Профессионально значимые качества личности педагога. Типология личности педагога

Целостная психологическая структура личности — совокупность профессионального опыта, мировоззрения, установок, волевых качеств, темперамента. Все компоненты психологической структуры личности определяют профессиональное поведение и культуру человека.

Личность педагога, как и любая другая, может быть интерпретирована через систему определенных качеств. Личность педагога представляет собой синтез всех его характеристик в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся профессиональной среде.

Процесс развития личности педагога характеризуют:

· • способности к выполнению данной роли,

· • потребности,

· • знания, умения,

· • социальные чувства.

· эффективности профессионального поведения педагога следует судить по тому, в какой мере нуждаются в нем ученики, их родители, коллеги, каков его «вклад» в их жизнедеятельность.

Существует два основных подхода к описанию личности: в терминах качеств и в терминах основных типов.

Качество личности — это длительно существующая характеристика, проявляющаяся в поведении индивида в различных ситуациях. Качество характеризует поведение человека в большей или меньшей степени.

Профессионально значимые качества — постоянное закрепившееся отношение к своей профессии, труду, людям, природе, вещам; определенная система мотивов, форм и способов профессионально-ролевого поведения, в котором эти отношения реализуются.

Тип личности — комплекс личностных черт, определенный набор поведенческих характеристик.

По разным основаниям можно выделить несколько типологий личности учителя.

По личностным установкам Я. Корчак (1878-1942), выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель, выделил воспитателя-тирана, честолюбивого воспитателя, разумного воспитателя.

Воспитатель-тиран создает многочисленные запреты и требует их выполнения; свои обязанности видит в том, чтобы быть бдительным, надзирать и таким образом застраховать себя от любых неприятных неожиданностей. Такой тип порождается профессиональным невежеством.

Честолюбивый воспитатель стремится подчинить каждого ребенка своему мнению и нормам, заставляет действовать соответственно своим намерениям и расчетам. Сюда же относятся и те учителя, которые считают, что ребенка можно легко переделать, убеждая, ласково наставляя, выманивая обещание исправиться.

Разумный воспитатель действует только во имя добра к детям, ясно осознает образовательные и воспитательные задачи, доброжелателен, хорошо понимает детей.

В. Н. Сорока-Росинский (1882-1960) — русский и советский психолог и педагог-гуманист — предложил классификацию учителей на основе ценностных ориентаций: теоретисты, реалисты, утилитаристы, артисты-интуитивисты.

У педагогов-теоретистов преобладает теория в «ущерб» практике. Сильной стороной такого педагога является хорошее знание предмета, методики его преподавания, добросовестная подготовка к урокам. Эти учителя ищут новые приемы преподавания, но часто слабы в практике, бывают невнимательны к каждому конкретному ученику. Они инициативны, но легко впадают в прожектерство.

Педагоги-реалисты хорошо разбираются в мире вещей и людей, тонко чувствуют настроение учащихся. Их слабое место — неумение теоретически обосновать свой опыт, выделить в нем главное. Тонко чувствуют настроение, умеют сопереживать, дружелюбны, веселы. Иногда близкие отношения с учениками приводят к некоторой фамильярности, ослаблению дисциплины.

Педагоги-утилитаристы схожи с реалистами в умении ориентироваться как в вещах, так и в людях. Но учащиеся для них — лишь объект воздействия. Для них главное — тренировка, упражнения, закрепление пройденного. Обычно они мастера на всякого рода оформления.

Педагоги-артисты (интуитивисты) действуют по вдохновению, по наитию, по интуиции, глубоко понимают другого человека, эмпагийны, очень творческие. В этом их сила и слабость. Они ведут занятия эмоционально, ярко, но по вдохновению. Могут с большим подъемом вести занятия: история у них похожа на серию увлекательных фильмов, география — на путешествие по чудесным странам. Особенно удаются «интуитивистам» практические занятия, посвященные повторению, на которых появляются импровизации, зачастую неожиданные и для самого автора. У таких преподавателей умеют творчески работать и учащиеся.

Однако педагоги-интуитивисты очень зависят от своего настроения, а отсюда наряду с высококачественными бывают и очень посредственные, а иногда и неряшливо проведенные занятия, когда преподаватель работает без всякого подъема. Умение творчески вести любое занятие, будь то теоретический семинар или практико-ориентированная форма работы, моменты наития и удачных импровизаций иногда приводят к тому, что такие педагоги плохо готовятся к занятиям, плохо планируют их, надеясь на свои импровизаторские способности. Такие преподаватели обычно хорошо владеют речью, но в некоторых случаях их речь начинает владеть ими. Далеко не лучшим образом обстоят у них дела и со всякого рода оформлением: с опрятностью ведения обязательных записей учащимися, с аккуратной и постоянной проверкой их письменных работ — все это иногда ведется кое-как, недобросовестно.

В чистом виде такие типы встречаются редко. Есть педагоги, которые могут быть добросовестными учителями, чуткими воспитателями, но как личности не обладают яркой индивидуальностью, не привлекают к себе учащихся, мало запоминаются.

Э. Г. Костяшкин выделил в соответствии с доминирующей у каждого педагога педагогически значимой чертой характера, выражающей наиболее сильные стороны личности, следующие типы педагогов: интеллектуальный, эмоциональный, волевой, организаторский.

Уже сами названия показывают, что данная классификация отражает прежде всего общий психический склад личности преподавателя. Вышеназванные типы педагогов характеризуются следующими признаками.

Интеллектуальный тип отличается склонностью к научной работе, творческим подходом к делу, к анализу своего опыта, ведению наблюдений, глубокой эрудированностью, научным складом мышления, самостоятельностью оценок. Такой учитель добивается прежде всего успехов в преподавательской деятельности, в индивидуальной работе с учащимися, руководстве творческими объединениями и клубами. Более результативен в работе с обучаемыми, особенно в малых группах, а также в индивидуальной работе.

Волевой тип педагога характеризуется четкостью и организованностью в работе, повышенной властностью, отличается высокой требовательностью к себе и учащимся, настойчивостью, быстрым продвижением к цели, увлекает учеников своей уверенностью и силой воли. Педагог этого типа скорее руководитель, чем советчик. Его уверенность увлекает обучаемых. Их покоряет его характер, сила и властность. Однако в работе с обучаемыми такой преподаватель может быть недостаточно тактичным, что нередко приводит к конфликтным ситуациям.

Эмоциональный тип отличается особой нравственной чувствительностью, тонким пониманием внутреннего состояния обучаемого. Высоко эмоционален и лабилен, чутко реагирует на изменения внутреннего состояния учеников и тонко воспринимает эмоциональную жизнь школьников, к нему нередко идут ученики со своими думами и бедами. К этому типу принадлежат и учителя, отличающиеся повышенным артистизмом, особой способностью к педагогическому самовыражению и перевоплощению. Преподаватель такого склада успешно работает с трудными обучаемыми, добиваясь успехов там, где командный тон и апелляция к сознанию бывают безрезультатными или бессмысленными. Высокую и тонкую эмоциональность педагогов последнего типа Э. Г. Костяшкин называет природным даром.

Четвертый, организаторский, тип сочетает в себе отдельные свойства других типов и потому наиболее универсален. Такой педагог наилучшим образом умеет организовать деятельность детей, успешно помогает их самовыражению и самореализации, развитию способностей в разнообразном творчестве. Педагог-организатор соединяет в себе многие способности и умения, важные для педагогической работы: распределяемость внимания, хорошую деловую память, знание учеников, предвидение, расчетливость, а главное — самостоятельность, инициативу, творческое отношение к работе, без чего невозможна организация внеурочной деятельности большого числа учащихся. Особенностью преподавателей этого типа является профессиональная ответственность за деятельность всех обучаемых.

По мнению автора данной типологии, у учителей младших классов преобладают эмоциональный и организаторский стили, средних — волевой, старших — интеллектуальный.

H. М. Борытко выделяет три педагогических типа:

I. Когнитивистский (когда в качестве ведущего педагогического результата видится овладение воспитанниками знанием).

· 2. Бихевиористский (когда таким результатом видится опыт поведения и деятельности, умения и навыки).

· 3. Экзистенциальный (когда в качестве результата проецируются эмоционально-ценностные отношения, жизненная позиция)[1]. Этим типам соответствуют, по мнению Н. М. Борытко, три символических образа педагога, три типа педагогической позиции: пастырь — ориентация в качестве основного педагогического результата на приоритет знания, когнитивный опыт ребенка (в нашей интерпретации — наставник); флейтист — ориентация на развитие умений ребенка, опыт деятельности (позиция тренера); пасечник — ориентация на самосгановление ребенка, его опыт эмоционально-ценностных отношений (позиция консультанта).

Обнаружение ведущего фактора индивидуальности (или их характерных сочетаний) позволяет условно выделить несколько ведущих типов педагогов.

Эрудит. Педагогическое творчество у него — производное от глубокой культуры, гуманизма, энциклопедических знаний.

Артист — импульсивный, экспрессивный, раскован в выражении эмоциональных состояний, легко и быстро перестраивается, находчив, удачно и свободно импровизирует.

Коммуникатор — быстро устанавливает контакты, умеет расположить к себе, умело выходит на сотрудничество и сотворчество с детьми, родителями, должностными лицами.

Организатор — видит перспективу (особенно ближнюю и среднюю), умеет просчитывать варианты, удачно распределяет обязанности, способен убедить, потребовать, добиться исполнения.

Романтик — педагог с большой фантазией, мастер инициатив, гипотез, проектов, привлекательных импровизаций. Не всегда последователен в осуществлении проектов.

Интуитивист — больше доверяет чувствам, чутью, интуиции, чем логическим доводам. Часто с ходу находит верное решение, но может и ошибаться.

Рационалист — чаще нетороплив, несуетен, спокоен, действует уверенно и осмотрительно. Отдает предпочтение строго научным доказательствам. Опирается на заранее продуманные и просчитанные проекты.

Живой педагог — не абстрактная схема и не идеальная модель. Если мы скажем, что кто-то из знакомых нам педагогов — «артист», придерживается демократического стиля общения, обладает преимущественно интуитивным мышлением, воспитательной ценграцией и развитыми конструктивными способностями, го мы схематически очертим тип педагога, несколько приблизимся к его индивидуальности, но не ухватим ее целиком. Ведь у каждого педагога, особенно творчески направленного, эти и многие другие черты интегрируются, создавая его неповторимый индивидуальный облик, который невозможно заимствовать или тиражировать.

Наиболее универсальным типом является организаторский. Такой педагог умеет организовать живое конкретное дело, ясно обозначить цель, вдохновить, вовремя помочь. Он отличается оптимизмом, энергией, педагогической зоркостью. Среди педагогов этого типа много руководителей школ, других образовательных учреждений, организаторов народного образования.

Своеобразие педагога связано также с преобладанием в его мышлении логических или интуитивных компонентов, теоретической или сугубо практической направленности, инициативно-организаторской или исполнительской функции. Немаловажен также преобладающий стиль общения с воспитанниками: демократический, либеральный или авторитарный (последний у истинно творческих педагогов встречается редко). Изложенным выше, разумеется, не охватываются еще многие характеристики, определяющие типологию индивидуальных стилей педагогической деятельности.

К интегральным характеристикам личности педагога относятся направленность, эрудиция, способности и умения, черты характера.

Педагогическая направленность — стремление личности стать, быть и оставаться учителем, гот «каркас», вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога. Педагогическая направленность включает:

· • интерес к профессии учителя,

· • педагогическое призвание,

· • профессионально-педагогические намерения и склонности.

Основой направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями.

Педагогическая направленность личности учителя может проявляться по-разному: он может быть ориентирован:

· • на профессиональное самоутверждение,

· • на средства педагогического воздействия,

· • на ученика,

· • на ученический коллектив,

· • на цели педагогической деятельности.

Встречается также преимущественная направленность на требования администрации, мнение коллег и родителей.

Только направленность на достижение главной цели педагогической деятельности — создание условий для всестороннего, гармонического развития личности будущего взрослого — может быть признана гуманистической.

Эрудиция педагога (фр. erudition от лат. erudition — ученость, просвещенность) — одна из интегральных характеристик личности педагога, которая означает проявление богатства ума, опирающегося на широкий кругозор, большой объем знаний как в области предмета преподавания, так и в других областях, и обеспечиваемого хорошо развитыми познавательными способностями и разнообразным опытом жизнедеятельности. Эрудиция педагога часто связана с высоким уровнем творчества. Необходимость эрудиции, серьезные требования к ней обусловлены прежде всего уникальностью объекта воздействия педагога, каким является развивающаяся личность, неординарностью педагогических ситуаций и многообразием влияющих на них факторов.

Все, кто так или иначе приобщен к творчеству, знают, насколько нелегок этот труд. Он требует полной самоотдачи, настойчивости, он сопряжен с риском, далеко не сразу приводит к успеху, нередко связан с тупиками, неудачами, кризисами. Вот почему для осуществления продуктивной творческой деятельности педагогу необходимы такие нравственно-волевые качества, такие черты характера, как принципиальность, требовательность к себе и другим, критичность и самокритичность, честность, трудолюбие, терпимость, аккуратность, настойчивость, последовательность и др. Только систематическое обогащение знаниями, развитие в поисковой деятельности творческих умений и навыков формируют способности, вырабатывают опыт, порождают качества личности, необходимые исследователю.

Совершенствуя структуру своей личности, учителю нужно знать не только качества, которые следует развивать, но и качества, от которых следует избавляться, так как они затрудняют взаимоотношения с учащимися: прямолинейность, вспыльчивость, раздражительность, резкость, обостренное самолюбие, самоуверенность, торопливость, упрямство, нерешительность, обидчивость, неорганизованность. Учитель – мастер вдвойне: как глубокий знаток психологии личности и того, чему ее учить, и как человек, владеющий способами обучения и воспитания.

Мастерство проявляется в деятельности. Именно такое понимание мастерства и принято в педагогике.

 Оно определяется “как высший уровень педагогической деятельности…проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов”. Внешне мастерство выражается в успешном решении разнообразных педагогических задач, в высоком уровне организации учебно-воспитательного процесса. Суть же его в тех качествах личности учителя, которые порождают эту деятельность, обеспечивают ее успешность.

Мастерство педагогическое - высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей”.

Педагогическое мастерство – не что иное, как доведенная до высокой степени совершенства обучающая и воспитательная умелость.

Как видим, от обычной умелости мастерство отличается тем, что это более совершенный уровень, требующий высокой отточенности используемых обучающих и воспитывающих приемов.

Могут присутствовать и творческие элементы и методическая новизна. Но не обязательно.

“ Педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации и профессиональной деятельности”.

К таким важным свойствам относятся

1)гуманистическая направленность деятельности личности учителя;

2) профессиональные знания;

3) педагогические способности;

4) педагогическая техника”.

Мастерство зависит от свойств личности педагога, но проявляется оно в практической деятельности.

Пед. Мастерство – это выполнение учителем своего труда на уровне высоких образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках.

Мастерство – это хорошее владение основами профессии, успешное применение известных в науке и практике приемов.

Главное в педагогическом мастерстве – эффективное применение психолого-педагогической теории, использование передового опыта, искусное использование различных методик, которые способствуют достижению высоких результатов в обучении и воспитании.

Педагогическое мастерство немыслимо без выработки речевой культуры, мимики, жестов. Приятный, хорошо поставленный тембр голоса, строгая логика и аргументированность суждений, включение в объяснение ярких примеров и фактов, выделение с помощью интонации главных положений все это слагаемые педагогического мастерства.

Педагогическое мастерство во многом связано с педагогической интуицией учителя и с проявлением им определенного такта в разрешении внезапно возникающих конфликтных ситуаций.

Если педагогическая умелость должна охватывать все стороны деятельности учителя, то мастерство вначале проявляется в отдельных видах: одни мастерски проводят уроки, но слабы во внеклассной воспитательной работе, другие интересно ведут воспитательную работу, но с меньшим успехом учебные занятия.

Процесс выработки педагогического мастерства длителен, сопряжен с многогранной работой учителя и требует большого упорства и настойчивости.

1.Педагогическое мастерство- следующая ступень профессионального роста и совершенствования учителя.

2.Пед. Творчество – всегда поиск и нахождение нового.

Уровни творчества

1.Творчество в широком понимании – открытие нового для себя, т.е. обнаружение учителем вариативных нестандартных способов решения пед. задач (они уже известны и описаны, но учитель их открывает для себя).

Учитель переходит от алгоритмов, стереотипов к новому.

Примеры этого уровня творчества:

-выбор оптимального решения из веера возможных;

-использование нового приема в новых изменившихся условиях в ходе импровизации на уроке;

-объяснение причин неудач школьника в себе самом и др. Этот уровень доступен каждому.

2.Творчество в узком понимании – открытие нового для себя и для других – новаторство.

3.Педагогическое новаторство- высший уровень профессиональной деятельности учителя.

“Новаторство – новое в созидательной деятельности людей”.

Педагогическое новаторство включает в себя выдвижение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения, которые меняют существующий взгляд на имеющийся педагогический опыт.

В отличие от мастерства и творчества, которые могут охватывать довольно широкую сферу деятельности, новаторство чаще относится к решению отдельных узловых проблем. Но решение этих проблем оказывает влияние на всю систему обучения и воспитания.

Новаторство Макаренко А.С. – теория и методика коллективного воспитания.

Идеи о необходимости воспитания детей в коллективе и через коллектив выдвигались в педагогике до него. Теоретик немецкой “школы действия” А.Лай выдвигал принцип воспитания путем коллектива. Немало высказываний на этот счет у Н.К. Крупской.

Но фундаментально эту проблему сумел разработать только А.С. Макренко. Его опыт получил мировое признание.

Новаторство проявил учитель И.П. Волков, который разработал методику творческих заданий учащихся.

Новаторство – это большой интеллектуальный и жизненный подвиг учителя.

На этот уровень поднимается не каждый учитель. Подлинных педагогов – новаторов не так много, и появляются они не часто. Новаторство – это вклад в науку и в опыт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: