Определение глюкозы в моче

План занятия (практическое) № 8

Тема занятия: Определение глюкозы и кетоновых тел в моче качественными методами

Дисциплина: МДК 01.01Теория и практика лабораторных общеклинических исследований

Специальность: 31.02.03 Лабораторная диагностика

Курс 1

Цели занятия:

Образовательные:

· Изучить этапы лабораторных исследований

· Определить основные методы общеклинических исследований. 

 

Ход занятия

1. Повторение пройденного материала по практическим №1-7:

а) Правила сбора хранения и анализа мочи

б) Виды исследования мочи:

- Физическое исследование мочи - Количество, запах мочи. Частота мочеиспусканий.
- Относительная плотность мочи.
- Цвет мочи. Прозрачность мочи.
в) Химическое исследование мочи - Кислотность мочи. - Виды протеинурий.
г) Качественные и количественные методы определения белка в моче: - Метод Робертса – Стольникова.
- Определение белка 3 % ССК. 2. Оценка знаний студентов (проверка исходного уровня знаний): а) проверка знаний (контролирующие материалы с эталонами ответов и критериями оценки прилагаются к плану).  б) проверка внеаудиторной самостоятельной работы Составить схемы по методам определения глюкозы в моче)                           подведение итогов контроля:Оценивание, замечания по работе. 3.Практическая часть: а) подготовка студентов к самостоятельной работе (проведение инструктажа по выполнению заданий): б) задание студентам для выполнения лабораторной работы: Качественные методы определения глюкозы и кетоновых тел в моче с помощью тест-реагентов и анализаторов методом Гайнеса-Акимова, экспресс-тестами,  Альтгаузена. в) подведение итогов самостоятельной работы Оформление в рабочей тетради  выводов о проделанной работе 4.Итоговый контроль       Проверка преподавателем работ студентов 5.Задание на дом Составление вопросников с ответами по теме лекций 8,9 повторить лекции и п/з № 1-7 Составление схемы по методам определения глюкозы и кетоновых тел в моче качественными  методами. Составить презентацию на тему  «Исследование мочи» 6.Подведение итогов занятия, оценка работы студентов Преподаватель оценивает работу студентов, корректирует ошибки, отвечает на вопросы студентов. Приложение 2 Проверка исходного уровня знаний                                                                               Приложение 2 Проверка исходного уровня знан

                                                                                                                              Приложение 1

                                                                                         Проверка исходного уровня знаний.

 

2521. Установите последовательность процессов, происходящих в выделительной системе человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) поступление мочи по мочеточникам в мочевой пузырь
2) поступление вторичной мочи в лоханку
3) поступление первичной мочи в извитые канальцы
4) в капиллярах клубочка происходит фильтрация крови
5) образование первичной мочи
6) реабсорбция — образование вторичной мочи
7) выведение мочи через мочеиспускательный канал

 

3697. Установите последовательность процессов, происходящих при образовании и продвижении мочи. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) обратное всасывание из первичной мочи
2) фильтрация в капсуле нефрона
3) поступление первичной мочи в почечные канальцы
4) поступление вторичной мочи в лоханку
5) движение мочи по мочеточнику

4657. Почему для проверки состояния здоровья проводится анализ мочи?

 

Приложение 2

Проверка исходного уровня знаний

1. Гликозурия или глюкозурия

2. Причина ГУ вызвана?

3. Последствия гликозурии?

4. Как образ-ся первичная моча?.











Как происходит реабсорбция глюкозы?

Каков механизм гликозурии?

Каковы причины гликозурии при сахарном диабете

8.Под гликозурией понимают? - 

Метод контроля: практические навыки

Текст задания: алгоритмы

Эталон ответа:

Определение глюкозы в моче

За сутки здоровый человек с мочой выделяет меньше 2,78 ммоль глюкозы.

Качественные методы:

  • с помощью индикаторных полосок;
  • проба Гайнеса;
  • проба Фелинга;
  • проба Бенедикта и др.

Методические установки:

· Изучите и законспектируйте качественные и количественные методы определения кетоновых тел в моче;

· Разбейтесь на группы по 2-3 человека и получите образцы биологической жидкости (мочи) у преподавателя, пронумеруйте образцы;

· Проведите исследование мочи с помощью диагностических тест-полосок;

· Оцените полученный результат (норма, патология).

· Результат запишите в бланки анализа, сдайте их преподавателю.

Редукционные методы основаны на редукционных свойствах альдегидной группы глюкозы. В качестве окислителя используют какую-либо легко редуцирующуюся соль, дающую при восстанов­лении окрашенное соединение. К редукционным пробам отно­сятся пробы Фелинга, Тромбера, Ниландера, Бенедикта, Гайнеса.

· Проба Гайнеса.

Принцип: Реакция основана на свойстве глюкозы восстанавливать гидрат окиси меди в щелочной среде в гидрат закиси меди (желтого цве­та) или закиси меди (красного цвета). Чтобы из гидрата окиси меди при нагревании не образовался черный осадок меди, к реактиву добавляют глицерин, гидроксильные группы которого связывают гидрат окиси меди.

· ОРС: Реактив Гайнеса готовят следующим образом: 1) 13,3 г х. ч. кристал­лического сульфата меди растворяют в 400 мл воды; 2) 50 г едкого кали растворяют в 400 мл воды; 3) 15 г ч. глицерина разводят в 200 мл воды. Смешивают 2-й и 1-й растворы и тотчас приливают 3-й. Реактив стойкий.

· ХО: Пробу проводят в следующем порядке: к 3-4 мл реактива прибавляют 8—12 капель мочи, кипятят или ставят в кипящую водяную баню. В при­сутствии глюкозы появляется желтая или красная окраска жидкости и осадок.

· Проба Гайнеса является надежной, так как при большом разведении мочи (8—12 капель мочи и 3—4 мл реактива) восстанавливающее действие других редуцирующих веществ мочи (мочевая кислота, индикан, креатин, желчные пигменты), а также некоторых лекарственных веществ (ацетилсалициловая кислота, кофеин, ПАСК) выражено слабо. Наличие большого количества белка в моче мешает правильной оценке редукционных проб, поэтому желательно предварительно его удалить, подкислив мочу несколькими каплями уксусной кислоты, нагрев до кипения и отфильтровав.

· Существует ряд экспресс-методов обнаружения глюкозы в моче с при­менением готовых наборов (таблетки, фильтровальная бумага, порошки). К этим наборам обычно прилагается описание сущности и правил проведения проб, анализ должен проводиться строго в соответствии с инструкцией.

· Глюкозооксидазная (нотатиновая) проба.

Принцип: основе метода лежит окисление глюкозы ферментом глюкозооксидазой (нотатином). Образующаяся при этом перекись водорода расщепляется другим ферментом (пероксидазой) и окисляет краситель-индикатор (производное бензидина), изменяя его окраску.

ХО: Для опре­деления глюкозы в моче индикаторную бумажку глюкотест погружают в испытуемую мочу на 1—2 с, так чтобы нанесенная на бумажку желтая полоса полностью смочилась. Через 2 мин ориентировочно определяют концентрацию глюкозы в моче путем сравнения интенсивности окраски цветной полосы с цветной шкалой, имеющейся в стандартном наборе.

К методам определения кетоновых тел в моче относятся:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: