Взгляды на материнство

Если обобщить основные направления психологических исследований, то можно обнаружить, что существует несколько точек зрения на так называемый материнский инстинкт и материнское чувство.

Некоторые авторы рассматривают материнские чувства как природную особенность женщины. Так, согласно эволюционному подходу, материнская любовь имеет биологические, природные предпосылки, составляя естественную природную характеристику женщины. Материнское поведение с биологической точки зрения является запрограммированным. Важную роль в «запуске» программы (уход и забота о младенце) играют гормоны, связанные с беременностью и лактацией, в частности окситоцин. Так, например, высокий уровень окситоцина вызывается глобальными изменениями, подготавливающими женщину к уходу за младенцем. Этот гормон обеспечивает большее спокойствие, высокую толерантность к стрессу и однообразию, которое сопровождает деятельность ухода.

Существует предположение о существовании критического периода импринтинга в формировании материнской любви и привязанности к младенцу, когда определенные раздражители запускают врожденную программу заботы и привязанности. Однако есть данные о том, что приемные родители, не проходившие через период импринтинга, оказываются способны к формированию позитивной эмоциональной связи с приемными детьми.

Другие авторы утверждают, что материнская любовь — это одна из социальных ролей женщины, которая доминирует в определенные исторические периоды. Сторонники этой теории постулируют, что если в XIX веке доминирующей была роль матери, в XX веке роль жены, то в настоящее время на первый план выступает роль творческой самореализующейся личности.

Однако стремление к материнству, по-видимому, нельзя сводить ни к биологическому влечению, ни к следованию социокультурным нормам. С точки зрения ТА Флоренской, материнство — духовное предназначение женщины, и поэтому можно говорить о существовании духовной потребности, которая является главным источником стремления женщины стать матерью.

Православная Церковь говорит о материнстве как о важном предназначении женщины. Именно через материнство, чадородие, чаще всего спасается женщина для жизни вечной.

Как отмечает святой старец Паисий Святогорец, мать любит детей больше, чем себя. Для того, чтобы накормить детей, она остается голодной. Однако радость, которую испытывает она, больше той радости, которую испытывают ее дети. Малыши питаются плотски, а мать духовно. Они испытывают чувственный вкус пищи, тогда как она радуется духовным радованием. По сравнению с отцом, подчеркивает Паисий Святогорец, мать достигает большей любви и жертвенности, так как отцу не предоставляется, как правило, столько возможности приносить себя в жертву детям, поэтому его любовь к детям не так велика, как материнская. Любовь и жертвенность — две составляющие материнства.

Материнская любовь и молитва обладают огромной силой. Она, как известно, «со дна моря достанет». Нет таких ситуаций, которые бы были невозможны для женщины, искренне верующей в помощь Христа и Божией Матери.

Вот характерный пример из жития иеромонаха Серафима Вырицкого.

Пришла женщина к старцу:

Сын пьет, живет нечестиво, бьет меня, слезы не просыхают, помолитесь за него, батюшка.

А ты благодари Господа за это.

Как это, батюшка, почему?

А если бы он не он, ты и в храм не пошла бы, и ко мне не

пришла бы. Иди, молись за сына своего, ни одна капля слезы материнской не пропадет. Материнская молитва великую силу имеет. А сын твой умрет христианином.

Все случилось по словам старца. Сын ее заболел раком и буквально сгорел в несколько месяцев. Но как он каялся в конце жизни! Нельзя было смотреть на него без слез. Он у всех просил прощения и говорил: «Покайтесь, родные мои; страшно мы живем, погибаем». Умирал радостный и примиренный с Богом. Перед кончиной попросил позвать священника, исповедался и причастился. Мать после смерти сына всю жизнь посвятила служению Церкви, трудилась в бедных храмах.

* * *

И еще один пример.

У Галины было двое сыновей: старший Алексей и младший Петр. Муж Галины умер рано, оставив ее одну с двумя детьми: пришлось их поднимать самой. Сложно описать, что пережила женщина: бессонные ночи, несколько работ, беспокойство за детей… Но выстояла, дети, что называется, выбились в люди. Оба получили высшее образование. Особенно радовал старший, он отслужил в армии, стал работать в милиции, где вскоре получил повышение по должности.

Все складывалось очень удачно, не раз Галина ловила себя на мысли: «Какая же я молодец! Сама, одна, без посторонней помощи поставила на ноги сыновей, и вот результат!» Галине было сложно предугадать, что ее ждет впереди… Беда подкралась внезапно: старший сын — наркоман. Материнское сердце было разбито.

Потянулись тяжелые месяцы и годы попыток излечения. Галина была на грани отчаяния. Однажды ноги как будто сами собой привели ее в храм. Поставила свечу, постояла и неожиданно для себя расплакалась, да так горько, что к ней подошла старушка, служительница церкви. Галина все рассказала ей, и удивилась, услышав ответ старушки: «Господь скорбями призывает нас к себе. С помощью скорбей он разжимает наши руки, которые так крепко цепляются за мирское. Разжимает для того, чтобы в них вложить Свою благодать».

И тут Галина осознала: да, действительно, она только тем и занималась, что цеплялась за своих сыновей, упивалась их успехами, гордилась своими «подвигами». А ведь ни разу не вспомнила про Бога.

С этого момента все в жизни Галины изменилось. Она молилась, просила помощи Божией, каялась в своих грехах, своем невежестве. И что-то переменилось в ее сыне, он стал прислушиваться к матери, не отказывался от совместных паломнических поездок, заглядывал в храм. Мать все больше и больше уповала на помощь Божию и молилась. Ситуация изменилась кардинально, когда Бог привел ее и сына к известному священнику, настоятелю храма, который давно и успешно занимался с наркоманами…

* * *

Материнство, с точки зрения большинства авторов, является собирательным понятием и формируется под воздействием полого комплекса факторов. В современной психологии выделяют основные из них:

— прообраз материнства. Выраженность инстинкта материнства в роду у матерей, бабушек Понятно, что чем больше в семьях принято заботиться о ребенке, проявлять любовь к нему, тем в большей степени это, безусловно, скажется на поведении матери;

— желанностъ или нежеланность беременности;

— интенсивность эмоциональных связей, которые устанавливаются между матерью и ребенком во время беременности и после родов. В свою очередь они зависят от эмоциональной отзывчивости матери, уровня ее эмпатии, способности легко откликаться на потребности ребенка и т. д.;

— личностная и духовная зрелость матери. Они также вносят свою лепту в формирование материнства. Понятно, что более зрелые духовно женщины быстрее откликаются на своего ребенка и устанавливают с ним теплые любящие отношения.

…Ксюша была младшим и самым любимым ребенком в семье. Старшей сестре повезло значительно меньше, так как родилась она в тяжелое для родителей время. Послевоенные годы, необходимость постоянно добывать «кусок хлеба», нищета буквально выматывали мать и отца и не оставляли сил для занятий с дочерью. Младшая родилась, когда материальная ситуация стабилизировалась, родители спокойно вздохнули… и обрушили свою любовь на Ксюшу. Она ни в чем не знала отказа, все ее прихоти и желания мгновенно исполнялись.

Ксения выросла с твердой уверенностью, что все в этой жизни должно быть так, как хочет того она, но… за счет других. Ксюша не смогла повзрослеть, она прочно обосновалась в роли капризного, требовательного ребенка. Однако время шло: окончен институт, пора замуж. Брак и рождение ребенка выбили из колеи молодую женщину, не знавшую, как это — заботиться о других. Забота о семье и дочери отнимали много сил, и Ксения опять применила излюбленную тактику избалованного дитя. Так в семье стало два ребенка…

* * *

Итак, все эти факторы, конечно, значимы для формирования материнства, однако повторимся и подчеркнем, что все же ведущим моментом является понимание женщиной своего духовного предназначения, все остальное является вторичными.

К сожалению, в наше время нередкими бывают случаи отказа матери от своего предназначения, от своего ребенка. С 90-х годов количество случаев материнского отказа от новорожденных в России увеличивается с каждым годом.

В 2000-м году только в одном из роддомов Москвы родилось 2910 младенцев, из которых 345 (11, 86%) попали в категорию отказных. И сегодня ежегодный прирост числа детей, остающихся без родительского попечения, в России в целом составляет около 105000! Из них 21% — это именно отказные дети, среди которых: 10% рождены несовершеннолетними матерями; 35-40% оказались в детском доме из-за алкоголизма родителей, 2-2,5% из-за наркомании родителей, часто отягощенной СПИДом. 15% детей из детских домов оказались не нужны своим родителям по причине врожденных дефектов.

В настоящее время увеличивается количество детей первых месяцев жизни, находящихся в домах ребенка.

Другими словами, происходит какой-то сбой и «материнская программа» не срабатывает. Почему это происходит?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: