И. Переслени, В.Л. Подобед) – «Скорость прогноза». Испытуемые первой группы показывают связь с низкими показателями когнитивной характеристики и частоты ошибочных прогнозов.

- между показателями рече-коммуникативная функции прогностической компетентности и высоким уровнем по методике контекстного общения со взрослым Е.Е. Кравцовой. Дети первой группы не способны в достаточной мере вербализировать информацию, не в полной мере детализируют и раскрывают деятельность участников событий, не конкретизируют их эмоциональные состояния, взаимоотношения между ними.

А также мы выявили корреляционные связи во второй группе (р=0.01):

- между показателями когнитивной функции прогностической компетентности и показателями методики «Угадайка» (Л.И. Переслени, В.Л. Подобед) – «Скорость прогноза» и «Стратегии прогнозирования». Испытуемые второй группы с высокими показателями когнитивной характеристики быстрее дают прогноз, используя рациональный тип стретигии.

- между показателями регулятивной функции прогностической компетентности и «Самоконтроль по ходу выполнения задания». У испытуемых второй группы более развиты волевые качества. 

- между показателями рече-коммуникативная функции прогностической компетентности и высоким уровнем по методике контекстного общения со взрослым Е.Е. Кравцовой. Дети второй группы используют речь в общении со взрослым и могут продолжить вопросы человека, что связано со средним уровнем рече-коммуникативной функции.

Таким образом, испытуемым первой группы сложнее вербализировать информацию, а также склонны давать ошибочные прогнозы. Детям второй группы характерен контроль, дети прилагают волевые усилия над собой, что влияет на рациональность прогнозов.

 

 

Выводы по II главе

          

Исследование функциональных характеристик прогнозирования показал, что у детей дошкольного возраста с нарушениями речи, как и у детей с нормативным развитием средний уровень развития прогнозирования.

В процессе диагностики в группе 1 наблюдался интерес при выполнении задания, также отмечалась активность во взаимодействии с экспериментатором, однако имелись сложности в удержании в памяти инструкций к заданиям, внимание, у большинства испытуемых, было рассеяно. В группе 2 дети активно шли на контакт, проявляли инициативу в общении с экспериментатором. В процессе деятельности у большинства детей отмечалась сосредоточенность на выполнении задания, так же активное речевое сопровождение своих действий. Отказа или отсутствие интереса не наблюдалось.

При исследовании выяснилось, что у детей с нарушениями речи отмечается недостаточная устойчивость внимания и ограниченные возможности его распределения, так же отмечается низкая продуктивность запоминания, нестойкость интересов, слабая мотивация, повышенная раздражительность.

Также можем сказать, что саморегуляция у детей с нарушениями речи недостаточно сформирована, наблюдается частая отвлекаемость, однако сохраняли цель до конца задания, проверяли написанное бегло, старались быстрее сдать задание и освободится от его выполнения, рассчитывая на положительный результат. Дети с нарушениями речи демонстрируют средний уровень развития контекстного общения со взрослыми, дети в этой группе на некоторые вопросы кивали головой, молчали или говорили «угу», так как не знали как сказать это по-другому.

В ходе нашего исследования были выявлены корреляционные связи между показателями когнитивной функции прогностической компетентности и показателями методики «Угадайка» (Л.И. Переслени, В.Л. Подобед) – «Скорость прогноза» и «Стратегии прогнозирования», между показателями регулятивной функции прогностической компетентности и «Самоконтроль по ходу выполнения задания», а также между показателями рече-коммуникативной функции прогностической компетентности и результатам по методике контекстного общения со взрослым Е.Е. Кравцовой.

Таким образом, особенностями функциональных характеристик прогнозирования детей дошкольного возраста с нарушениями речи являются: недостаточная сформированность регулятивной функции прогнозирования, рече-коммуникативная функция прогнозирования демонстрирует неспособность в достаточной мере вербализировать информацию, когнитивная функция не показала специфических особенностей.

 

 

Заключение

 

Как в зарубежной, так и в отечественной психологии существуют различные мнения об основополагающих компонентах прогностической компетентности человека. Во второй половине прошлого века благодаря работам отечественных психологов (А.В. Брушлинский; Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков; Е.А. Сергиенко; И.М. Фейгенберг) начала активно разрабатываться проблема антиципации и вероятностного прогнозирования. Большинство этих работ были направлены на выявление общих психологических закономерностей антиципационной деятельности.

Антиципация представляет собой универсальный механизм психической организации человека, который дает возможность в ответ на внешние стимулы, действующие в настоящем, предугадывать или предвосхищать еще не наступившие события, используя при этом весь накопленный в прошлом опыт. В дошкольном возрасте отмечаются свои особенности вероятностного прогноза, которые выражаются в том, что дети допускают множество «ошибок отвлечения», свидетельствующие о недостаточной концентрации внимания к поступающей информации; в том, что дети с нарушенным речевым развитием не могут вспомнить верную последовательность букв (верный прогноз); в том, что дети в своей деятельности в основном пользуются неэффективными формами прогнозирования: частой сменой стратегий, стратегией случайных предсказаний, в связи с чем снижается вероятность установления верной последовательности чередования букв.

Мы ознакомились с различными теориями о природе прогнозирования, ее функции в жизни человека как отечественных авторов, так и зарубежных. Анализируя функции прогностической компетентности, мы пришли к выводу, что они связаны с осуществлением познавательной активности, саморегуляцией собственной деятельности, а также коммуникативной стороны субъекта социального взаимодействия.

Исследование и сравнительный анализ функциональных характеристик прогнозирования показал, что у детей дошкольного возраста с нарушениями речи, как и у детей с нормативным развитием средний уровень развития прогнозирования.

В процессе диагностики у детей с нарушениями речи наблюдался интерес при выполнении задания, также отмечалась активность во взаимодействии с экспериментатором, однако имелись сложности в удержании в памяти инструкций к заданиям, внимание, у большинства испытуемых, было рассеяно. В контрольной группе дети активно шли на контакт, проявляли инициативу в общении с экспериментатором. В процессе деятельности у большинства детей отмечалась сосредоточенность на выполнении задания, так же активное речевое сопровождение своих действий. Отказа или отсутствие интереса не наблюдалось.

При исследовании выяснилось, что у детей с нарушениями речи отмечается недостаточная устойчивость внимания и ограниченные возможности его распределения, так же отмечается низкая продуктивность запоминания, нестойкость интересов, слабая мотивация, повышенная раздражительность.

Также можем сказать, что саморегуляция у детей с нарушениями речи недостаточно сформирована, наблюдается частая отвлекаемость, однако сохраняли цель до конца задания, проверяли написанное бегло, старались быстрее сдать задание и освободится от его выполнения, рассчитывая на положительный результат. Дети с нарушениями речи демонстрируют средний уровень развития контекстного общения со взрослыми, дети в этой группе на некоторые вопросы кивали головой, молчали или говорили «угу», так как не знали как сказать это по-другому.

Таким образом, особенностями функциональных характеристик прогнозирования детей дошкольного возраста с нарушениями речи являются: недостаточная сформированность регулятивной функции прогнозирования, рече-коммуникативная функция прогнозирования демонстрирует неспособность в достаточной мере вербализировать информацию, когнитивная функция не показала специфических особенностей.

Из выше сказанного мы можем дать практические рекомендации по работе с детьми с нарушениями речи для педагогов, логопедов, дефектологов и психологов:

- Строить занятия индивидуально или в небольших группах, это позволит максимально использовать индивидуальные возможности детей и «подтягивать» слабые звенья, воздействовать на рече-языковые и иные, связанные с ними, проблемы ребенка;

- Привлекать максимальной наглядностью. Активное применение рисунков, схем, символов других невербальных сигналов способствует более эффективному, сознательному и быстрому усвоению и запоминанию материала;

- Пооперационное выполнение действий способствует наработке способа действия, формированию динамического стереотипа, что также является необходимым условием развития языковых умений и навыков для детей с нарушениями речи. Помимо этого расчлененное выполнение действий позволяет более точно выявить нарушенное звено в серии операций, а также дает возможность ученику формировать осознанный самоконтроль. Это является особенно важным, поскольку вследствие невозможности опираться в обучении детей с нарушениями речи на чувство языка значение сознательности в этом процессе резко увеличивается.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: