Права и свободы человека и гражданина

Конституционные положения о правах и свободах человека и гражданина относятся к числу несомненных достоинств Конституции Российской Федерации 1993 года.

В ст. 2 Конституции РФ сказано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Конституция (глава 2) предусматривает широкий круг личных, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина, соответствующий современным международным стандартам. Поскольку конституционный перечень основных прав и свобод не является исчерпывающим, в ч.1 ст. 55 Конституции РФ отмечается: «Перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина».

Часть 3 ст. 55 Конституции РФ предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При этом в Конституции (ст. 56) подчеркивается, что и в условиях чрезвычайного положения не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные в ряде статей Конституции. Речь, в частности, идет о таких правах, как право каждого на жизнь, на достоинство личности, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на свободу совести и свободу вероисповедания, на жилище, на судебную защиту его прав и свобод, на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц и о некоторых других правах и свободах.

 

Тема 7. Федеративное устройство Российской Федерации

Понятие и принципы федеративного устройства РФ

Понятие федеративного устройства применяется для характеристики территориальной организации государства, под которым понимается объединение государственно-территориальных или национальных субъектов в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности.

Федеративное устройство России основывается на следующих принципах, закрепленных в Конституции:

1) принцип государственной целостности означает, что Российская Федерация представляет не сумму отдельных составных частей, а неделимое государство и его целостность обеспечивается единством системы власти, единым экономическим пространством, территориальным верховенством, верховенством федерального права;

2) принцип равноправия и самоопределения народов России проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует всем народам РФ право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Конституция РФ гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (ст. 69);

3) принцип единства системы государственной власти выражается в наличии федеральных органов государственной власти, олицетворяющих высшую государственную власть и объединяющих всю совокупность органов государственной власти субъектов Федерации (например, наличие единой федеральной системы судов и единого прокурорского надзора, наличие института федерального Президента и др.);

4) верховенство федерального права как принцип федеративного устройства означает, что федеральные законы обладают по отношению к законодательству субъектов Федерации высшей силой. Этот принцип призван обеспечить единство, согласованность и стабильность всей правовой системы страны;

5) принцип разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами предполагает, что взаимоотношения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации строятся на основе предусмотренного Конституцией РФ разграничения сфер и компетенции их деятельности;

6) принцип равноправия субъектов Федерации означает, что они поставлены в равные юридические условия, равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти при разграничении предметов ведения и полномочий.

 

Разграничение компетенции федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ

  К компетенции федеральных органов власти (ст. 71) отнесено решение важнейших вопросов власти, имеющих общегосударственное значение (принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство; права и свободы человека и гражданина и др.). Эти вопросы решаются принятием федеральных конституционных и федеральных законов, а на их основе – указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства, приказов федеральных министерств и ведомств.

  К совместной компетенции органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ (ст. 72) отнесено обеспечение соответствия законодательства субъекта РФ Конституции РФ и федеральному законодательству, защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка и др. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов сначала издаются федеральные законы, а затем законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Федерации.

  Исключительная компетенция субъектов РФ определяется по остаточному принципу. По предметам собственного ведения субъектов Федерации соответствующие органы законодательной власти принимают законы субъектов Федерации, а органы исполнительной власти – постановления, распоряжения и другие нормативно-правовые акты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: