Существование — действия.
Первая и вторая части готовят третью, как раз в ней и происходит
оплодотворение жизни будущего спектакля.
Идейный замысел, идея — это ген, программа спектакля, это его отец.
Действие и форма — его мать. Это среда и системы
жизнеобеспечения спектакля, среда, где намечается, пробуется,
развивается будущее.
Спектакль — это результат.
Сами по себе, поодиночке, они ничего не могут, но, слившись воедино,
создают живой организм — спектакль. Главное здесь — система
внутренних взаимоотношений частей режиссерского плана.
Самое трудное, вероятнее всего, это момент оплодотворения —
собственно сочинение. Сделать это способны не все, а только те, кто
наделен даром сочинительства, кто способен находить режиссерские
приемы и владеет палитрой сценических выразительных средств. Если
режиссер только организатор творческого процесса коллектива, тогда он
всего-навсего иждивенец, хорошо приспособившийся к искусству.
Нахождение приема —это краеугольный камень режиссуры. А как
|
|
мало режиссеров занимаются этим вопросом.
Для того, чтобы создать произведение или сочинить режиссерский
план, нужны, как минимум, две идеи — идея идейно-тематического
замысла и идея формы спектакля. Это два главных творческих
момента в процессе извлечения из пьесы смысла будущего спектакля
и реализация этого «смысла» в его форме. Другими словами,
извлечение информации и создание канала связи. Ведь, по Толстому,
суть художественного произведения — это «открытие по содержанию и
изобретение по форме». Сочинять — значит, находить самые нео-
жиданные, но точно выражающие мысль идеи.
Идеи только тогда можно считать творческими, если в них есть:
1. новизна и уникальность решений;
2. полезность и ценность: так как идеи могут быть организованными,
но если они не полезны, то не могут считаться ценными, т.е. творчески
правильно решенными;
3. изящество решений; это значит внести простоту и точность
решений туда, где раньше ощущались неточность и сложность.
Простые, неожиданные, но точные решения сложных задач обычно
изящны;
4. стремление создать новые соотношения; прежде не связанные
между собой элементы (эпизоды, события, факты, черты характера)
приобретают единую стройную систему сквозного действия и
сверхзадачи, превращаются в линии поведений действующих лиц и в
точную модель главного события спектакля.
25
Если эти признаки существуют, идею, решение, форму
Спектакля можно считать творческой.
Схема двух главных идей:
26
Глава VII