Урок литературы
Тема: «Взгляд на вопросы сострадания, милосердия».
Дата: 28.04.2020 г.
Ход урока
Работа над содержанием текста
- В каких словах из произведения заключена идея рассказа?
(В.Г. Распутин вспоминал: "Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение... Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества. Совсем ещё молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своём примере, но поступки, которые для неё сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты").
- Давайте вспомним, в какое время происходят события рассказа? (послевоенный 1948 год).
-Какие приметы послевоенного времени мы находим в произведении? («…Голод в тот год еще не отступил.. впрочем, я думаю, что затея эта не совсем бесполезная и человеку когда-нибудь еще пригодится, а мы по неопытности что-то там делали неверно»).
- Почему мальчик, герой рассказа, оказался в райцентре? («Чтобы учиться дальше…. Мне пришлось снаряжаться в райцентр»).
-Во сколько лет началась самостоятельная жизнь героя?
-Что мы узнаём о семье героя?
-Почему он признавался в деревне за грамотея?
В деревне признавался за грамотея:..
Особенно в него верили, когда..
Его выделяли из деревенской ребятни..
- Каковы были успехи героя рассказа в школе? (по всем предметам, кроме французского, держались пятерки).
- Каким перед нами предстает мальчик? ( «Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте … со следами вчерашней драки»)
- Каково было душевное состояние мальчика? («Так было мне плохо, горько и постыло! – хуже всякой болезни»).
- Какие чувства переживает герой, оказавшись вдали от дома? (тоску, одиночество, голод).
- Что заставило мальчика играть на деньги? (Стали пропадать хлеб и картошка, и ему нечего было кушать. Нужда заставила героя играть в азартные игры. У него не было другой возможности заработать).
- Как научился герой играть на деньги? ( Сначала у него появилось стремление проявить ловкость, а потом он понял, что сможет выигрывать деньги и тратить их на молоко).
-Охарактеризуйте игроков в «чику». (Тишкин, Птаха, Вадик). Как они играли в игру? Почему нашему герою пришлось «смириться»?
- Какая это была игра? Как играл герой сначала?
-Почему герой стал выигрывать каждый день один рубль? («У меня был свой расчёт..»).
- Почему Вадик и Птаха избивают мальчика? Как ведет себя мальчик во время избиения?
(Мальчик каждый день выигрывал, а это ребятам не нравилось. «Они били меня по очереди… не было в тот день… человека несчастнее меня»).
- Каким увидел себя герой на следующее утро, когда посмотрел в зеркало?
Вывод:
Прообразом главного героя рассказа является сам В.Г. Распутин. Все события, которые произошли с героем, были в жизни писателя.
Одиннадцатилетний герой впервые волею обстоятельств оторван от семьи, он понимает, что на него возложены надежды не только родных и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению сельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.
Герой рассказа сталкивается со сложной ситуацией, общаясь с ребятами, живущими по законам улицы. Он получает в этой компании уроки жестокости, злобы, зависти.
Мы увидели героя «добросовестным, который относиться к чему-нибудь спустя рукава не умел, упорным и настойчивым…». Игра для него не развлечение и не обман, а средство выживания. Мальчик показан расчетливым, рассудительным, настойчивым и упорным человеком).
Роль учительницы французского языка Лидии Михайловны в жизни героя.
- Думаю, серой и безрадостной была бы наша жизнь, если бы взрослеющий человек, получал только уроки жесткости, злобы. Но, к счастью, находятся люди, которые проявляют сердечность, теплоту, доброту.
- Кто же в рассказе противостоит злу?
(учительница французского языка Лидия Михайловна)
- Каково было отношение мальчика к учительнице? («Я пугался и терялся…. Она представлялась мне человеком необыкновенным»).
- Как мальчик описывает внешность Лидии Михайловны в начале рассказа? («Она сидела перед мной аккуратная вся, умная и красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре…» «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет 25 или около того; «В лице ее не было жестокости…»; «Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания». Это говорит о неравнодушном отношении учительницы к своему делу.)
- Как держалась Лидия Михайловна в классе?
(Спокойно, уверенно. Говорила она немного, правильно, задавала вопросы, так как всегда пыталась разобраться в ситуации).
- Как реагирует Лидия Михайловна, увидев в первый раз синяки у своего ученика?
- Как Лидия Михайловна выяснила причины случившегося?
(Внимательно рассматривает героя. Она пытается все выяснить шуткой. Она понимает, что мальчик ее обманывает, и решает разобраться после уроков.)
- Какие чувства испытывает герой?
(врет, но неумело, его терзают противоречивые чувства: «А что, интересно, скажу я»…но так домой ехать нельзя»).
- Что чувствует герой, ожидая после уроков Лидию Михайловну?
- Как меняется интонация учительницы во время разговора после уроков?
(«Это правда, что ты играешь на деньги?- сразу начала она. Л. М. начала разговор слишком громко, как показалось мальчику. Когда она поняла, что мальчик попросту голодает и тратит выигранные деньги на молоко, то молча, внимательно рассматривает мальчика; «И все-таки на деньги играть не надо, - задумчиво сказала Л. М.).
- Что пообещал мальчик Лидии Михайловне? (Не играть больше на деньги).
- Почему главный герой нарушает слово не играть на деньги?
(«В те дни мне пришлось совсем плохо…», «мне все время хотелось есть…».)
- Почему Л. М. решила заниматься с мальчиком французским языком у себя дома?
(Она решила отвлечь его от игры с ребятами, от избиений).
- Какие чувства испытывает герой, оказавшись в квартире учительницы в первый раз? Докажите словами текста. (Стыд, неловкость, стеснение.)
- Как Лидия Михайловна занимается с мальчиком?
- Что она предлагает своему ученику после занятий?
- Принимает ли мальчик ее приглашение поужинать? Почему? («Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся…)
- Как реагировала Лидия Михайловна на отказы мальчика ужинать? (Л.М. смотрела на меня с удивлением и обидой).
- Какое качество учительницы в этот момент проявляется? (милосердие, сострадание)
- Как вы понимаете слово «милосердие»?
Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить из сострадания, человеколюбия.
- От кого однажды получил мальчик посылку?
- Почему герой не взял посылку с продуктами?
(В нем проявилось не только упрямство, но и чувство собственного достоинства.)
- Как он догадался, от кого посылка? (В деревне не продают гематоген и макароны).
- Сразу ли учительница призналась, что это она отправила мальчику посылку?
- Как она объяснила свое желание помочь мальчику? («Я знаю, что ты голодаешь. Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться»).
- Почему Лидия Михайловна решилась играть на деньги со своим учеником?
-Какие правила она нарушает? (Учитель не может играть на деньги с учеником, но Лидия Михайловна сделала это из добрых намерений).
- Какое вы дадите определение ее поступку? (Он был человечным, милосердным).
-Какова реакция мальчика на её предложение? («Как же я с вами буду играть? Вы же учительница!»).
- Какой урок мудрости преподаёт Л.М. в ответ на его недоумение? (Она поняла, что помощи мальчик не примет, и решила использовать игру на деньги. Учительница предложила игру на деньги из сострадания к мальчику).
- Как ведет себя учительница во время игры?
(Она подыгрывает ученику для того, чтобы тот выиграл).
- Кто неожиданно становится свидетелем их игры?
- А как назвал поступок учительницы директор школы Василий Андреевич? («Мы замерли. В дверях стоял Василий Андреевич..).
-Как вы думаете, какой урок преподала Лидия Михайловна герою?
(Лидия Михайловна своей добротой спасла мальчика. Учительница преподала своему ученику уроки доброты и мужества).
- Чем заканчивается рассказ?
(Директор уволил учительницу с работы за не педагогический поступок. Лидия Михайловна вынуждена была уехать).
- Итак, попробуем дать ответ на вопрос: Поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или преступление педагога, как сказал директор?
(Учительница поступила непедагогично. Можно согласиться с мнением директора, что поступок учительницы – «…педагогическое преступление..». Но если знать, что учительница решилась на это не ради забавы, а ради спасения жизни ребенка, то ее поступок выглядит совсем по-другому. В нем - желание помочь голодному ученику выжить, сохранить свою духовную чистоту.
В основе поступка - милосердие и доброта. А результат ее поступка налицо – из главного героя получился хороший человек, благодарный своей учительнице. Её поступком руководили доброта, милосердие, чуткость, отзывчивость, душевная щедрость.)
Выводы:
- Какие качества личности Лидии Михайловны вы особенно ярко почувствовали? (смелость, доброта, порядочность, сострадание, милосердие).
- Какие новые черты Л. М. открывает послесловие? (выдержка, чувство ответственности, ничем не выдала своего душевного состояния, всю «вину» взяла на себя).
Итоги урока.
- Как вы думаете, какие уроки получил герой? Только ли уроки французского?
-Какое главное слово в названии рассказа? (Слово «урок» в названии рассказа имеет два значения:
Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету,
во – вторых, это нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова.
Уроки доброты и сердечности, душевной щедрости, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь).
- Какие уроки преподал нам Валентин Распутин? Как вы думаете, чему учит этот рассказ? («Уроки французского» - уроки жизни, мужества, доброты, внимательного и чуткого отношения друг к другу, бескорыстия.
Этот рассказ учит людей состраданию и тому, что надо не просто посочувствовать человеку, которому трудно, но и посильно помочь ему. И если каждый из нас поможет хоть одному человеку, то жизнь станет светлее и чище).
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Викторина (по желанию. Для получения «5» - 12-14 правильных ответов, «4» - 9-11 правильных ответов, «3» - 6-8 правильных ответов)
1.Как называется произведение, в котором автор пишет о себе?
2. Назовите реку, на которой жил герой произведения?
3. Что прислала учительница в первой посылке?
4. Из чего были перешиты штаны героя?
5. Назовите главного игрока в деньги?
6. Что во второй посылке герой никогда не видел в реальной жизни?
7. Что не давалось мальчику в изучении французского языка?
8. Во сколько лет началась самостоятельная жизнь мальчика?
9.Сколько денег нужно было герою, чтобы купить молоко?
10. Узнайте героя:
10.1) «Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками»
10.2) «Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано, и ленивым, нарочито замедленным шагом ступал к деньгам.»
10.3) «Он расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагам плечи, так что казалось, будто наглухо застегнутый, оттопыривающийся темный френч двигается самостоятельно»
10.4) «Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.»
10.5) «… перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки.»