Критерии (признаки) истины

Человек, индивид, личность.

1. Человек – биопсихосоциальное существо.

2. Индивид – единичный представитель человеческого рода, обладающий всеми его признаками.

3. Личность – совокупность социально значимых качеств, формирующаяся у человека в процессе социализации.

4. Индивидуальность – уникальность, неповторимость каждого отдельного человека

Уровни индивидуальности:

- физиологическая (рост, цвет волос, генетические особенности…)

- психологичесая (характер, темперамент…)

- социальная (каждый из нас совершенно по своему выполняет одни и те же социальные роли: нет двух одинаковых мам, или учителей)

- философская (у каждого индивидуальное мировоззрение)

Отличия человека от животного

- производит свою собственную окружающую среду, а не приспосабливается к существующей (НЕ ЖИВЕТ В ПЕЩЕРЕ, А СТРОИТ ДОМ)

- изменяет окружающий мир не только по биологическим, но и по эстетическим потребностям, по законам познания…

- существо универсальное, может действовать по меркам любого вида (МОЖЕТ ЛЕТАТЬ КАК ПТИЦА, ПЛАВАТЬ КАК РЫБА… используя для этого то, что создал сам)

- осмысленное отношение к жизни – человек всегда искал смысл жизни, осознавал ее конечность

- сложная структура общества

- развита вторая сигнальная система, т.е. осознанная речь.

Теории происхождения человека

- эволюционная

- креационизм (сотворен богом)

- внешнее вмешательство (внеземной разум)

7. Самореализация – процесс наиболее полного осознания и реализации личностью своего потенциала.

8. Поведение человека – совокупность его поступков на протяжении длительного времени

- просоциальное поведение – на благо общества

- антисоциальное поведение – нарушающее общественные нормы

9. Свобода человека – возможность поступать в соответствии со своими желаниями и интересами. Свобода не бывает абсолютной, она ограничена интересами других людей, социальными нормами…

10. Ответственность – это обязанность человека отвечать за свой выбор, свои поступки и действия и за их последствия

Мировоззрение

1. Мировоззрение – это система взглядов человека на мир, общество и свое место в этой системе.

2. Субъекты мировоззрения: человек, социальная группа, общество

Структура мировоззрения

- мироощущение (эмоциональный образ мира)

-мировосприятие((наглядный образ мира)

- миропонимание (знания о мире)

Факторы, влияющие на формирование мировоззрения

- социальное окружение

-личный опыт

- природно – климатические

- СМИ

- идеи и знания, главенствующие в обществе.

Типы мировоззрения

* по историческому признаку

- мифологическое - человек неотделимая часть природы, обожествление природных явлений

- космоцентризм – человек и общество лишь часть космоса (свойственно для азиатских культур)

- теоцентризм – бог в центре мироздания

- антропоетризм – человек венец творения

- социоцентризм

- знаниецентризм

* по способам формирования

- чувственно – образное – формируется стихийно в процессе повседневной деятельности человека

- эстетическое – через искусство

- рациональное – через знания, науку

Уровни мировоззрения


- религиозное

- научное

- обыденно - практическое.

- философское




МЫШЛЕНИЕ

1. Мышление – процесс отображения действительности в суждениях, понятиях, теориях.

Особенности мышления

- неразрывно связано с речью (мы думаем словами)

- опосредованно (не надо участвовать в войне, чтобы понять как это страшно)

- субъективно

- эмоционально

Этапы

- проблема и необходимость в ее решении

- само решение

- новое знание

Типы

- знаковое используем различные символы, знаки – например формулы

- теоретическое (используем понятия, абстрагируемся)

- образное (постановка конкретных задач, планирование и осуществление задуманного, анализ своих действий)

Деятельность

1. Д – это целенаправленная осознанная активность человека для изменения окружающего мира и себя

Структура Д (элементы)

- мотив

- субъект – тот, кто (индивид, группа, общество)

- объект (то, на что направлена Д)

- цель – идеальный образ того, что должно получиться в итоге Д

- результат

Типы деятельности по направленности

* практическая – материально – производственная

         - социально – преобразовательная

* духовная – познавательная

               - прогностическая

               - ценностно – ориентировочная

Типы деятельности по особенностям

ТРУДОВАЯ – направлена на достижение практического результата

- необходимы спец. навыки

- специфические мотивы (получение выгоды например)  

ИГРОВАЯ - направлена на процесс, а не на результат, на получение жизненного опыта

- использует символы

- существуют правила

-  играющие совершают реальные действия, но сама игра условна

- характерна для детей

ОБЩЕНИЕ (см далее)

УЧЕНИЕ – направлена на получение человеком знаний, умений, навыков, может быть организованная и неорганизованная и в форме самообразования

 

ТВОРЧЕСТВО – деятельность в результате которой появляется что – то абсолютно новое, ранее не существовавшее

 Творческой деятельностью считается искусство и наука.

Элементы творчества

- воображение

- фантазия

- интуиция

 

МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 Мотив - это то, что подталкивает человека к совершению определенных действий для достижения поставленной цели

Виды мотивов

- Потребности

- Интересы – тенденция личности, заключающаяся в сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете (вы заинтересованы в поступлении в ВУЗ, думаете об этом, делаете что-то, чтобы реализовать этот интерес)

- Убеждения – желание человека действовать в соответствии со своими ценностями, идеалами

3. Потребности – осознанная нужда в чем – либо

Виды потребностей

- биологические = естественные – есть, пить, спать

- в безопасности

- социальные – общение, дружба,

- престижные - общественное одобрение

- духовные - познание, самовыражение

Разумные и мнимые потребности

Разумные – то в чем есть реальная необходимость (есть например)

Мнимые – буду есть только парную телятину, или курение, например

 

 

ОБЩЕНИЕ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Общение - это вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, чувствами, эмоциями

Элементы общения

- субъекты

- цель

- информация

- способы передачи

Типы общения

* по способу передачи информации: вербальное и невербальное

* по количеству общающихся – монолог, диалог, полилог

Функции общения

- социализации

- организационная

- психологическая

- познавательная

- идентификации (решаем свой или чужой, будем дальше общаться или нет, нравится или не нравится человек)

 

Познание

1. Познание – особый вид деятельности, направленный на отражение объективной действительности и создание новых знаний о мире

2. Проблема познаваемости мира

Гностицизм

Агностицизм

Скептицизм

Виды познания

-обыденное ветер дует – деревья шумят

- социальное – направлено на познание общества, особенность в том, что субъект и объект познания совпадают

- научное см далее

- религиозное бог создал мир за 7 дней

- художественное

Уровни познания

* Чувственное

- ощущение – отражение отдельных свойств предмета с помощью органов чувств

- восприятие – чувственный образ предмета, сумма ощущения

- представление - обобщенный образ предмета, сохраненный в сознании человека без воздействия на органы чувств

*Рациональное

 - понятие - общие свойства предмета выраженные в мысленной форме

- суждение – утверждение или отрицание чего – либо о предмете

-умозаключение – сумма суждений, вывод

5. Знание – результат познавательной деятельности

6. Виды знаний

- житейское

- научное

- художественное

- личностное и др.

 

ИСТИНА

1. Истина – знание, об окружающей действительности, соответствующее реальности, совпадающее с ней

2. Виды истины

- Абсолютная – исчерпывающее знание о предмете, которое невозможно дополнить или скорректировать (абсолютная истина – это идеал к которому стремятся, но полка абсолютных истин нет)

- Относительная – истина справедливая лишь при определенных условиях ИЛИ знание соответствующее определенному уровню развития общества

Критерии (признаки) истины

- логичность

- объективность

- научность

- применимость на практике

- доказуемость на практике

4. Практика – система деятельности людей в обществе

Функции практики

- источник познания (нужно лечить рак, значит будем искать соскобы)

-основа познания - благодаря практике происходит познание мира (пока не обожжешься – не поймешь что такое «ГОРЯЧО»)

-цель познания (создали солнечную батарею, чтобы заменить част атомных электростанций)

-критерий истины (служит доказательством)

6. Заблуждение - ошибочное знание, принимаемое за истинное

7. Ложь – намеренное искажение истины

Научное познание

1. Научное познание – вид познавательной деятельности, направленный на получение ОБЪЕКТИВНЫХ знаний об окружающем мире

Черты НП

- обобщенность

- объективность

- системность

- рациональность – логичность

- проверяемость

- специфические термины – научный язык

Уровни  НП

- эмпирический (практика)

- теоретический (гипотезы, теории)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: