Формы организации научно-исследовательской деятельности студентов

Индивидуальный_проект_ОС-17_урок_17_18

Тема 2.3 Методы исследования, применяемые при проектировании.

Содержание:

1.Методы исследования.

2.Формы организации экспериментальной составляющей учебно-исследовательской деятельности.

Цель: ознакомление с  методами исследования, применяемых при проектировании;формирования интереса к научно-исследовательской деятельности.

 

1. В рабочей тетради записать тему, содержание, цель, задачи урока.

2. Прочитать учебный материал. Запишите формы организации исследовательской и проектной работы обучающихся.

3. На примерах отработать методы исследовательской деятельности по изучению проблемы.

Фото выполненной работы прислать преподавателю для оценивания

Учебный материал

Методы исследования.

Познакомимся с методами исследования, применяемые при проектировании.

Метод – это способ достижения цели и задач исследования.

Методы исследований традиционно делятся на основные и специальные.

Общие методы научного познания: теоретические методы, эмпирические методы, математические методы (см. табл. 1).

Специальные методы определяются характером исследуемого объекта.

К математическим методам относятся статистические методы, методы моделирования, методы программирования, методы и модели массового обслуживания, метод визуализации данных (функции, графики и т. п.) и др. Измерение предполагает определение численного значения величины посредством единицы измерения. Ценность этого метода заключается в том, что он дает точные, количественно определенные сведения об окружающем мире.

В таблице 1 в качестве примера рассмотрим исследование проблемы -  разрушение отделочного штукатурного покрытия стен на фасаде здании общежития с целью предотвращения разрушения стен и улучшения его эстетического вида.

Задачи исследования:

1. Выявить причины разрушения отделочного штукатурного слоя.

2. Определить варианты ремонта фасада здания.

3. Изучить свойства современных отделочных материалов.

4. Разработать проект улучшения эстетического вида здания.

 

Табл. 1.

Характеристика основных методов исследования:

 

Метод Характеристика Пример

Эмпирические

Наблюдение Метод познания, состоящий в преднамеренном, целенаправленном восприятии реальных объектов. Виды наблюдения: - Структурированное наблюдение – это наблюдение, осуществляемое по плану, неструктурированное наблюдение – это наблюдение, при котором определен только объект наблюдения; - Полевое наблюдение – это наблюдение в естественной обстановке; лабораторное наблюдение – это наблюдение, при котором объект находится в искусственно созданных условиях; - Непосредственное наблюдение – это наблюдение, в процессе которого объект прямо воздействует на органы чувств наблюдателя; опосредованное наблюдение – это наблюдение, в котором воздействие объекта на органы чувств наблюдателя опосредовано прибором. Наблюдение осуществляют в соответствии со следующим алгоритмом: 1. Определение цели наблюдения. 2. Выбор объекта наблюдения. 3. Выбор способов достижения цели наблюдения. 4. Выбор способа регистрации полученной информации. 5. Обработка и интерпретация полученной информации.   Неструктурированное наблюдение – объект- здание корпуса общежития.   Проводим полевое, непосредственное Наблюдение.     Алгоритм наблюдения:   1.Цель наблюдения: выявить причину разрушения отделочного штукатурного слоя на фасаде здания; разработать проект улучшения его эстетического вида. 2.Объект наблюдения: фасад здания. 3.Способы достижения цели: визуальный осмотр 4.Способ регистрации: запись в блокноте. 5.Составляется план-проспект.  
Эксперимент Метод познания, предполагающий целенаправленное изменение объекта для получения знаний, которые не возможно выявить в результате наблюдения. Структура программы эксперимента 1. Актуальность исследования. 2. Проблема исследования. 3. Объект и предмет исследования. 4. Гипотеза исследования. 5. Цель и задачи исследования. 6. Этапы экспериментальной работы, ожидаемые результаты по каждому этапу в форме документов, основные методы исследования. 7. Научная новизна исследования. 1. Актуальность исследования. Актуальность исследования – это обоснование необходимости решения той или иной проблемы. Актуальность исследований характеризуется степенью расхождения между спросом на научные идеи, технологии, методические рекомендации и предложениями, которые может дать наука и практика в настоящее время. 2. Проблема исследования. В основе проблемы исследования лежит противоречие, которое необходимо разрешить в ходе эксперимента и которое обосновывалось при определении актуальности исследования. 3. Объект и предмет исследования. Объект исследования – это область изучения; предмет – это аспект изучения объекта. 4. Гипотеза исследования. Гипотеза исследования – это научно обоснованное предположение о разрешении проблемы. 5. Цели и задачи исследования. Цель исследования – это предполагаемая деятельность, промежуточные и конечные результаты проверки гипотезы. Задачи – конкретизация цели исследования, ее декомпозиция (расчленение). 6. Этапы экспериментальной работы, ожидаемые результаты по каждому этапу в форме документов, основные методы исследования. 7. Научная новизна исследования. Новизна отражает общественно значимые новые знания, факты, данные, полученные в результате исследования. Критерий новизна отражает содержательную сторону результата. В зависимости от результата на первый план может быть выдвинута теоретическая новизна (концепция, принцип и т.д.), практическая (правило, рекомендация, методика, требование, средство и т.д.) или оба вида одновременно.   Структура программы эксперимента   1. Актуальность – продление срока эксплуатации здания.   2.Проблема - разрушение отделочного штукатурного покрытия стен   3. Объект – Строительство; Предмет исследования – обеспечение надежности и безопасности при эксплуатации.   4. Гипотеза исследования: Защита стен от воздействия внутренней и внешней среды. Внутри – ремонт сантехнических систем; Снаружи – создание барьера между холодным наружным воздухом и внутренним микроклиматом здания, защита от влаги и солнечного света.   5. Цель: найти способы предотвращение разрушения стен здания и улучшение его эстетического вида. Задачи: 1.Выявить причины проблемы. 2.Выбрать оптимальный вариант решения проблемы. 3.Анализ рынка строительных материалов. 4. Разработка проекта. 6.Этапы работы:   Подготовительный этап – план работы для реализации исследовательского проекта. Планирование – текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента. Исследование – наличие информации; расчеты, замеры, качественный и безопасный материал и оборудование для эксперимента. Итогово – аналитический этап - наблюдения, эксперименты, опыты; исследовательская и поисковая работа; анализ полученной в ходе исследовательской работы информации, экономико-экологическое обоснование, выводы. Отчет и защита проекта –представление результатов своей работы. Оценка процесса и результатов - коллективное обсуждение и самооценка.   7. Применение современных систем утепления фасадов с последующей отделкой гидрофобными материалами.    
Моделирование Модели – это материальные и мысленно представленные объекты, которые в процессе изучения замещают объект-оригинал, сохраняя некоторые важные для определенного исследования свойства. Виды моделирования: 1. Материальное (предметное) моделирование: - физическое моделирование – это моделирование, при котором реальный объект замещается на его увеличенную или уменьшенную копию, позволяющую проводить изучение свойств объекта. - аналоговое моделирование – это моделирование на аналогии процессов и явлений, которые имеют различную физическую природу, но одинаково описываемые формально (одними и теми же математическими уравнениями, логическими схемами и т.п.). 2. Мысленное (идеальное) моделирование: - интуитивное моделирование – это моделирование, основанное на интуитивном представлении об объекте исследования, не поддающимся или не требующим формализации. - знаковое моделирование – это моделирование, использующее в качестве моделей знаковые преобразования какого-либо вида: схемы, графики, чертежи, формулы, набор символов и т.д.  
Анкетирование Метод опроса посредством самостоятельного заполнения опросного листа (т.е. анкеты) респондентом (т.е. опрашиваемым) по указанным в нем правилам. В анкете могут использоваться следующие виды вопросов: Закрытый вопрос – это вопрос, на который в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Закрытые вопросы бывают альтернативные (т.е. предполагающие выбор только одного ответа) и неальтернативные (т.е. предполагающие выбор более одного ответа). Открытый вопрос – это вопрос, который не содержит подсказки и не навязывает респонденту варианты ответов  
Интервьюирование Метод опроса, осуществляемый в форме целенаправленной беседы по заранее подготовленному плану с каким-либо лицом или группой лиц, ответы которых на поставленные перед ними вопросы служат исходным источником информации. Различают два основных вида интервью: - Формализованное интервью предполагает, что общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией. - Свободное интервью (беседа) проводится без заранее подготовленного опросника, определяется только тема беседы. Беседа применяется на стадии подготовки массовых анкетных опросов для определения области исследования, пополнения и уточнения данных массовой статистики и как самостоятельный метод сбора информации.  

Теоретические

Анализ и синтез   Анализ – это способ познания объекта посредством изучения его частей и свойств. Синтез – это способ познания объекта посредством объединения в целое частей и свойств, выделенных в результате анализа. Анализ и синтез не изолированы друг от друга, а сосуществуют, друг друга дополняя. Говоря об анализе и синтезе, нельзя думать, что в начале идет чистый анализ, а затем начинается чистый синтез. Уже в начале анализа исследователь имеет какую-то общую идею об изучаемом объекте, так что анализ начинается в сочетании с синтезом. Затем, изучив несколько частей целого, исследователь уже начинает делать первые обобщения, приступая к синтезу первых данных анализа. И таких ступеней может быть несколько, перед тем как будут изучены все части целого.  
Сравнение   Сравнение – это способ познания посредством установления сходства и/или различия объектов. Сходство – это то, что у сравниваемых объектов совпадает, а различие – это то, чем один сравниваемый объект отличается от другого. Общий алгоритм сравнения: 1. Определение объектов сравнения. 2. Определение аспекта сравнения объектов. 3. Анализ и синтез объектов в соответствии с аспектом сравнения. Если существенные признаки сравниваемых объектов известны, то их выбирают в соответствии с аспектом сравнения. 4. Сопоставление существенных признаков сравниваемых объектов, т.е. определение общих и/или отличительных существенных признаков сравниваемых объектов. 5. Определение различия у общих признаков. 6. Вывод. Необходимо представить общие и/или отличительные существенные признаки сравниваемых объектов и указать степень различия общих признаков. В некоторых случаях необходимо привести причины сходства и различия сравниваемых объектов.
Обобщение   Обобщение – это способ познания посредством определения общих существенных признаков объектов. Из данного определения следует, что обобщение базируется на анализе и синтезе, направленных на установление существенных признаков объектов, а также на сравнении, которое позволяет определить общие существенные признаки. Определяют два основных обобщения: индуктивное и дедуктивное: - Индуктивное обобщение (от единичного достоверного к общему вероятностному) предполагает определение общих существенных признаков двух и более объектов и фиксировании их в форме понятия или суждения. Понятие – это мысль, отражающая общие существенные признаки объектов. Суждение – это мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается о признаках объектов. Индуктивное обобщение осуществляется по следующему алгоритму: 1. Актуализируйте существенные признаки объектов обобщения. 2. Определите общие существенные признаки объектов. 3. Зафиксируйте общность объектов в форме понятия или суждения. Обобщение – это не только определение сходных признаков объектов; оно предполагает рассмотрение объектов, как части чего-то общего, части какого-то рода, вида, семейства, класса, отряда. Без обобщения не может быть познания вообще, ибо познание всегда выходит за рамки отдельного, индивидуального. Только на основе обобщения возможно образование общих понятий, суждений, умозаключений, построение теорий и т.д. Примером обобщения может быть переход от изучения общих существенных признаков таких объектов как ель и сосна к формированию более общего положения: «Ель и сосна – это хвойные деревья». Индуктивному обобщению всегда предшествует анализ, синтез и сравнение. Анализ и синтез направлены на установление существенных признаков объектов. Сравнение позволяет выявить отличительные и общие существенные признаки объектов. Следует отметить, что определение общих существенных признаков уже является началом обобщения. Однако обобщение предполагает не только установление общих существенных признаков, но и определение их «ближайшего общего», выяснения их принадлежности к конкретному роду. Род – это совокупность объектов, в состав которой входят другие объекты, являющиеся видом этого рода. Так, изучив лук и арбалет, мы установим общие существенные признаки: стрелы метают с помощью пружинящей дуги, стянутой тетивой, лук и арбалет являются индивидуальным оружием стрелков, которые при натягивании тетивы используют силу рук. На основании знания общих признаков мы можем сделать обобщение: и лук, и арбалет являются ручным оружием для метания стрел. Таким образом, ручное оружие для метания стрел – род, а лук и арбалет – виды. - Дедуктивное обобщение (подведение единичного достоверного под общее достоверное) предполагает актуализацию понятия или суждения и отождествления с ним соответствующих существенных признаков одного и более объектов. Дедуктивное обобщение осуществляется по следующему алгоритму: 1. Актуализируйте существенные признаки объектов, зафиксированные в понятии или суждении. 2. Актуализируйте существенные признаки заданного объекта или объектов. 3. Сопоставьте существенные признаки и определите принадлежность объекта или объектов к данному понятию или суждению. Осуществим дедуктивное обобщение под понятие «ручное оружие для метания стрел». Мы знаем, что данное оружие метает стрелы с помощью пружинящей дуги, стянутой тетивой, при натяжении тетивы используется сила рук стрелка. В качестве объектов для дедуктивного обобщения возьмем пращу и лук. Вспомним их существенные признаки. Праща – это ременная петля, с помощью которой можно метнуть камень или металлическое ядро посредством вращательного движения. Сопоставление существенных признаков пращи с признаками, зафиксированными в данном понятии, позволяют сделать вывод, что праща не является ручным оружием для метания стрел. Лук состоит из пружинящей дуги, стянутой тетивой. Из лука стреляли длинными деревянными стрелами с металлическими наконечниками. Лук использовался стрелком в полевом бою. Сопоставление данного объекта и понятия позволяет сделать обобщение, что лук – это ручное оружие для метания стрел.  
Классификация   Классификация предполагает делание рода (класса) на виды (подклассы) на основе установления признаков объектов, составляющих род. Род – это совокупность объектов, которые объединяются в целое по общим существенным отличительным признакам. Классификация осуществляется по следующему алгоритму: 1. Установите род объектов для классификации. 2. Определите признаки объектов. 3. Определите общие и отличительные существенные признаки объектов. 4. Определите основание для классификации рода, т.е. отличительный существенный признак, по которому будет делиться род на виды. 5. Распределите объекты по видам. 6. Определите основания классификации вида на подвиды. 7. Распределите объекты на подвиды. Существуют классификации по видообразующему признаку и дихотомические. Приведем примеры классификации по видообразующему признаку: зеркала классифицируются на плоские и сферические, а сферические зеркала классифицируются на вогнутые и выпуклые. В качестве примера дихотомической классификации приведем деления понятия «лес»: «лес» – «лиственный лес и не лиственный лес»; «не лиственный лес» – «хвойный лес и нехвойный лес». При дихотомическом делении род делится на два противоречащих вида, исчерпывающих род: А и не - А. Классификацию можно проводить на основе существенных признаков (естественная) и несущественных признаков (искусственная). При естественной классификации, зная к какой группе принадлежит предмет, мы можем судить о его свойствах. Д.И. Менделеев, расположив химические элементы в зависимости от их атомного веса, вскрыл закономерности в их свойствах, создав периодическую систему, позволяющую предсказать свойства неоткрытых еще химических элементов. Искусственная классификация не дает возможности судить о свойствах предметов (например, список фамилий, расположенных по алфавиту, алфавитный каталог книг), применяется для более легкого отыскания вещи, слова и т.д. Справочник лекарственных препаратов, расположенные в алфавитном порядке, представляют примеры искусственных классификаций. Необходимо соблюдать следующие правила классификации: 1. Деление должно вестись только по одному основанию. Это требование означает, что избранный в начале в качестве основания отдельный признак не следует в ходе деления подменять другими признаками. Неверным являются деления обуви на мужскую, женскую и резиновую. 2. Деление должно быть исчерпывающим, т.е. сумма видов должна равняться роду. Ошибочным, не исчерпывающим будет, в частности: деление треугольников на остроугольные и прямоугольные (пропускаются тупоугольные треугольники. 3. Виды, входящие в род, должны взаимно исключать друг друга. Согласно этому правилу, каждый отдельный предмет должен входить только в один вид. Ошибочно делить людей на тех, которые ходят в кино, и тех, которые ходят в театр, так как есть люди, которые ходят и в кино, и в театр. 4. Подразделение на виды должно быть непрерывным, т.е. необходимо брать ближайший вид и не перескакивать на подвиды. Среди позвоночных животных выделяются такие классы: рыбы, земноводные, рептилии (гады), птицы и млекопитающие. Каждый из этих классов делится на дальнейшие виды. Если же начать делить позвоночных на рыб, земноводных, а вместо указания рептилии перечислить все их виды, то это будет скачком в деление.   Классификация утеплителей. 1. Род - материалы для утепления стен здания: а) пенопласт б) базальтовая плита   2. Признаки: - низкий коэффициент теплопроводности; - минимальные значения водопоглощения и паропроницаемости;  - способность регулировать микроклимат в помещении; - высокие показатели звукопоглощения; - экологическая чистота; - огнестойкость и пожаробезопасность; - стойкость к химическому воздействию; 3. Общие: - влагостойкость; - низкая теплопроводность; - небольшой вес; - простота монтажа; - отлично противостоят образованию грибка и плесени; - длительный срок эксплуатации. Отличительные: - воздухообмен; - огнестойкость; - реакция на химически вредную среду; - механическая прочность.   4. Сырье 5. Виды: а) пенополистирол; б) минеральная вата. 6. Способ получения. 7. Подвиды: а) Беспрессовые; б) Полужесткие, П-125.
Определение понятий   Способ познания посредством раскрытия содержания понятий. Понятие – это мысль, отражающая общие существенные признаки объектов. Всякое понятие имеет содержание и объем. - Содержанием понятия называют существенные признаки объекта или объектов, отраженных в понятии. - Объемом понятия называют объект или объекты, существенные признаки которых зафиксированы в понятии. Например, объем понятия «планета Земля» исчерпывается одной планетой. Содержание понятия тесно связано с его объемом, каждая планета имеет свои неповторимые особенности, поэтому понятие «планета Земля» будет включать следующие единичные существенные признаки: «Третья от Солнца планета, обращающаяся вокруг него на среднем расстоянии 150 млн. км за период 365 солнечных суток». Таким образом, понятие – это слово или словосочетание, обозначающее отдельный объект или совокупность объектов и их существенные свойства. Родовидовое определение понятий предполагает нахождение ближайшего рода объектов определяемого понятия и их отличительных существенных признаков. Например, для того чтобы определить понятие «маяк», необходимо найти ближайший род «башня» и определить отличительные признаки «с сигнальными огнями для морских и речных судов».  



Формы организации научно-исследовательской деятельности студентов

При различных подходах формирования интереса к научно-исследовательской деятельности, можно выделить инвариантную основу, в состав которой входят следующие умения:

- формулировать проблему исследования;

- ставить цели и задачи исследования;

- определять объект и предмет исследования;

- выдвигать гипотезу исследования и предлагать пути её проверки, отличать гипотезы от научных теорий;

- выбирать и использовать методы исследования;

- работать с информацией (находить информацию и критически ее оценивать; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную информацию; различать в информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории, аргументы и выводы);

- выполнять наблюдения, измерения, описания, эксперименты, анализировать явления;

- делать выводы на основе экспериментальных данных;

- дискутировать и отстаивать свою точку зрения;

Для успешного формирования научно-исследовательских компетенций необходимо:

- привлечение студентов к активной научной работе на ранних этапах обучения;

- участие студентов первых курсов в работе научных семинаров, научных конференций преподавателей, что способствует погружению в научно- исследовательскую деятельность с первых дней обучения;

- предоставление возможности студентам осуществления научных исследований не только по профилю выбранной специальности, но и по другим профессиональным областям.

Навыки, полученные в ходе освоения подобных курсов, служат основой дальнейшей учебно-профессиональной деятельности студента, что крайне важно при формировании готовности к профессиональной мобильности.

Поэтому большинство исследований, лежащих в основе выполнения курсовых и дипломных работ, носят практико-ориентированный характер. Это позволяет выбирать тематику этих работ в контексте проблем города, региона.

Исследовательская деятельность студентов в техникуме, колледже может осуществляться на двух уровнях:

  • учебно-исследовательская деятельность в ходе аудиторных и внеаудиторных занятий, предусмотренная учебным планом, программами учебных дисциплин. К данному уровню исследований также относится выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ;
  • исследования, осуществляемые в рамках Научного студенческого общества. Данные исследования осуществляются на основе разработанных исследовательских программ.

 

 

 

Существуют различные виды организации научно - исследовательской деятельности студентов:

  • 1. Текстовые работы:
    • - доклады;
    • - стендовый доклад;
    • - литературный обзор;
    • - реферат;
    • - рецензия;
    • - научная статья;
    • - научный отчет;
    • - проект.
  • 2. Компьютерные работы:
    • - презентации.
  • 3. Визуальные работы:
    • - видеофайлы;
    • - слайды.
  • 4. Конструктивные работы:
    • - модели;
    • - макеты.

Каждое из вышеперечисленных направлений имеет свои цели. В рамках профессиональной подготовки специалиста, выполнение их способствует становлению и повышению исследовательской культуры личности студента, а также их профессиональной компетентности.

В зависимости от содержания и порядка осуществления НИДС по отношению к учебному процессу, можно классифицировать эту деятельность по следующим основным видам:

  • 1. Научно-исследовательская работа, встроенная в учебный процесс, которая предусматривает следующие организационные формы:
    • - выполнение индивидуальных заданий (рефератов), лабораторных работ, курсовых и дипломных работ, содержащих элементы научных исследований;
    • - выполнение конкретных нетиповых заданий в период производственной практики;
    • - планирования и организации научного эксперимента, обработки научных данных.
  • 2. Научно-исследовательская работа, дополняющая учебный процесс.
  • 3. Научно-исследовательская работа, параллельная учебному процессу.

Основными наиболее действенными организационными формами НИДС являются:

  • - студенческие научные группы по проблемам;
  • - участие студентов в состязательных мероприятиях различного уровня (региональные, всероссийские, международные): научные семинары, конференции, симпозиумы, смотры/конкурсы, олимпиады по дисциплинам и специальностям;
  • - организация специальных факультативов, курсов, программ с группами наиболее способных и мотивированных к науке студентов;
  • - введение курса «Основы научных исследований» во все учебные планы с целью подготовки студентов к выполнению самостоятельной научной работы путем привития им умений, навыков выполнения научно-исследовательских работ (НИР), ознакомления с методами НИР;
  • - привлечение студентов к различным видам участия в инновационной деятельности.

Системы НИДС должна обеспечивать непрерывное участие студентов в научной работе в течение всего периода обучения. Важным принципом такой системы является преемственность ее методов и форм от курса к курсу, от одной учебной дисциплины к другой, от одних видов учебных занятий и заданий к другим. При этом необходимо, чтобы сложность и объем приобретаемых студентами знаний, умений и навыков в процессе выполняемой ими научной работы возрастали постепенно.

Например, на 1-м и 2-м курсах может быть полезна реферативная работа и исследования в рамках лабораторных, курсовых работ, т.е происходит обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие им навыков этого труда. Наиболее удобной является форма исследовательской работы в студенческих исследовательских группах, кружках. Группа или кружок объединяют студентов, проявляющих интерес к одной и той же дисциплине, и могут функционировать, как на временной, так и на постоянной основе.

Основными формами представления исследовательской работы являются:

  • курсовая работа;
  • учебно-исследовательский проект;
  • доклад;
  • сообщение по теме;
  • алгоритм решения конкретной задачи;
  • конструкция дидактического средства;
  • реферат;
  • план решения проблемы (простой или сложный).
  • выпускная квалификационная работа;
  • статья

Лучшие студенческие работы направляются на региональные, республиканские и всероссийские конкурсы.

Эффективность разработанной системы организации учебно- исследовательской деятельности студентов в ОУ может быть подтверждена следующими результатами:

  • качество защиты курсовых и выпускных квалификационных работ;
  • участие студентов в конференциях, олимпиадах, конкурсах разного уровня;
  • награждение исследовательских работ студентов дипломами и грамотами областных, региональных и всероссийских конференций.

 

Преподаватель: Шинкаренко В.А. vera.shinkarenko.66@mail.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: