Тема: Культура речи. Правильное построение сложных предложений с различными видами связи.
Сегодня на уроке мы рассмотрим предложения с разными видами связи, научимся не только находить их в тексте, но и строить схемы, сравним и сопоставим их с уже известными нам предложениями.
Для начала обратимся и прокомментируем предложение 4 из прочитанного текста.
Все теплее становятсядни, с юга скоро вернутся перелетные птицы, и самыми первыми прилетятграчи. (Сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной; повествовательное, состоит из двух частей, соединенных сочинительной связью. Первая часть – БСП со значением перечисления, вторая часть – простое предложение.)
[ __], [ __ ], и [ __].
Задание 1. Прочитайте предложение, дайте ему краткую характеристику, составьте схемы.
Солнце садилось за севастопольские холмы, небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем, и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза. (В. Аксенов.) (Сложное предложение, с разными видами связи: бессоюзной и сочинительной; повествовательное. Бессоюзное предложение со значением перечисления, поэтому между его частями ставится запятая. Сложносочиненное предложение осложнено однородными сказуемыми, между ними союз и, запятая не ставится)
|
|
[ ], [ ] и [ ].
Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. (И.С. Тургенев) (СП с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью (значение пояснения, перед двоеточием можно вставить а именно). Первая часть – СПП с придаточным степени, которое относиться к указательному слову так в главном. Вторая – простое предложение, осложненное однородными членами.) [ …так], (что…): [ ].
Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце, пока она не стала такой крепкой, будто схвачена цементом. (Сложное предложение, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; повествовательное. Придаточное первой степени со значением времени относится сразу к двум главным, соединенным сочинительным союзом и, поэтому между ними запятая не ставится. Придаточное второй степени имеет значение степени и сравнения относится к первому придаточному, раскрывает содержание указательного слова такой. Подчинение последовательное). [ ] и [ ], (пока…), (будто…).
Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. (Сложное предложение, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; повествовательное. Придаточное первой степени со значением времени относится сразу к двум главным, соединенным сочинительным союзом и, поэтому между ними запятая не ставится) (Когда…), [ ] и [ ].
|
|
Задание 2. Ребята, а сейчас ваша задача усложнится: вам необходимо из нескольких простых предложений составить сложное с различными видами связи и начертить схему получившегося предложения.
Текст для редактирования: Тигр злопамятен. Он легко запоминает запах человека. Он запоминает голос человека. Он не решается конфликтовать с человеком в открытую. Он дожидается возможности человеку отомстить.
Тигр злопамятен, зверь легко запоминает запах и голос человека, и, не решаясь конфликтовать с ним в открытую, он дождется возможности ему отомстить.
[ ],[ ], и [ ].
Упражнения для предупреждения зрительного утомления:
ü Быстро и легко поморгайте 20 раз.
ü Крепко зажмурьте на 3-5 секунд глаза, а затем откройте на 3-5 секунд. Повторите 7 раз.
ü Поднимите глаза к верху, сделайте ими круговые движения по часовой стрелке, затем – против часовой стрелки. Повторите 5-6 раз.
Задание 3.
Схематический диктант. (Контроль умения учащихся осознавать структуру предложения через выражение её в схеме).
Учитель дважды читает каждое предложение. Ученики, не записывая предложения, на слух составляют схемы прочитанных предложений и сравнивают после с представленными учителем схемами. Взаимопроверка.
• Я не мог пропустить тигра: кустов тут мало, а трава ещё не поднялась.
[ ]:[ ].
• В тайге может возникнуть ощущение, что за вами кто-то скрытно наблюдает. [ ], (что…).
• Зверь слышал: по берегу кто-то идет, и этот шум его насторожил.
[ ]: [ ], и [ ]. Проверь себя!
Для закрепления материала посмотрите видеоурок-презентацию:
https://www.youtube.com/watch?v=aN8z6mScP4w
ДЗ: §38, упр.317.
Русский язык 9 класс
29.04.20