Теория личностных конструктов

Психофизиологическая проблема. Различение конструктов и событий.

Вопрос о соотношении биологического и социального постоянно возникает в нашей жизни и вызывает у нас интерес. Прежде всего, проблема детерминации развития человека была поставлена в философии. Традиционно выделяют биологические и социальные факторы развития человека как вида (антропогенез) и индивида (онтогенез).

С одной стороны, дыхание, питание и размножение, естественные процессы живого организма, ставят человека наравне с иными представителями фауны и являются нативными, унаследованными или, иными словами, биологическими.

С другой стороны, речь, абстрактное мышление, прямохождение, сложные социальные отношения, всё это – отличительные черты человека. Конечно, ученые уже давно размышляют над вопросом «в какую из существующих категорий отнести человека». Проблема состоит в том, что биолог может считать, что человек является представителем отряда приматов, а философ, в ответ на это, с возмущением потребует у биолога научить обезьяну разговаривать. И при всем том, оба будут правы.

У истоков этих двух направлений в науке стояли, соответственно, французский философ Рене Декарт (1596-1650) и его английский коллега и оппонент Джон Локк (1632-1704). Декарт считал, что человек рождается на свет с врожденными мыслями, являющимися источником истинного знания. Второй же полагал, что только что родившийся ребенок как «белый лист», а значит, в становлении индивида решающей ролью становится обучение и воспитание.

 

Вопрос о соотношении сознания и мозга, души и тела, разделение их по разным уровням бытия, имеет давние, вошедшие в историю, традиции, и в первую очередь именно европейские, отличающиеся от восточных. Рене Декарт, врач и философ, живший в 17 веке, первым стал рассматривать «душу» и «тело» с точки зрения науки. По его мнению, организм – это механизм, который действует по законам механики, имея в распоряжении внешние стимулы. Именно Декарт выдвинул идею рефлекса как машинообразного встречного поведенческого акта (однако само слово «рефлекс» было предложено спустя сто лет). Душа, наоборот, - особая сущность (субстанция), которая состоит из мгновенных и непродолжительных явлений сознания – «мыслей». Мысль выступает особенно доступным объектом для наблюдения. Отсюда и известное высказывание: «Я мыслю, следовательно, я существую».

Философ понимает и душу и тело как самостоятельную, независимую сущность. Но не смотря на это, душа и тело способны влиять друг на друга.  Чтобы объяснить это взаимодействие, Декарт допустил, что у человека в мозгу есть особый орган, шишковидная железа, являющийся посредником между душой и телом. Влияние внешней среды сначала передается с помощью нервной системы, после чего «некто» (гомункулус) расшифровывает информацию, содержащуюся в нервной деятельности. Такая концепция получила название «дуализм Декарта».

Т. Гоббс и Б. Спиноза, выступавшие против точки зрения о психике как особой субстанции, утверждали, что она в полной мере выводима из взаимодействия природных тел. Однако им не удалось решить эту психофизиологическую проблему. Гоббс предлагал рассматривать ощущение в виде побочного предмета материальных процессов, а Спиноза считал, что мышление и протяженность неразделимы и связаны между собой причинной зависимостью атрибутов бесконечной субстанции - природы.

Известный немецкий логик, философ и математик Г.В. Лейбниц, совместил механистическую картину мира и представление о психике как особенной сущности, выдвинул идею психофизиологического параллелизма, в соответствии с которой, душа и тело будут действовать самостоятельно и машинально, но на удивление слаженно и гармонично. Их можно сравнить с парой часов, которые всегда показывают одно и то же время, не смотря на то, что движутся независимо. Итак, психофизиологический параллелизм – это противопоставление психики и мозга как независимо существующих друг от друга явлений.

В то же время дарвинское учение настаивало на понимании психики как действительного фактора регулирования жизненных процессов. Благодаря этому появилось множество новых вариантов психофизиологического взаимодействия (У.Джеймс). В конце 19 – начале 20 века была распространена махистская трактовка психофизиологического вопроса, в соответствии с которой душа и тело построены из одних и тех же “элементов”, а поэтому речь должна идти не о реальных взаимосвязях реальных явлений, а о корреляции между “комплексами ощущений”. Противопоставляя себя разнообразным идеалистическим концепциям, диалектический материализм трактует психофизиологическую проблему, исходя из оценки психики как уникального свойства высокоорганизованной материи, возникающее в процессе взаимодействия живых существ с внешним миром и, отображая его, способно влиять даже на характер этого взаимодействия.

Итак, существует несколько решений психофизиологической проблемы: психофизиологический параллелизм, психофизиологическая идентичность и психофизиологическое взаимодействие. 

1) Суть психофизиологического параллелизма состоит  в противопоставлении независимо существующих психики и мозга (души и тела), следовательно психика и мозг рассматриваются как самостоятельные явления, не связанные между собой.

2) Психофизиологическая идентичность – это полное уподобление психического и физиологического. Образцом такого подхода можно назвать метафору: «Мозг вырабатывает мысль, как печень – желчь».

3) Психофизиологическое взаимодействие – идеалистический подход к психофизическому вопросу, полагающий, что сознание и нервная среда представляют собой два индивидуальных явления, влияющих друг на друга и взаимодействующих между собой.

Теория личностных конструктов

Джордж Келли, американский психолог и основатель научной школы психологии личностных конструктов и является создателем теории личностных конструктов. Согласно его теории, человек выступает в роли исследователя, строящего образ действительности на принципе своей индивидуальной системы категориальных шкал, называющихся «личностные конструкты». В соответствии с этим образцом реальности, человек строит гипотезы о будущих происшествиях. Если эти предположения не подкрепляются доводами, он может изменить свою систему личностных конструктов для повышения адекватности последующих прогнозов.

Д. Келли подготовил методический принцип «репертуарных решеток», воплотившийся в ряд определенных психодиагностических методик, которые успешно используются и в настоящее время в клинической психологии, психологии обучения и тд. Основой когнитивной теории Келли служит средство, которое помогает индивидам постигать и интерпретировать явления (или людей) вокруг. В теории личностных конструктов, Келли обращает особое внимание на психологические процессы, способствующие организации и пониманию события, происходящего в их жизни.

В системе Келли ключевой теоретический конструкт - это сам термин конструкт: «Человек судит о своем мире с помощью понятийных систем, или моделей, которые он создает и затем пытается приспособить к объективной действительности. Это приспособление не всегда является удачным. Все же без таких систем мир будет представлять собой нечто настолько недифференцированное н гомогенное, что человек не сможет осмыслить его».

Данные «понятийные системы, или модели» Келли определил как личностные конструкты. Говоря другими словами, личностный конструкт - это идея или мысль, которой человек пользуется, чтобы осмыслить или интерпретировать, объяснить или спрогнозировать свой опыт. Например, «добрый – злой», «спокойный – тревожный», «мужской – женский», «религиозный – нерелигиозный», «хороший – плохой», все это – личностные конструкты, помогающие оценивать значение волнений в своей обыденной жизни.

 

Свойства конструктов:

1) конструкт соприкасается с определенным диапазоном явлений. Этот диапазон включает в себя все происшествия, при которых возможно применение конструкта. Например, конструкт «религиозный – нерелигиозный» можно применить для интерпретации множества тем, связанных с верой, но едва ли его можно использовать для объяснения преимуществ бедного и богатого человека.

2) у каждого конструкта есть фокус применимости. Он относится к явлениям в рамках диапазона специализации. Например, конструкт "честный-нечестный" у одного человека имеет фокусом применимости учебу в школе или университете. А другой человек может использовать тот же конструкт в связи с политическими событиями. Из этого следует, что фокус применимости конструкта всегда индивидуален для человека, применяющего его.

Виды конструктов:

1) Конструкт, который стандартизирует ("упреждает") элеметы для того, чтобы они были исключительно в его диапазоне, Келли назвал упредительным конструктом. Упредительную интерпретацию можно сравнить с такой характеристикой мышления ригидного человека, как "ничего, кроме".

2)В констелляторном конструкте элементы могут одновременно принадлежать другим областям, но они постоянны в составе своей сферы. То есть, если явление относится к категории одного конструкта, другие его характеристики фиксированы (раз мы относим человека к данной категории, мы наделяем его всеми соответствующими характеристиками).

3) Конструкт, оставляющий свои элементы для альтернативных конструкций, называется предполагающим конструктом. Этот тип конструкта прямо противоположен упредительному и констелляторному конструктам, так как он позволяет человеку быть открытым для нового опыта и принимать альтернативную точку зрения на мир.

 

Джордж Келли предполагал, что все личностные конструкты биполярны и дихотомичны по природе, то есть основное свойство мышления человека заключается в осмыслении жизненного опыта в терминах черного и белого, а не оттенков серого. Ведь, испытавши эмоции от происшествия, человек замечает, что какие-то события схожи друг с другом, имеют похожие качества и в то же время выделяются среди других. Такой когнитивный процесс созерцания сходств и различий помогает человеку  сформировать личностные конструкты.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: