Человек, индивид, личность.
1. Человек – биопсихосоциальное существо.
2. Индивид – единичный представитель человеческого рода, обладающий всеми его признаками.
3. Личность – совокупность социально значимых качеств, формирующаяся у человека в процессе социализации.
4. Индивидуальность – уникальность, неповторимость каждого отдельного человека
Уровни индивидуальности:
- физиологическая (рост, цвет волос, генетические особенности…)
- психологичесая (характер, темперамент…)
- социальная (каждый из нас совершенно по своему выполняет одни и те же социальные роли: нет двух одинаковых мам, или учителей)
- философская (у каждого индивидуальное мировоззрение)
Отличия человека от животного
- производит свою собственную окружающую среду, а не приспосабливается к существующей (НЕ ЖИВЕТ В ПЕЩЕРЕ, А СТРОИТ ДОМ)
- изменяет окружающий мир не только по биологическим, но и по эстетическим потребностям, по законам познания…
- существо универсальное, может действовать по меркам любого вида (МОЖЕТ ЛЕТАТЬ КАК ПТИЦА, ПЛАВАТЬ КАК РЫБА… используя для этого то, что создал сам)
|
|
- осмысленное отношение к жизни – человек всегда искал смысл жизни, осознавал ее конечность
- сложная структура общества
- развита вторая сигнальная система, т.е. осознанная речь.
Теории происхождения человека
- эволюционная
- креационизм (сотворен богом)
- внешнее вмешательство (внеземной разум)
7. Самореализация – процесс наиболее полного осознания и реализации личностью своего потенциала.
8. Поведение человека – совокупность его поступков на протяжении длительного времени
- просоциальное поведение – на благо общества
- антисоциальное поведение – нарушающее общественные нормы
9. Свобода человека – возможность поступать в соответствии со своими желаниями и интересами. Свобода не бывает абсолютной, она ограничена интересами других людей, социальными нормами…
10. Ответственность – это обязанность человека отвечать за свой выбор, свои поступки и действия и за их последствия
Мировоззрение
1. Мировоззрение – это система взглядов человека на мир, общество и свое место в этой системе.
2. Субъекты мировоззрения: человек, социальная группа, общество
Структура мировоззрения
- мироощущение (эмоциональный образ мира)
-мировосприятие((наглядный образ мира)
- миропонимание (знания о мире)
Факторы, влияющие на формирование мировоззрения
- социальное окружение
-личный опыт
- природно – климатические
- СМИ
- идеи и знания, главенствующие в обществе.
Типы мировоззрения
* по историческому признаку
- мифологическое - человек неотделимая часть природы, обожествление природных явлений
|
|
- космоцентризм – человек и общество лишь часть космоса (свойственно для азиатских культур)
- теоцентризм – бог в центре мироздания
- антропоетризм – человек венец творения
- социоцентризм
- знаниецентризм
* по способам формирования
- чувственно – образное – формируется стихийно в процессе повседневной деятельности человека
- эстетическое – через искусство
- рациональное – через знания, науку
Уровни мировоззрения
- религиозное
- научное
- обыденно - практическое.
- философское
МЫШЛЕНИЕ
1. Мышление – процесс отображения действительности в суждениях, понятиях, теориях.
Особенности мышления
- неразрывно связано с речью (мы думаем словами)
- опосредованно (не надо участвовать в войне, чтобы понять как это страшно)
- субъективно
- эмоционально
Этапы
- проблема и необходимость в ее решении
- само решение
- новое знание
Типы
- знаковое используем различные символы, знаки – например формулы
- теоретическое (используем понятия, абстрагируемся)
- образное (постановка конкретных задач, планирование и осуществление задуманного, анализ своих действий)
Деятельность
1. Д – это целенаправленная осознанная активность человека для изменения окружающего мира и себя
Структура Д (элементы)
- мотив
- субъект – тот, кто (индивид, группа, общество)
- объект (то, на что направлена Д)
- цель – идеальный образ того, что должно получиться в итоге Д
- результат
Типы деятельности по направленности
* практическая – материально – производственная
- социально – преобразовательная
* духовная – познавательная
- прогностическая
- ценностно – ориентировочная
Типы деятельности по особенностям
ТРУДОВАЯ – направлена на достижение практического результата
- необходимы спец. навыки
- специфические мотивы (получение выгоды например)
ИГРОВАЯ - направлена на процесс, а не на результат, на получение жизненного опыта
- использует символы
- существуют правила
- играющие совершают реальные действия, но сама игра условна
- характерна для детей
ОБЩЕНИЕ (см далее)
УЧЕНИЕ – направлена на получение человеком знаний, умений, навыков, может быть организованная и неорганизованная и в форме самообразования
ТВОРЧЕСТВО – деятельность в результате которой появляется что – то абсолютно новое, ранее не существовавшее
Творческой деятельностью считается искусство и наука.
Элементы творчества
- воображение
- фантазия
- интуиция
МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 Мотив - это то, что подталкивает человека к совершению определенных действий для достижения поставленной цели
Виды мотивов
- Потребности
- Интересы – тенденция личности, заключающаяся в сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете (вы заинтересованы в поступлении в ВУЗ, думаете об этом, делаете что-то, чтобы реализовать этот интерес)
- Убеждения – желание человека действовать в соответствии со своими ценностями, идеалами
3. Потребности – осознанная нужда в чем – либо
Виды потребностей
- биологические = естественные – есть, пить, спать
- в безопасности
- социальные – общение, дружба,
- престижные - общественное одобрение
- духовные - познание, самовыражение
Разумные и мнимые потребности
Разумные – то в чем есть реальная необходимость (есть например)
Мнимые – буду есть только парную телятину, или курение, например
ОБЩЕНИЕ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Общение - это вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, чувствами, эмоциями
Элементы общения
- субъекты
- цель
- информация
- способы передачи
|
|
Типы общения
* по способу передачи информации: вербальное и невербальное
* по количеству общающихся – монолог, диалог, полилог
Функции общения
- социализации
- организационная
- психологическая
- познавательная
- идентификации (решаем свой или чужой, будем дальше общаться или нет, нравится или не нравится человек)
Познание
1. Познание – особый вид деятельности, направленный на отражение объективной действительности и создание новых знаний о мире
2. Проблема познаваемости мира
Гностицизм
Агностицизм
Скептицизм
Виды познания
-обыденное ветер дует – деревья шумят
- социальное – направлено на познание общества, особенность в том, что субъект и объект познания совпадают
- научное см далее
- религиозное бог создал мир за 7 дней
- художественное
Уровни познания
* Чувственное
- ощущение – отражение отдельных свойств предмета с помощью органов чувств
- восприятие – чувственный образ предмета, сумма ощущения
- представление - обобщенный образ предмета, сохраненный в сознании человека без воздействия на органы чувств
*Рациональное
- понятие - общие свойства предмета выраженные в мысленной форме
- суждение – утверждение или отрицание чего – либо о предмете
-умозаключение – сумма суждений, вывод
5. Знание – результат познавательной деятельности
6. Виды знаний
- житейское
- научное
- художественное
- личностное и др.
ИСТИНА
1. Истина – знание, об окружающей действительности, соответствующее реальности, совпадающее с ней
2. Виды истины
- Абсолютная – исчерпывающее знание о предмете, которое невозможно дополнить или скорректировать (абсолютная истина – это идеал к которому стремятся, но полка абсолютных истин нет)
- Относительная – истина справедливая лишь при определенных условиях ИЛИ знание соответствующее определенному уровню развития общества
Критерии (признаки) истины
- логичность
- объективность
- научность
- применимость на практике
- доказуемость на практике
4. Практика – система деятельности людей в обществе
|
|
Функции практики
- источник познания (нужно лечить рак, значит будем искать соскобы)
-основа познания - благодаря практике происходит познание мира (пока не обожжешься – не поймешь что такое «ГОРЯЧО»)
-цель познания (создали солнечную батарею, чтобы заменить част атомных электростанций)
-критерий истины (служит доказательством)
6. Заблуждение - ошибочное знание, принимаемое за истинное
7. Ложь – намеренное искажение истины
Научное познание
1. Научное познание – вид познавательной деятельности, направленный на получение ОБЪЕКТИВНЫХ знаний об окружающем мире
Черты НП
- обобщенность
- объективность
- системность
- рациональность – логичность
- проверяемость
- специфические термины – научный язык
Уровни НП
- эмпирический (практика)
- теоретический (гипотезы, теории)