Проблемы осуществления прокурорского надзора и при рассмотрении жалоб граждан

 

 

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и их защита составляют основу деятельности прокуратуры. Деятельность прокуратуры РФ в системе надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является одним из звеньев правозащитного механизма в государстве, которое реализуется посредством специальных правовых институтов.

Прокурорский надзор направлен на предупреждение, профилактику и пресечение противозаконных действий, восстановление прав и привлечение лиц к ответственности.

Одной из основных функций прокуратуры является проведение проверок деятельности должностных лиц на предмет правильности применения законодательства в своей работе. Данная деятельность подразумевает истребование определенных документов при условии проведения надзора, В ходе такой работы прокурор имеет право ознакомиться с решениями должностных лиц в разных сферах деятельности, а также оценивать их в соответствии с законодательством, В том случае, если в решениях или в иных видах затребованных документов были обнаружены подозрения злоупотреблением предоставленными полномочиями, то в адрес виновного лица применяются меры прокурорского реагирования. В рамках данного вида деятельности прокурор может составить постановление о возбуждении уголовного дела в адрес виновного лица, представление (см. Приложение 5), протест (см. Приложение 6), предостережение или подать заявление в суд (см. Приложение 10).

Современные исследователи проблем в сфере прокурорского надзора выделяют из них несколько наиболее глобальных, на которые следует обратить наиболее пристальное внимание. Первая глобальная проблема в осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов: национальное законодательство должно соответствовать международному, а прокурор не обладает законодательной инициативой, при помощи которой возможно внести поправки. Второй основной проблемой в рамках рассматриваемого вопроса можно считать необходимость наличия повода, то есть какого-либо письменного обращения в адрес прокуратуры с целью рассмотрения того или иного законодательного несоответствия. Сам прокурор, не имея на то оснований, не может провести проверку соответствия законности тех или иных актов. Третьей проблемой при рассмотрении прокурором вопросов исполнения законов является частое изменение норм законодательства и, соответственно, средств и методов, которые применяет работник прокуратуры при проверке того или иного случая правонарушения. Работники прокуратуры не имеют возможности самостоятельно вносить исправления в законодательные акты, они могут лишь поручить внести необходимые изменения, поправки уполномоченным органам.

Кроме того, существует проблема предметного принципа органи­зации прокурорского надзора, а точнее значения указанного принципа, который, по своему основному смыслу, является внутриорганизацион­ным. Ряд ученых, в свою очередь, считают что отнесения указанного принципа к принципам организации и деятельности прокуратуры не имеет под собой оснований поскольку он касается только организации работы, а не структурной организации»[23].

Все отделения прокуратуры РФ имеют единый порядок рассмотрения обращений как юридических, так и физических лиц, который установлен законом. В том числе есть срок и для проведения проверки. У любого человека есть право обратиться в прокуратуру, если он считает, что каким-либо образом нарушили его права или они могут пострадать в связи с определенной деятельностью каких-либо лиц. У прокуратуры Российской Федерации есть обязательства по отслеживанию соблюдения законности и устранению нарушений, способных привести к нарушению закона. Каждый гражданин РФ, человек, у которого нет гражданства, должностное лицо, иностранец имеет право обратиться в прокуратуру РФ и при этом рассчитывать на единые сроки и порядок рассмотрения такого обращения. Заявление можно подать как письменно, так и в электронной форме.

Любое обращение гражданина вне зависимости от его сути и формы должно быть подвергнуто предварительному рассмотрению, после чего будет принято одно из решения, перечисленных ниже, и заявитель в обязательном порядке будет уведомлен о результате рассмотрения.

Обращение могут:

1) направить по подведомственности или на рассмотрение нижестоящего органа прокуратуры;

2) целиком или частично удовлетворить для защиты интересов и законных прав обратившегося человека;

3) разъяснить по факту требований, указанных в обращении;

4) отклонить в случае необоснованности требований, указанных в обращении, если проведение проверки опровергло факты какого-либо нарушения закона.

Существует разделение сроков рассмотрения в прокуратуре обращений на сокращенные и общие в зависимости от необходимости отправки запросов, проверки фактов, получения от заявителя и свидетелей дополнительных сведений и прочих действий, принимаемых для успешного разрешения вопроса.

Обращения граждан рассматриваются в течение определенного времени. Многие из них не требуют срочного ответа, поэтому к ним применяется стандартный период месяц. Такой срок рассмотрения жалобы в прокуратуре бывает у запросов Общественной палаты; должностных лиц; федеральных и депутатских запросов, не требующих немедленного решения; обращений граждан РФ, иностранцев, апатридов; запросов военнослужащих и их семей.

Заявления, не нуждающиеся дополнительных проверках, обращения уполномоченных по правам человека, парламентские запросы, обращения депутатов органов законодательной власти рассматриваются сроком в 15 дней. Жалобы, исполняемые порядке уголовно-процессуальной функции, рассматривают в течение 3 дней. Если рок, который был отведен на рассмотрение жалобы, попадает на праздничный или выходной день, то автоматически происходит его перенос на первый же рабочий день, следующий сразу за выходным.

Срок, отведенный на рассмотрение, считается только с момента регистрации обращения в письменном виде. А потому наилучший вариант подачи жалобы - запись на личный прием.

Некоторые заявления по тем или иным причинам не подлежат принятию и рассмотрению. Эти причины, описанные ниже, вытекают из юридической неграмотности населения, что так же является одной из проблем, осложняющих осуществление деятельности прокуратуры.

Рассмотрению не подлежат заявления, написанные неразборчиво, повторные, анонимные и те, по отношению к которым уже были проведены неоднократные проверки, о результатах которых заявителя уведомляли, а в новом обращении новые факты отсутствуют.

Обращения граждан могут остаться без соответствующего ответа прокуратуры, если в нем не указаны адрес и фамилия заявителя. Анонимные письма прокуратура оставляет без ответа, кроме тех, которые содержат информацию о возможном готовящемся или уже совершенном преступлении.

В тексте обращения содержится угроза жизни сотрудникам или прочим лицам, а также нецензурная лексика. В таком случае заявитель получает письмо с предупреждением о недопустимости злоупотребления правом обращаться в надзорные органы. В некоторых случаях адресата могут привлечь к ответственности. Тогда не учитывается срок рассмотрения жалоб.

Заявление нелогично и бессмысленно, а сам заявитель в установленном порядке признан недееспособным. Заявление, содержащее повторное обращение гражданина в прокуратуру, по которому уже проводилось расследование по факту обращения, в случае отсутствия новых фактов по делу. В порядке рассмотрения обращений требуется разъяснить заявителю принятое прокурором решение. В таких случаях заявителю указывают на возможность обжалования решения в суде или вышестоящей инстанции. Независимо от того, было ли его обращение принято или не принято к разрешению, либо перенаправлено в другой компетентный орган, гражданин получит письмо от сотрудника прокуратуры в течение семи дней.

 


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В период с 16.03.2020 по 21.04.2020 во время прохождения учебной практики по получению первичных навыков и умений в Прокуратуре Октябрьского административного округа города Мурманска обучающаяся ознакомилась с организацией делопроизводства в прокуратуре, работой канцелярии: секретаря, помощников прокурора, заместителя прокурора.

 Изучение особенностей работы заместителя прокурора и работников прокуратуры, способствовало приобретению обучаемой, необходимых качеств, навыков и компетенций.

 В их числе:

– знание общего порядка и принципов работы прокуратуры; 

– умение правильно применять процессуальные нормы, регулирующие деятельность прокуратуры, участия прокурора в судебном процессе;

– умение составлять процессуальные документы, акты прокурорского реагирования;

– понимание порядка возбуждения гражданского дела;

– владение всеми необходимыми сведениями о полномочиях прокурора по гражданскому делу искового характера.

Постепенно в процессе практического обучения ознакомилась с работой прокуратуры начиная с составления актов прокурорского реагирования и заканчивая составлением описи документов за прошедший год, сшиванием томов.

 За время прохождения учебной практики обучаемая участвовала в:

– работе заместителя прокурора, а именно наблюдала за организацией приема граждан и рассмотрения их жалоб;

– работе помощника прокурора по составлению актов прокурорского реагирования – составлении протеста и представления;

– составлении исковых заявлений

За время прохождения учебной практики по получению первичных навыков и умений отметила материально-техническое обеспечение прокуратуры Октябрьского административного округа города Мурманска как удовлетворительное, так как во время прохождения практики в здании проводился ремонт, вследствие чего не происходили перебои в работе Интернета и телефонной связи.

В основном обучающаяся выполняла текущую работу помощника прокурора, по поручению, которого самостоятельно составляла ТРЕБОВАНИЕ о предоставлении информации, РАПОРТ прокурору Октябрьского АО и СОГЛАСОВАНИЕ в прокуратуру Мурманской области (см. Приложения 7, 8, 9).

Подводя итоги практики, можно сказать, что работа в прокуратуре довольно сложная, требующая обширных знаний в различных областях, не только законодательства. Однако по этой же причине, довольно интересная и разнообразная.

 

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: