Для проведения экзамена по курсу «Конституционное право» студентов

факультета права БГЭУ в 2013 – 14 уч. году

(Тема №16 «ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»)

№ вопроса   ВОПРОС  
1 Дайте определение понятию «законодательный процесс». Ответ: это процесс принятия парламентом законопроекта к рассмотрению, его обсуждение, а также принятие, промульгация (подписание и обнародование) закона.  
2 Дайте определение понятию «законодательная инициатива». Ответ: процесс внесения в парламент законопроекта для последующего его рассмотрения в соответствии с порядком, установленным Конституцией и иными актами законодательства.  
3 Дайте определение понятию «право законодательной инициативы». Ответ: это установленное Конституцией право разработать законопроект и внести его для рассмотрения в Парламент в установленном порядке.  
4 Перечислите субъекты права законодательной инициативы (в большинстве государств). Ответ: 1.     народ 2.     парламент 3.     парламентарии 4.     глава государства 5.     правительство  
5 Через какие субъекты реализуется право законодательной инициативы (в большинстве государств)? Ответ: В большинстве стран это право принадлежит парламентариям, правительству, главе государства и, естественно, народу как единственному источнику власти.  
6 Перечислите субъекты права законодательной инициативы в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. Ответ: 1.     Президент; 2.     депутаты Палаты представителей; 3.     Совет Республики; 4.     Правительство; 5.     граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек (и реализуется в Палате представителей).  
7 Что представляет собой Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь? Ответ: 1. является научно-практическим государственным учреждением, обеспечивающим подготовку проектов законодательных актов в Республике Беларусь, методическое руководство нормотворческой деятельностью, проведение научных исследований в области права и подготовку научных работников высшей квалификации. 2. в своей деятельности руководствуется Конституцией, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, иными нормативными правовыми актами. 3. организация деятельности Центра осуществляется в соответствии с годовыми планами, утверждаемыми Главой Администрации Президента Республики Беларусь. 4. является юридическим лицом, подчиненным Президенту Республики Беларусь, имеет самостоятельный баланс, счета в банках, печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием. Сокращенное наименование Центра – НЦЗПИ. 5. Общее руководство Центром осуществляет Администрация Президента Республики Беларусь.  
8 Каким нормативным правовым актов установлен правовой статус Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь? Ответ: Указ президента РБ 13 дек 2007 №630 «О некоторых мерах по совершенствованию правотворческой деятельности и научных исследований в области права»  
9 Какими правомочиями обладает Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь? Ответ: 1. запрашивать и получать в установленном законодательством порядке от государственных органов, иных организаций и физических лиц документы, необходимые для осуществления своей деятельности; 2. использовать государственные (в том числе правительственные) средства связи и коммуникации; 3. заключать в пределах своей компетенции договоры с государ-ственными органами, иными организациями и физическими лицами, а также с органами и организациями иностранных государств, международными организациями и межгосударственными образованиями; 4. формировать при Центре аналитические и другие группы для проведения научных исследований в области права и реализа-ции иных полномочий.  
    10 Назовите основные функции Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. Ответ: 1. разработка концепций совершенствования законодательства, ежегодных планов подготовки законопроектов, концепций проектов законов, внесение их в установленном порядке на утверждение (одобрение, согласование) Президента Республики Беларусь, осуществление контроля за реализацией планов подготовки законопроектов; 2. осуществление организационно-методологического обеспечения подготовки проектов законодательных актов, а также разработка, обобщение и внедрение передовых технологий подготовки проектов правовых актов; 3. непосредственная разработка проектов законодательных актов, за исключением проектов, подготовка которых возложена на другие государственные органы (организации), а также международно-правовых актов, подготовка которых возложена на Центр; 4. принятие мер по приведению нормативных правовых актов в соответствие с Конституцией, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь; 5. проведение обязательной юридической экспертизы проектов законов, вносимых в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, изменений и (или) дополнений, внесенных в законопроекты в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь; 6. разработка приоритетных направлений научно-правовых исследований, а также самостоятельное проведение в порядке, установленном законодательством, научных исследований и разработок в области права, включая фундаментальные и прикладные исследования, экспериментальные работы, направленные на увеличение объема знаний в области права и повышение эффективности использования этих знаний, в том числе с целью обеспечения нормотворческой деятельности;  
11 Назовите субъекты, обладающие в соответствии с законодательством Республики Беларусь правом законодательной инициативы об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь. Ответ: 1.Президент 2.граждане РБ, обладающие избирательным правом, в кол-ве не менее 150 тыс.  
12 Что является первоначальной стадией законодательного процесса по установившейся в науке практике? Ответ: Большинство ученых в области конституционного права считают, что первоначальной стадией законодательного процесса является осуществление права законодательной инициативы соответствующим органом или лицом и внесение в парламент законопроекта.   
13 Назовите основные стадии законодательного процесса. Ответ: 1.право законодательной инициативы (5 субъектов права законодательной инициативы); 2.внесение и предварительное рассмотрение проектов законов в палате представителей (руководством Палаты представителей, структурными подразделениями Секретариата Палаты, комиссиями, Советом Палаты для предварительного рассмотрения вопроса о включении законопроекта в повестку дня сессии); 3.рассмотрение проекта закона на заседаниях Палаты представителей (в двух чтениях); 4.рассмотрение проекта закона на заседаниях Совета Республики; 5.рассмотрение проекта закона Президентом; 6.подписание Президентом законопроекта и порядка вступления его в силу.  
14 Что характерно для первой стадии законодательного процесса? Ответ: Первая стадия - право законодательной инициативы (как мы уже говорили, в Республике Беларусь в соответствии со статьей 99 Конституции установлено 5 субъектов права законодательной инициативы);  
15 Что характерно для второй стадии законодательного процесса? Ответ: внесение и предварительное рассмотрение проектов законов (руководством Палаты представителей, структурными подразделениями Секретариата Палаты, комиссиями, Советом Палаты для предварительного рассмотрения вопроса о включении законопроекта в повестку дня сессии).  
16 Что характерно для третьей стадии законодательного процесса? Ответ: рассмотрение проекта закона на заседаниях Палаты представителей (в двух чтениях);  
17 Что характерно для четвертой стадии законодательного процесса? Ответ: Рассмотрение проекта закона на заседаниях СР. В СР рассм не более 20 дней.  
18 Что характерно для пятой стадии законодательного процесса? Ответ: рассмотрение проекта закона Президентом;  
19 Что характерно для шестой стадии законодательного процесса? Ответ: подписание Президентом законопроекта и порядка вступления его в силу.  
20 Каков порядок прохождения законопроекта в Палате представителей? Ответ: 1.       Экспертно-правовое управление Секретариата Палаты представителей 2.       Головная комиссия для предварительного рассмотрения законопроекта и        подготовки по нему заключения 3.       Постоянные комиссии и структурные подразделения Секретариата Палаты представителей для предварительного рассмотрения законопроекта 4.       Головная комиссия направляет законопроект Совету Палаты представителей 5.       Совет Палаты представителей направляет законопроект на рассмотрение сессии.  
20 а Какие документы направляются Секретариатом Палаты представителей до его рассмотрения в первом чтении? Ответ: 1.       текст проекта закона, включенного в повестку дня сессии 2.       материалы к тексту проекта закона 3.       заключение головной комиссии по проекту закона  
21 Каким субъектам направляются материалы перед рассмотрением в первом чтении? Ответ: 1.     депутаты Палаты представителей 2.     субъект права законодательной инициативы, внесший законопроект, 3.     заинтересованные органы не позднее, чем за 3 дня до его рассмотрения в первом чтении  
22 Каким субъектам и какие документы направляются перед вторым чтением законопроекта? Ответ:1.2. Подготовленный для рассмотрения во втором чтении законопроект с заключением головной комиссии направляется депутатам Палаты представителей, субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, не позднее чем за 7 дней до рассмотрения законопроекта во втором чтении. Проект направляется с указанием количества принятых поправок и приложением таблицы отклоненных поправок.  
23 Каким будет решение Палаты представителей по результатам второго чтения законопроекта? Ответ: 1.О принятии проекта закона 2.Об отклонении проекта закона 3.О повторном рассмотрении проекта закона в первом чтении в порядке, предусмотренном статьёй 145 Регламента ПП  
24 Каков порядок рассмотрения законопроекта в Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь? Ответ: 1.     Председатель Совета Республики определяет одну или несколько постоянных комиссий, на рассмотрение которых передается поступивший законопроект.   2.     Одновременно устанавливается срок рассмотрения законопроекта и определяется комиссия, ответственная за его рассмотрение.      3. В течение 5 дней с момента регистрации поступивший из Палаты представителей законопроект с прилагаемыми к нему документами и материалами направляется всем членам Совета Республики.  4. При наличии замечаний и предложений по законопроекту члены Совета Республики направляют их в комиссию, ответственную за рассмотрение законопроекта.  
25 Каким будет заключение постоянной комиссии Совета Республики по рассматриваемому законопроекту? Ответ: (принимается одно из следующих решений) 1. рекомендовать Совету Республики одобрить принятый Палатой представителей законопроект; 2.рекомендовать Совету Республики отклонить принятый Палатой представителей законопроект, изложив в заключении мотивы, по которым постоянная комиссия считает необходимым его отклонение.  
26 Как принимается решение Совета Республики по законопроекту? Ответ: 1.     Председатель Совета Республики ставит на голосование вопрос об одобрении законопроекта Советом Республики.  2.     Постановление Совета Республики об одобрении законопроекта принимается большинством голосов от полного состава Совета Республики, если иное не предусмотрено Конституцией.  
27 Куда и в какие сроки направляется постановление Совета Республики об отклонении законопроекта? Ответ: Постановление Совета Республики об отклонении принятого Палатой представителей законопроекта вместе с этим законопроектом либо постановление Совета Республики об одобрении принятого Палатой представителей законопроекта в 5-дневный срок направляются в Палату представителей.                               
28 Каков порядок принятия решения Совета Республики по проекту Конституции и программным законам, актов о толковании Конституции, а также законопроектов об основных направлениях внутренней и внешней политики, о военной доктрине? Ответ: •      Постановления Совета Республики об одобрении проекта Конституции, законопроектов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о введении в действие указанных законов, актов о толковании Конституции, а также законопроектов об основных направлениях внутренней и внешней политики, о военной доктрине считаются принятыми при условии, если за них проголосовало не менее 2/3 от полного состава Совета Республики.  
29 В чем заключается особый порядок принятия Закона (если законопроект не был рассмотрен Советом Республики)? Ответ: 1. Если в течение 20 дней, а при объявлении законопроекта срочным - 10 дней со дня внесения на рассмотрение Совета Республики законопроект не был рассмотрен Советом Республики, то закон считается одобренным. Законопроект считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Республики. Решение об отклонении законопроекта оформляется постановлением Совета Республики. 2. В постановлении Совета Республики об отклонении законопроекта может содержаться перечень разделов, глав, статей, частей и пунктов статей данного законопроекта, по которым необходимо преодолеть разногласия между Советом Республики и Палатой представителей, а также предложение о создании на паритетной основе согласительной комиссии для выработки согласованного текста законопроекта.  
30 Каков порядок направления законопроекта Президенту Республики Беларусь? Ответ: 1. Принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики закон вместе с постановлением Совета Республики в 10-дневный срок представляется Президенту Республики Беларусь на подпись. 2. При этом Председатель Совета Республики удостоверяет своей подписью аутентичность принятого Палатой представителей и одобренного Советом Республики закона, направляемого на подпись Президенту Республики Беларусь.  
31   Каков порядок подписания законопроекта Президентом Республики Беларусь? Ответ: 1. Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, либо принятый Палатой представителей в порядке, предусмотренном статьей 100 Конституции Республики Беларусь (по требованию Президента либо по его поручению – Правительства), представляется в 10-дневный срок Президенту на подпись. 2. Если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает. 3. Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии. 4. При несогласии с текстом закона Президент Республики Беларусь возвращает его со своими возражениями в Палату представителей.  5.  Если закон будет принят Палатой представителей большинством не менее двух третей голосов от полного состава, он вместе с возражениями Президента Республики Беларусь в 5-дневный срок направляется в Совет Республики, который также должен рассмотреть его повторно не позднее 20 дней. Возвращенный Президентом Республики Беларусь закон может быть рассмотрен в первоочередном порядке.  
32 На какой орган возложена координация деятельности государственных органов Республики Беларусь по вопросам подготовки проектов нормативных актов и обеспечения единства государственной правовой политики? Ответ: Администрацию Президента Республики Беларусь  

 

(Тема № 17«ПРАВИТЕЛЬСТВО В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ»)

вопроса

ВОПРОС

1

 

Дайте определение термину «правительство» и кем оно возглавляется в различных по государственному устройству странах?

Ответ:

Правительство (англ. Government) – высший исполнительный орган государства. Правительство возглавляется либо Президентом – в президентских республиках, либо Премьер – министром – в парламентских республиках.

2

 

Как именуется правительство в различных странах?

Ответ:

1. Государственный Совет (Норвегия, Швеция, Финляндия);

2. Федеральный Совет (Швейцария);

3. Совет Министров – Правительство (Франция, Республика Беларусь);

4. Правительство (Россия);

5. Федеральное правительство (Германия);

6. Кабинет Министров (Украина).

3

 

Когда, каким образом и где понятие «Кабинет министров» вошло в научный, политический и юридический оборот?

Ответ:

Это понятие вошло в научный, политический и юридический оборот в YI веке во Франции. Кабинетом называли место, где король имел возможность встретиться со своими советниками и выслушать их рекомендации.

4 Как назывались органы государственной власти Беларуси, выполняющие правительственные функции после 1919 г.?

Ответ:

1. Совет Народных Комиссаров БССР – 1920 – 1946 гг. – высший исполн. и распорядит. орган гос. власти

2. Совет Министров БССР – 1946–1991 гг. – высший исполн. и распорядит. орган гос. власти

3. Совет Министров Республики Беларусь – 1991 –1994 гг.– высший исполн. и распорядит. орган гос. власти

4. Кабинет Министров Респ. Беларусь 1994 –1996 гг. – орган, создаваемый при Президенте для реализации полномочий исполнительной власти в различных областях

5. Правительство-Совет Министров Республики Беларусь – с 24 ноября 1996 г. по н/вр. – центральный орган государственного управления.

5 Какими нормативными правовыми актами устанавливается правовой статус Правительства-Совета Министров Республики Беларусь?

Ответ:

1. Конституция Республики Беларусь

2. Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. «О Совете Министров Республики Беларусь»

6 Дайте определение понятию «Совет Министров Республики Беларусь» в соответствии с действующим Законом.

Ответ:

В силу статьи 1 Закона Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. «О Совете Министров Республики Беларусь» Совет Министров Республики Беларусь – Правительство Республики Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов.

7 В чем отличие формулировки понятия «Совет Министров Республики Беларусь» в Законе 1998 г. и в Законе 2008 г.?

Ответ:

В силу статьи 1 Закона Республики Беларусь от 7 июля 1998 г. «О Совете Министров Республики Беларусь» Совет Министров Республики Беларусь – Правительство Республики Беларусь – является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

8 Дайте определение понятию «министерство, государственный комитет» и в каком нормативном правовом акте оно дано?

Ответ:

Определение министерства и государственного комитета дано в статье 24 Закона о Совете Министров Республики Беларусь. Так, – Министерство, государственный комитет – это республиканские органы государственного управления (функциональные или отраслевые), проводящие государственную политику, осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и коорди

 

нирующие деятельность в этой отрасли (сфере деятельности) других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь.

9 Какой орган определяет структуру Правительства?

Ответ:

В соответствии со статьей 84 Конституции Республики Беларусь структуру Правительства определяет Президент Республики Беларусь, с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра Республики Беларусь, назначает и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства.

10 Каков порядок назначения Премьер-министра Республики Беларусь?

Ответ:

Решение по назначению Премьер-министра принимается Палатой представителей не позднее чем в 2-недельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра. В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент Республики Беларусь вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

11 Каков порядок назначения заместителей Премьер-министра Республики Беларусь?

Ответ:

Заместители Премьер-министра Республики Беларусь, министры, председатели государственных комитетов назначаются Президентом Республики Беларусь.

12 Каков порядок назначения министров и других членов Правительства?

Ответ:

Заместители Премьер-министра Республики Беларусь, министры, председатели государственных комитетов назначаются Президентом Республики Беларусь.

13 Кто входит в состав Правительства в соответствии с Конституцией Республики Беларусь?

Ответ:

В силу статьи 106 Конституции Республики Беларусь Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления.

14 Кто входит в состав Правительства в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь» (с изм. и доп.)?

Ответ:

1. Премьер-министр Республики Беларусь

2. Глава Администрации Президента Республики Беларусь

3. Председатель Комитета государственного контроля

4. Председатель Правления Национального банка

5. заместители Премьер-министра Республики Беларусь

6. министры

7. председатели государственных комитетов

8. Руководитель Аппарата СМ;

9. Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси

10. Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ

15 Какая система органов государственного управления существует в настоящее время в Республике Беларусь?

Ответ:

В настоящее время действует двухзвенная система:

1. Министерства

2. Государственные комитеты.

16 Кем являются по своему правовому статусу председатели государственных комитетов Республики Беларусь?

Ответ:

По своему правовому статусу в силу п. 1.2 Указа № 289 от 5 мая 2006 г. председатели государственных комитетов являются министрами.

17 Какие государственные комитеты Республики Беларусь Вы знаете?

Ответ:

1. Комитет государственной безопасности

2. Государственный военно-промышленный комитет,

3. Государственный комитет по имуществу,

4. Государственный комитет по науке и технологиям

5. Государственный комитет по стандартизации

6. Государственный комитет пограничных войск,

7. Таможенный комитет

18 Каков порядок образования государственных организаций, подчиненных Правительству, и каким нормативным правовым актом это регулируется?

Ответ:

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г.

(пункт 1.3) министерства и государственные комитеты образуются Президентом Республики Беларусь, а государственные организации, подчиненные Правительству, – с согласия Президента Республики Беларусь – Советом Министров Республики Беларусь.

19 В чем заключается правовой статус департаментов, и каким нормативным правовым актом он устанавливается?

Ответ:

Пункт 1.4. данного Указа установил, что в

 

центральных аппаратах министерств, государственных комитетов по решению Президента Республики Беларусь могут создаваться департаменты, являющиеся их структурными подразделениями с правами юридического лица. Департаменты осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего министерства, государственного комитета. Положения о департаментах утверждаются Советом Министров Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

20 Положения о каких министерствах (гос. комитетах) утверждаются Президентом?

Ответ:

1.Министерство внутренних дел

2.Министерство обороны

3.Министерство по чрезвычайным ситуациям

4.Комитет государственной безопасности

5.Государственный комитет пограничных войск

6.Государственный таможенный комитет

7.Государственный военно-промышленный комитет

21 Каков порядок назначения заместителей министров (госкомитетов) Республики Беларусь?

Ответ:

1. Президентом

2. Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

22 Перечислите министерства.

Ответ:

1. Министерство архитектуры и строительства

2. Министерство внутренних дел

3. Министерство жилищно-коммунального хозяйства

4. Министерство здравоохранения

5. Министерство иностранных дел

6. Министерство информации

7. Министерство культуры

8. Министерство лесного хозяйства

9. Министерство обороны

10. Министерство образования

11. Министерство по налогам и сборам

12. Министерство по чрезвычайным ситуациям

13. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды

14. Министерство промышленности.

15.Министерство связи и информатизации

16.Министерство сельского хозяйства и продовольствия

17.Министерство спорта и туризма

18.Министерство торговли

19.Министерство транспорта и коммуникаций

20.Министерство труда и социальной защиты

21.Министерство финансов

22. Министерство экономики

23. Министерство энергетики

24.Министерство юстиции

23 Перечислите государственные организации, подчиненные Совету Министров.

Ответ:

1. Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром» (концерн «Белгоспищепром»)

2. Белорусский государственный концерн по нефти и химии (концерн «Белнефтехим»)

3. Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности (концерн «Беллегпром»)

4. Белорусский государственный концерн по производству и реализации фармацевтической и микробиологической продукции (концерн «Белбиофарм»)

5. Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (концерн «Беллесбумпром»)

6. Белорусский республиканский союз потребительских обществ (Белкоопсоюз)*

7. Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения

24 Какому органу подотчетно Правительство Республики Беларусь?

Ответ:

В соответствии со статьей 106 Конституции Республики Беларусь (часть вторая) Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь, а Премьер-министр информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства и обо всех его важнейших решениях (п. 4 части 7)

25 Каков порядок представления отчета Правительства о своей деятельности Президенту Республики Беларусь и какими нормативными актами это предусмотрено?

Ответ:

В соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. «О Совете Министров Республики Беларусь» Совет Министров Республики Беларусь в своей деятельности подотчетен Президенту Республики Беларусь и по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал представляет Президенту Республики Беларусь отчет о своей деятельности.

26 Перед каким органом ответственно Правительство Республики Беларусь и какими нормативными актами это предусмотрено?

Ответ:

Статья 106 Конституции Республики Беларусь предусматривает, что Правительство ответственно перед Парламентом Республики Беларусь.

27 В

 

чем конкретно проявляется ответственность Правительства перед Парламентом?

Ответ:

Во-первых, только с согласия Палаты представителей Президент Республики Беларусь назначает Премьер-министра.

Во-вторых, в двухмесячный срок после своего назначения Правительство представляет Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Правительства в течение 2 месяцев (статья 106 Конституции, часть 7).

В-третьих, Премьер-министр может поставить перед Палатой представителей вопрос о доверии Правительству по представленной программе или по конкретному поводу. Если Палата представителей в доверии отказывает, Президент вправе в десятидневный срок принять решение об отставке Правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов. При отклонении отставки Правительство продолжает осуществлять свои полномочия.

28 В чем заключается компетенция Премьер-министра Республики Беларусь в соответствии с Конституцией?

Ответ:

Компетенция Премьер-министра Республики Беларусь определена статьей 106 Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой Глава Правительства:

1) осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства и несет персональную ответственность за его работу;

2) подписывает постановления Правительства;

3) в двухмесячный срок после своего назначения представляет Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Правительства в течение двух месяцев;

4) информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях;

5) выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Правительства.

29 В чем заключается компетенция Правительства Республики Беларусь в соответствии с Конституцией?

Ответ:

№ 15-16

Компетенция

Правительства Республики Беларусь

(статья 107 Конституции Республики Беларусь)

1. руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;

2. разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;

3. разрабатывает и представляет Президенту Республики Беларусь проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении для внесения в Парламент;

4. обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;

5. принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

6. выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;

7. обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента;

8. отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления;

9. осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.

30 В чем заключается компетенция Правительства Республики Беларусь в экономической сфере?

Ответ:

1. обеспечивает проведение единой экономической политики;

2. регулирует деятельность всех отраслей экономики Республики Беларусь и принимает меры по их развитию;

3. осуществляет инвестиционную деятельность с учетом приоритетных направлений социального и экономического развития Республики Беларусь;

4. обеспечивает проведение единой государственной политики, в том числе в области использования и экономии энергетических и материальных ресурсов;

5. принимает меры по обеспечению Республики Беларусь энергетическими и материальными ресурсами;

6. устанавливает меры государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности;

7. обе

 

спечивает разработку и реализацию государственного прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, государственных программ;

8. совершенствует экономический механизм содействия ускорению научно-технического прогресса, повышения технического уровня и качества продукции, создания высокоэффективных, экологически безопасных технологий;

9. выступает от имени собственника в отношении имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;

10. имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать республиканские юридические лица;

11. содействует интеграции экономики Республики Беларусь и экономики других государств с учетом интересов Республики Беларусь, вносит соответствующие предложения Президенту Республики Беларусь и в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь;

12. осуществляет государственное регулирование внешнеторговой деятельности, разработку программ развития внешнеторговой деятельности;

13. обеспечивает противодействие монополистической деятельности и развитие добросовестной конкуренции;

14. проводит государственную политику в области защиты прав потребителей;

15. обеспечивает экономическую самостоятельность Республики Беларусь.

31 В чем заключается компетенция Правительства Республики Беларусь в области науки и образования?

Ответ:

1. обеспечивает проведение единой государственной политики;

2. участвует в формировании и обеспечивает реализацию государственной научно-технической и инновационной политики;

3. принимает меры по развитию научного потенциала Республики Беларусь, повышению эффективности его использования, более широкому применению на практике результатов научных исследований, изобретательства и рационализаторства;

4. осуществляет меры по развитию научных организаций, подготовке научных работников высшей квалификации;

5. осуществляет общее управление системой образования;

6. принимает меры по развитию и укреплению сети государственных учреждений образования;

7. обеспечивает реализацию государственных программ развития образования в Республике Беларусь;

8. принимает меры по совершенствованию системы профессиональной ориентации, создает условия для получения профессионально-технического образования, обучения новым специальностям, переподготовки и повышения квалификации с учетом общественных и производственных потребностей;

9. осуществляет меры по формированию и реализации государственной молодежной политики;

10. обеспечивает меры по государственной социальной поддержке обучающихся.

32 В чем заключается компетенция Правительства Республики Беларусь в области охраны окружающей среды?

Ответ:

1. обеспечивает проведение единой государственной политики;

2. обеспечивает разработку и выполнение государственных программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

3. устанавливает порядок разработки и утверждения территориальных комплексных схем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды и порядок их финансирования;

4. устанавливает лимиты на природопользование;

5. устанавливает порядок ведения государственных кадастров природных ресурсов, а также порядок государственного учета в области охраны окружающей среды;

6. устанавливает порядок ведения Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, определяет порядок проведения мониторинга и использования его данных;

7. объявляет отдельные участки территории Республики Беларусь зонами экологического риска и зонами экологического кризиса;

8. обеспечивает формирование экологической культуры, а также подготовку и переподготовку специалистов для осуществления деятельности в области охраны окружающей среды.

33 В чем заключается компетенция Правительства Республики Беларусь в области обеспечения законности и правопорядка?

Ответ:

1. принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, борьбе с пре

 

ступностью;

2. обеспечивает защиту личности от любых противоправных деяний, посягательств на жизнь, здоровье, имущество, честь и достоинство, а также защиту гражданина Республики Беларусь как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами;

3. определяет основные направления правовой работы в подчиненных ему республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях;

4. руководит деятельностью подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций в области правового просвещения граждан;

5. руководит деятельностью подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций по обеспечению законности и правопорядка, реализации государственных программ по борьбе с преступностью;

6. вносит предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных правовых актов Республики Беларусь.

34 В чем заключается компетенция Правительства Республики Беларусь в области обеспечения нац. безопасности и обороноспособности?

Ответ:

1. принимает меры по обеспечению национальной безопасности и обороноспособности, защите независимости и территориальной целостности Республики Беларусь;

2. осуществляет контроль за выполнением государственной программы вооружения;

3. организует разработку и формирование государственного оборонного заказа, оснащение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и военизированных организаций Республики Беларусь вооружением, военной техникой и другими материальными ценностями и ресурсами по их заказам, а также решает вопросы строительства и размещения на территории Республики Беларусь оборонных объектов;

4. определяет объемы материальных ценностей и бюджетных ассигнований на нужды обороны, в том числе на реализацию государственной программы вооружения, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области обороны, обеспечивает создание и сохранность государственного и мобилизационного материальных резервов, руководит мобилизационной подготовкой;

5. осуществляет руководство подготовкой граждан Республики Беларусь к военной службе, их призывом на военную службу, службу в резерве и обеспечивает создание военнообученного резерва;

6. вносит на утверждение Президенту Республики Беларусь план накопления материальных ценностей в государственном материальном резерве и план накопления материальных ценностей в мобилизационном материальном резерве;

7. осуществляет руководство гражданской обороной Республики Беларусь;

8. организует разработку и обеспечивает выполнение государственных программ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

9. устанавливает порядок осуществления государственного контроля за охраной и использованием территорий радиоактивного загрязнения;

10. обеспечивает проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны;

11. определяет государственную политику в области обеспечения пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

12. осуществляет общее руководство деятельностью подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов по противодействию экстремизму, контроль за этой деятельностью.

35 В чем заключается компетенция Правительства Республики Беларусь в области внутренней и внешней политики?

Ответ:

1. разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь и принимает меры по их реализации;

2. осуществляет координацию деятельности в области отношений Республики Беларусь с иностранными государствами и международными организациями;

3. принимает практические меры по реализации и защите внешнеполитических интересов Республики Беларусь;

4. заключает международные договор

 

ы по вопросам, относящимся к его компетенции;

5. принимает меры по обеспечению исполнения международных договоров Республики Беларусь.

36 В чем заключается компетенция Правительства Республики Беларусь в области кадровой политики?

Ответ:

1. разрабатывает и вносит на рассмотрение Президента Республики Беларусь предложения по осуществлению кадровой политики, направленной на создание необходимого резерва высококвалифицированных руководящих работников системы подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов, содействует обеспечению их подготовки и повышения квалификации;

2. координирует и контролирует деятельность подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов по осуществлению кадровой политики;

3. участвует в формировании кадрового реестра Главы государства Республики Беларусь;

4. утверждает кадровый реестр Совета Министров Республики Беларусь.

 

37

 

В чем заключается компетенция Правительства Республики Беларусь в области владения, пользования и распоряжения объектами, находящимися только в собственности государства?

Ответ:

Совет Министров Республики Беларусь в области владения, пользования и распоряжения объектами, находящимися только в собственности государства, а также реализации исключительного права государства на осуществление отдельных видов деятельности обеспечивает проведение единой государственной политики и осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом, иными законами и актами Президента Республики Беларусь.

38 Что является одной из важнейших организационных форм деятельности Правительства?

Ответ:

Одной из важнейших организационных форм деятельности Правительства являются заседания Совета Министров Республики Беларусь.

39 Каков порядок проведения заседаний Правительства?

Ответ:

Данные заседания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 месяца и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее половины членов Правительства.

40 Кто председательствует на заседаниях Совета Министров?

Ответ:

Как правило, заседания Совета Министров проходят под председательством Премьер-министра. При отсутствии Премьер-министра заседания проводит его Первый заместитель, а при отсутствии последнего – Заместитель Премьер-министра, ведающего экономической сферой.

На заседаниях Совета Министров Республики Беларусь имеет право председательствовать Президент Республики Беларусь.

41 В каком порядке принимаются решения Совета Министров?

Ответ:

Решения Совета Министров принимаются большинством голосов членов Правительства Республики Беларусь, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.

42 Какие вопросы рассматриваются на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь?

Ответ:

На заседаниях Совета Министров Республики Беларусь решаются наиболее важные вопросы, отнесенные к компетенции Правительства Республики Беларусь.

43 Какие вопросы рассматриваются исключительно на заседаниях Совета Министров?

Ответ:

Исключительно на заседаниях Совета Министров рассматриваются:

1. вопросы подготовки проекта бюджета Республики Беларусь на очередной финансовый год, исполнения бюджета, формирования и использования государственных внебюджетных фондов;

2. проекты программ экономического и социального развития Республики Беларусь;

3. основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь;

4. вопросы подготовки отчета о деятельности Совета Министров Республики Беларусь перед Президентом Республики Беларусь.

44 Как называется постоянно действующий орган, который создается для оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию Совета Министров Республики Беларусь?

Ответ:

Для оперативного решения во

 

просов, входящих в компетенцию Совета Министров Республики Беларусь, в качестве постоянного его органа действует Президиум Совета Министров Республики Беларусь

45 Кто входит в состав Президиума Совета Министров Республики Беларусь?

Ответ:

Для оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию Совета Министров Республики Беларусь, в качестве постоянного его органа действует Президиум Совета Министров Республики Беларусь в составе:

1. Премьер-министра Республики Беларусь;

2. Главы Администрации Президента Республики Беларусь;

3. Председателя Комитета государственного контроля;

4. Председателя Правления Национального банка;

5. заместителей Премьер-министра Республики Беларусь;

6. Министра экономики;

7. Министра финансов;

8. Министра иностранных дел.

В состав Президиума Президентом Республики Беларусь могут быть включены и иные члены Правительства.

46 Каков порядок проведения заседаний Президиума Совета Министров Республики Беларусь?

Ответ:

Заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц под председательством Премьер-министра, а при его отсутствии - под председательством Первого заместителя Премьер-министра.

47 В каких случаях постановления Совета Министров Республики Беларусь могут приниматься путем опроса членов Президиума Совета Министров Республики Беларусь?

Ответ:

По отдельным неотложным вопросам или вопросам, не требующим обсуждения, постановления Совета Министров Республики Беларусь могут приниматься путем опроса членов Президиума Совета Министров Республики Беларусь (без рассмотрения на заседаниях).

48 Как называются нормативные правовые акты, которые издает Совет Министров на основании и в целях исполнения Конституции, законов, актов Президента Республики Беларусь?

Ответ:

ПОСТАНОВЛЕНИЯ

49 Какие акты и по каким вопросам издает Премьер-министр?

Ответ:

РАСПОРЯЖЕНИЯ

50 Каков срок полномочий Правительства?

Ответ:

Совет Министров Республики Беларусь действует на протяжении срока полномочий Президента Республики Беларусь и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь, если Президентом в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, не принято решение об отставке Правительства.

51 В каких случаях Совет Министров Республики Беларусь в полном составе, Премьер-министр, каждый член Правительства Республики Беларусь отдельно имеют право заявить Президенту Республики Беларусь о своей отставке?

Ответ:

- если сочтут невозможным исполнять возложенные на них обязанности,

- в случае выражения Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь вотума недоверия Правительству.

52 Каковы действия Правительства в случае выражения Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь вотума недоверия Правительству?

Ответ:

Правительство Республики Беларусь заявляет Президенту Республики Беларусь о своей отставке

53 Влечет ли отставка Премьер-министра Республики Беларусь за собой сложение полномочий Советом Министров Республики Беларусь в полном составе?

Ответ:

НЕТ

54 Какие органы государственного управления не подчиняются непосредственно Правительству Республики Беларусь?

Ответ:

 

(Тема № 18 «СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»)

вопроса

ВОПРОС

1 В чем заключается основное назначение судебной власти?

Ответ:

Основное назначение судебной власти – ох рана граждан от произвола, причем как от произво ла других граждан, так и от неправильных действий самого государ ства, его органов, должностных лиц. Без осуществления подобной де ятельности государство не может считаться правовым

2 Какова роль судебной власти при осуществлении правового контроля иных ветвей власти?

Ответ:

 

3 В чем заключаются специфические признаки судебной власти?

Ответ:

1.

2.

3.

4 Что понимается под судебной системой государства?

Ответ:

 

5 Дайте определение понятию «судебная система Республики Беларусь»?

Ответ:

Судебная система Республики Беларусь – это совокупность взаимодействующих между собой судебных учреждений Беларуси всех видов, осуществляющих правосудие и иные правовые функции в процессуальных формах.

6 Какие органы составляют судебную систему Республики Беларусь?

Ответ:

1.

2.

3.

7 Какие суды составляют систему общих судов?

Ответ:

1. Районные (городские) суды

2. Областные, Минский городской суды, экономические суды

3. Верховный суд РБ

8 Чем обеспечивается единство судебной системы Республики Беларусь?

Ответ:

1. установлением судебной системы Республики Беларусь Конституцией Республики Беларусь и настоящим Кодексом;

2.соблюдением всеми судами установленного законодательством порядка судопроизводства;

3.признанием обязательного исполнения на всей территории Республики Беларусь судебных постановлений, вступивших в законную силу;

4.закреплением единства статуса судей;

5.финансированием судов из республиканского бюджета.

9 В чем заключаются задачи судов общей юрисдикции Республики Беларусь?

Ответ:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

10 Какие нормативные правовые акты составляют правовую основу деятельности судебной системы страны?

Ответ:

1. КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 1994 ГОДА (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.)

2. Закон Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 124-З «О конституционном судопроизводстве»

3. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей

4. Процессуальные кодексы Респ. Бел.

5. Закон Республики Беларусь от 13 декабря 1999 г. № 340-З «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов, сотрудников органа государственной охраны»

 

11 Дайте определение понятию «правовая охрана конституции».

Ответ:

 

12 Перечислите формы организации охраны Конституции.

Ответ:

1. в форме использования властных полномочий главой государства как гарантом конституции;

2. в форме прямого конституционного надзора, когда компетентный государственный орган выявляет неконституционность акта;

3. в форме косвенного конституционного надзора, ког да правомочные органы вправе ставить вопрос о признании того или иного нор мативного акта неконституционным

4. в форме установления особого порядка пересмотра и внесения предложений о поправках в текст действующей конституции;

5. в форме использования компетентными субъектами права законодательной инициативы;

6. в форме предварительного и последующего консти туционного контроля, когда компетентные гос органы отменяют акты, не соответствующие Основно му Закону;

7. в форме официального конституцион ного толкования;

8. посредством конституционно-правового судебного разрешения споров о компетенции

9. в форме конституционной экспертизы правопримени тельной практики.

 

13 Для каких целей учреждается Конституционный Суд Республики Беларусь и каковы его основные задачи?

Ответ:

 

14 Каков порядок формирования Конституционного Суда Республики Беларусь?

Ответ:

В соответствии со статьей 12 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» судьями Конституционного Суда являются:

1)Пр

 

едседатель,

2)заместитель Председателя Конституционного Суда,

3) 10 судей, из которых 6 назначаются Президентом Республики Беларусь, а 6 - избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь.

15 Каков порядок избрания судей Конституционного Суда Республики?

Ответ:

Порядок избрания судей Конституционного Суда Республики Беларусь:

1.Совет Республики избирает шесть судей КС

2.Кандидатуры для избрания на должности судей предлагаются Председателем Конституционного Суда Республики Беларусь.

Лицо, предложенное для избрания на должность судьи Конституционного Суда Республики Беларусь, имеет право заявить о самоотводе.

3.Судьей Конституционного Суда Республики Беларусь считается избранным лицо, получившее в результате голосования большинство голосов от полного состава Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь

16 В каком составе Конституционный Суд правомочен приступать к работе и принимать решения?

Ответ:

статья 19 Кодекса о судоустройстве и статусе судей.

Конституционный Суд Республики Беларусь приступает к работе и правомочен давать заключения и принимать решения, когда в его состав назначено (избрано) не менее восьми судей Конституционного Суда Республики Беларусь.

 

17 Кем и на какой срок назначается Председатель Конституционного Суда?

Ответ:

Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь из числа судей Конституционного Суда сроком на 5 лет.

 

18 Каков порядок назначения (либо избрания) Заместителя Председателя Конституционного Суда?

Ответ:

Заместитель Председателя избирается Конституционным Судом из состава судей по предложению Председателя Конституционного Суда сроком на 5 лет (ст. 26 КоССС).

19 Кто пользуется полномочиями Председателя Конституционного Суда в случае его отсутствия, а также его заместителя или невозможности исполнения этими лицами своих обязанностей?

Ответ:

 

20 Кто может быть назначен либо избран Судьей Конституционного Суда?

Ответ:

 

Судьей Конституционного Суда Республики Беларусь может быть назначен (избран) гражданин Республики Беларусь, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование, являющийся высококвалифицированным специалистом в области права, имеющий, как правило, ученую степень и обладающий высокими моральными качествами.

На должность судьи Конституционного Суда Республики Беларусь не может быть назначено (избрано):

лицо, в отношении которого имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;

лицо, не способное по состоянию здоровья исполнять обязанности судьи, что подтверждается медицинским заключением;

лицо, признанное ограниченно дееспособным или недееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Республики Беларусь – 70 лет.

 

21 Каков предельный возраст членов Конституционного Суда?

Ответ:

70 лет

22 На какой срок назначаются либо избираются судьи Конституционного Суда?

Ответ:

11 лет

23 При каких условиях судья Конституционного Суда вправе принимать участие в его работе?

Ответ:

Член Конституционного суда вправе принимать участие в его работе только после принесения присяги. Проводит ее Президент РБ в присутствии ПП и Председателя Совета Республики Нац. собрания.

 

24 Кто приводит к присяге членов Конституционного Суда (как назначенных Президентом Республики Беларусь, так и избранных Советом Республики)?

Ответ:

К присяге членов Конституционного Суда, как назначенных Президентом Республики Беларусь, так и избранных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь, приводит Президент в присутствии Председателя Палаты представителей и Председателя Совета Республики Национального собрания.

25 Перечислите основные принципы конституционного судопроизводства?

Ответ:

1. законность

2. независимость

3. коллегиальность

4. гласность

 

5. устность

6. равноправие

7. состязательность сторон

 

27 В чем заключается компетенция Конституционного Суда?

 

Ответ:

Конституционный Суд рассматривает дела и дает заключения:

● о соответствии законов, декретов и указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

 

● о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

 

● о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;

● о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.

Конституционный Суд по предложению Президента в случаях, установленных Конституцией, дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Конституции. Рассмотрение этого вопроса не может быть отклонено по инициативе Конституционного Суда.

28 Назовите субъекты, имеющие право внести предложения о проверке конституционности акта в Конституционный Суд Республики Беларусь?

Ответ:

1. Президент Республики Беларусь,

2. Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь,

3. Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь (его Президиум),

4. Верховный Суд Республики Беларусь,

5. Совет Министров Республики Беларусь,

29 Обладают ли правом внесения предложения о проверке конституционности акта в Конституционный Суд Республики Беларусь другие государственные органы, общественные объединения, а также граждане?

Ответ:

Нет, не имеют, так как в соответствии со ст. 22 Закона “О судопроизводстве и статусе судей”, они обладают лишь правом обращения с инициативой о проверке конституционности акта к органам, обладающим правом внесения предложения о проверке конституционности акта.

 

30 Каков порядок проверки конституционности оспариваемого нормативного акта?

Ответ:

1.

2.

3.

4.

31 С какого момента нормативные правовые акты, признанные согласно заключению Конституционного Суда Республики Беларусь не соответствующими Конституции или нормативным правовым актам, обладающим более высокой по отношению к ним юридической силой, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части?

Ответ:

считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента, определяемого Конституционным Судом.

32 Какова компетенция Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь?

Ответ:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

33 Какой акт является решением Конституционного Суда?

Ответ:

Согласно статье 36 Закона о Конституционном Суде решением Конституционного Суда является любой акт, принимаемый в его заседании.

34 В каких случаях Конституционный Суд рассматривает дела и дает заключения?

Ответ:

1. дела о соответствии законов, декретов и указов Президента РБ, международных договорных и иных обязательств РБ Конституции и международным правовым актам.

2. дела о соответствии актов межг


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: