Тема. Маркетинг в предпринимательской деятельности
Цели: сформировать у студентов знания о маркетинге, рынке и рекламе; воспитывать у студентов профессиональную компетентность, предприимчивость, смекалку и находчивость.
Методы обучения: беседа, рассказ, диспут, демонстрация, игра.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация.
Вопрос: Как вы думаете, современный предприниматель должен иметь представление о маркетинге?
(Предприниматель, создавая новую фирму, всегда ищет ответы на вопросы:«Кто может стать потребителем и сколько будет таких потребителей?»)
III. Изучение нового материала.
1. На современном рынке товаров и услуг в маркетинге должен
разбираться каждый – и потребитель и производитель.
Знание маркетинга позволит нам вести себя более разумно в ка-
честве потребителей и получать прибыль, будучи производителем.
Маркетинг – это производственно-сбытовая деятельность пред-
приятия, ориентированная на потребителя и обеспечивающая ста-
бильную прибыль.
Суть маркетинга- «производить то, что продается, а не продавать то, что производится»
Главная задача маркетинга – гибкое и постоянное реагирование
на изменение рынка, а значит, на изменение условий сбыта продукта.
Его стратегия – перенесение центра управления в сбытовые звенья
производства. Решения в управлении фирмой, производством, диктует
рынок. Объект изучения и воздействия – это потребители и конкурен-
ты, то есть промышленники. Производящие тот или иной похожий
товар, а также характеристика самого товара и конъюнктура рынка
(конъюнктура – сложившаяся экономическая ситуация; как соотно-
сятся между собой спрос и предложение, уровень цен, товарные запасы).
В современном бизнесе роль маркетинга огромна. Он изучает:
1. Выявление потребителей.
Какие товары мы покупаем и почему?
Сколько товаров следует производить?
Сколько потребители готовы заплатить за тот или иной товар?
2. Удовлетворение потребителей.
Как организовать продажу товаров?
Что нужно сделать, чтобы товары доходили до потребителя
быстро и дешево?
3. Возобновление потребителей.
Как поддержать внимание потребителей к товару?
Как побуждать людей возобновить покупку?
Функции маркетинга заключаются в следующем:
1. Получение необходимой для маркетинга информации, проведе-
ние соответствующих научных исследований. Она предполагает
исследования и анализ в области внешней среды фирмы: эконо-
мики, бизнеса, торговли, запросов потребителя, продаж, про-
дукции, рекламы, упаковки, технологии, конкурентов, сегмента-
ции рынков.
2. Планирование политики в области выпуска продукции.
Разработка политики производства продукции, определение
и дальнейшее расширение ассортимента выпускаемых изделий;
улучшение характеристик продукции, разработка и выпуск но-
вых товаров.
3. Ценообразование. Цена товара формируется под влиянием издержек производства, степени полезности товара для потребителей, силы и слабости конкурентов.
4. Распределение. Разработка политики распределения товаров и услуг. Выбор и управление каналами распределения. Складирование, упаковка
и перевозка продукции.
5. Продвижение.
Вопрос: Как вы думаете, какими способами можно стимулировать сбыт?
(продажа по льготной цене (скидка), премии постоянным клиентам фирмы, конкурсы, лотереи)
Маркетинг в своём развитии прошёл три этапа: массовый мар-
кетинг, товарно-дифференцированный маркетинг, целевой маркетинг.
При массовом маркетинге предприниматель занимается массо-
вым производством, массовым распределением и массовым стимули-
рованием сбыта одного и того же товара для всех покупателей сразу.
При товарно-дифференцированном маркетинге предпринима-
тель производит несколько вариантов одного и того же товара, в раз-
ном оформлении, с разными свойствами, разного качества, в разной
расфасовке и т.п.
При целевом маркетинге предприниматель разделяет рынок
на сегменты, выбирает из них один или несколько сегментов и разра-
батывает товары и программу маркетинга в расчёте на каждый из отоб-
ранных сегментов. Целевой маркетинг требует осуществления трёх ос-
новных мероприятий:
1. Сегментирование рынка;
2. Выбор целевых сегментов рынка;
3. Позиционирование товара на рынке
Сегментирование рынка — это процесс разбивки потребителей
на отдельные группы на основе их различий в нуждах, характеристик
и поведении.
Выбор целевых сегментов рынка - оценка и отбор одного или не-
скольких сегментов рынка для выхода на них со своим товаром.
Позиционирование товара на рынке — обеспечение товару кон-
курентного положения при продаже на рынке и в сознании целевых
потребителей. В качестве основных принципов сегментирования пот-
ребительского рынка, приемлемых для начинающего предпринимателя,
можно выделить географический, демографический и поведенческий
принципы.
Вывод: маркетинг – это основной фактор предпринимательства, который помогает увеличить объемы продаж.
IV. Закрепление нового материала.
Задание 1. Кто может стать потенциальным потребителем следую-
щих товаров:
А) компьютеры;
Б) детективные романы;
В) бензин;
Г) овощи;
Д) акваланги;
Задание 2. Приведите по три примера товаров, потребление которых будет
определяться каждым из перечисленных факторов:
А) возраст;
Б) профессия;
В) образ жизни;
Г) доходы;
Д) принадлежность к группе определённых людей;
Е) семья;
Ж) личность покупателя.
Задание 3. Какие пункты из перечисленных ниже необходимо включить
в раздел бизнес-плана по маркетингу?
Характер спроса, конечные потребители, особенности рынка.
Наиболее существенные риски.
Доходы и расходы.
Воздействие на продукт технологических изменений.
Противодействия конкурентов.
Обоснование цены на продукцию.
Форма собственности.
Сырьё и материалы: поставщики и цены.
Организация сбыта.
Организация рекламы.
Графическая схема производства.
Сведения о разработке новых продуктов – конкурентов.
Целевые показатели: чего надо добиваться в ближайшие три года.
Возврат кредитов.
Внутренняя норма рентабельности.