Что изучается?
| Дидактические игры, упражнения, вопросы
| Содержание диагностического задания
| Критерии оценки
|
L 1
| 2
| 3
| 4
|
Знания о днях недели,
последовательности
частей суток
| Игра «Наш день».
Материал: сюжетные картинки, где изображены разные виды деятельности детей, следующие друг за другом на протяжении дня: уборка постели, гимнастика, умывание, завтрак, занятие и т. д. «Назови соседей»
| Ребенок рассматривает картинки, изображающие разные виды деятельности детей, следующие друг за другом на протяжении дня: уборка постели, гимнастика, умывание, зав трак, занятие и т. д.
Задание: разложи картинки по порядку, начиная с утра. Назови, одним словом, утро, день, вечер, ночь. (Сутки.)
Вопросы: - Если вчера было воскресенье, какой день недели сегодня? А какой день недели следует за четвергом? И т. п.
| 1 балл - ребенок не справился с заданиями даже после наводящих вопросов.
2 балла - ребенок безошибочно разложил картинки в соответствии с временем суток, но обобщающее слово назвать затрудняется.
3 балла - ребенок справился с заданием, не сделал ни одной ошибки.
|
Различать и правильно
называть контрастные и
смежные части суток, их
последовательность
| Игра «Когда это бывает?». Материал: Картинки с изображением частей суток, потешки, стихи о разных частях суток.
| - Внимательно послушай потешку, определи время суток и найди соответствующую картинку. Далее воспитатель напоминает ребенку все семь дней недели (при помощи стихотворения). Просит назвать выходные дни. Первый (второй) день недели. - Если сегодня вторник, какой день недели был вчера? И т. п. Внимательно послушай потешку, определи время суток и найди соответствующую картинку. Далее воспитатель напоминает ребенку все семь дней недели (при помощи стихотворения). Просит назвать выходные дни. Первый (второй) день недели. - Если сегодня вторник, какой день недели был вчера? И т. п
| 1 балл - ребенок не имеет представления о частях суток, ошибается при перечислении дней недели. Не понимает значение слов: вчера, сегодня, завтра.
2 балла - ребенок правильно определяет части суток, затрудняется объяснить значение слов сегодня, завтра, вчера. Ошибается при перечислении дней недели. 3 балла - ребенок правильно определяет части суток. Может определить значение слов: вчера, сегодня, завтра. Знает и называет правильно дни недели.
|
Уметь самостоятельно
определять расположение
предметов по отношению к
себе
| Игра «Поручение».
Материал: набор игрушек: матрешка, машина, мяч, пирамидка.
| Ребенок сидит на ковре лицом к воспитателю.
Расставь игрушки следующим образом: матрешку - впереди (относительно себя), машинку - сзади, мяч - слева, пирамидку - справа
| 1 балл - ребенок не справляется с заданиями даже при помощи взрослого. 2 балла - ребенок после дополнительных инструкций справляется с задания ми. Не знает левую и правую руки. 3 балла - ребенок безошибочно определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе, различает право и лево. Справился с заданием, не сделал ни одной ошибки
|
Уметь ориентироваться в
групповой комнате
| Игра «Назови, что видишь».
| По заданию воспитателя ребенок встает в определенном месте группы. Затем воспитатель просит ребенка назвать предметы, которые находятся впереди (справа, слева, сзади) от него. Просит ребенка показать правую, левую руки.
| 1 балл – ребенок не справляется с заданием. 2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
|
Выявить умение детей делить
предмет на 2, 4 равные части.
| Деление предметов на части. Материал: Квадрат и круг.
| Ребенку предлагается выполнить задание: - Раздели круг на 2 равные части.
- Что ты сделал? Как ты разделил круг на 2 равные части? (Я сложил круг пополам)
- Как называется каждая часть? (Половина)
- Сколько половинок в целом круге? (В круге 2 половинки)
- Что больше: целое или половина? (Целое больше, чем половина)
- Раздели квадрат на 4 равные части.
- Как ты это сделал? (Я сложил квадрат пополам и еще раз пополам)
- Как называется каждая часть? (четвертина) - Сколько четвертин в целом квадрате? (4)
- Что больше: целое или четвертина? (целое больше, чем четвертина)
| 0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.
1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.
2 балла – ребенок делит предметы на части, но затрудняется в назывании частей.
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно выполняет задания по делению предметов на части.
|
Умение
сравнивать рядом
стоящие числа в
пределах 10,
уравнивать не-
равное число
предметов
| Дидактическое упражнение «Пусть станет поровну». Материал: мелкий счетный материал
| - Расставлены две группы предметов так, чтобы в одной их было меньше на один. Например: 6 солдатиков и 7 матрешек. Задание: посчитай группы предметов.
- Сколько всего солдатиков?
- Сколько матрешек?
- Кого больше (меньше)?
- На сколько?
- Сделай так, чтобы их стало поровну.
- Как еще можно это сделать?
| 1 балл – ребенок считает правильно, но затрудняется установить, какое число меньше (больше) другого. Уравнять предметы не может
2 балла - ребенок умеет сравнивать, уста-навливать, какое число больше (меньше) другого. Затрудняется сразу уравнять группы предметов (делает это после дополнительных инструкций) или уравнивает их, но только одним способом.
3 балла - ребенок умеет сравнивать, уста-навливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаления и добавления единицы).
|
Умение детей группировать предметы по характерным признакам.
| Дидактическое упражнение Группировка предметов по цвету, форме и величине.
Материал: На столе разложены геометрические фигуры: треугольники, круги, квадраты разного цвета (красные, желтые, зеленые) и разной величины (большие и маленькие) 2) Дидактическое упражнение «Четвертый лишний»
Материал: Ребенку показывают картинку
| Ребенку предлагается разложить предметы на группы, чтобы в группе были одинаковые предметы.
- Чем похожи фигуры в этой группе? (цветом)
- Как еще можно разделить фигуры? (по форме и величине)
*Возможна стимулирующая помощь педагога.
- Чем похожи фигуры в этой группе? (формой, величиной) - Какой предмет лишний?
- Почему ты так думаешь
| 1 балл – ребенок группирует предметы только с помощью взрослого. 0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.
2 балла – ребенок затрудняется в группировании некоторых предметов.
3 балла – ребенок самостоятельно группирует предметы, правильно выделяет лишний предмет.
|
Умение называть числа в прямом и обратном порядке, соотносить цифру и количество предметов
| Дидактическая игра «Вкусные конфеты».
Материал: лист бумаги с нарисованными цифрами 0,3, 5, 8, 10
| Задания: 1. Посчитай в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
2. Посмотри на цифры, написанные на листе бумаги, и нарисуй рядом с каждой цифрой соответствующее количество конфет
| 1 балл - ребенок допускает ошибки во время счета в прямом и обратном порядке до 1.0, допускает более одной ошибки при выполнении задания 2
2 балла - ребенок правильно считает в прямом порядке до 10, делает пропуски при счете в обратном порядке; допускает не более одной ошибки при выполнении задания 2.
3 балла - ребенок безошибочно считает в прямом и обратном порядке до 10, правильно выполняет задание 2.
|
Умение самостоятельно
видеть и называть размеры и
свойства предметов (длина,
высота, ширина, толщина)
| Игра «Широкая, узкая»
Материал: полоски из бумаги, карандаши.
| Закрасить широкую дорожку желтым карандашом, а узкую зеленым.
-Кто идет по широкой дорожке? (Зайка)
-По узкой?
| 1 балл – ребенок не справляется с заданием.
2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
|
Умение
группировать
предметы по
цвету, размеру,
форме.
| Дидактическое упражнение «Сделай правильно».
Материал: игрушки, разные предметы.
| Ребенок отбирает:
- все красные,
- все большие,
- все круглые предметы.
Отвечает на вопросы:
- «Какого цвета предмет?» (основные цвета) - «Большой или маленький предмет?»
- «Какой формы?» (круглый, квадратный)
| 1 балл - ребенок допускает более двух ошибок при группировке предметов.
2 балла - ребенок допускает 1-2 ошибки при группировке предметов по размеру, форме. Понимает и правильно отвечает на вопросы «Какого цвета?» (основные цвета), «Большой или маленький?», «Какой формы?» (круг, квадрат)
3 балла – ребенок правильно группирует предметы по цвету, размеру, форме. Понимает и правильно отвечает на вопросы «Какого цвета?» (основные цвета), «Большой или маленький?», «Какой формы?» (круг, квадрат)
|