1. Опираясь о стену на расстоянии шага, бег на месте с высоким подниманием бедра;
2. Бег с высокого старта с ускорением (20-30 м);
3. То же с наскоком на мостик и отталкиванием; длина разбега -индивидуальная;
4. Бег с преодолением сопротивления зафиксированного сзади резинового жгута (бинта);
5. Бег в гору с высоким подниманием бедра;
6. Бег с высоким подниманием бедра на полужестком мате, по воде, по песку.
физическая подготовка ____________ ________________________ 337
КОМПЛЕКСНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ1 (ДЛЯ МУЖСКИХ ГРУПП УТ)
Вариант 1.
1. Акробатическая дорожка: 5 сальто вперед подряд (два подхода);
2. Там же: 3 темповых сальто назад (два подхода);
3. Канат 4 м. Лазанье в висе углом (два подхода);
4. Брусья. Из стойки на руках: мах вперед - махом назад стойка с поворотом кругом - мах вперед (два подхода по 5 раз);
5. Кольца. Подъем силой с прямым телом - угол - оборот вперед силой согнувшись в угол - силой, согнув руки, стойка согнувшись -опускание в вис прогнувшись - горизонтальный вис сзади - опускание в вис сзади - силой вис согнувшись - опускание в вис углом (все статические положения держать 3 с, 1 подход);
|
|
6. Конь. Первый подход - 10 прямых скрещений. Второй подход -20 кругов поперек на теле.
Вариант 2.
1. С прыжковой платформы или коня акробатические прыжки на стандартную опору в доскок: 3 сальто вперед согнувшись, 3 сальто назад в группировке;
2. Канат. Подъем в висе углом - опускание «через одну руку» (два подхода);
3. Брусья. С наскока в вис углом - подъем разгибом в угол - силой прогнувшись, согнутыми руками стойка на руках - опускание в стойку на плечах - силой прямым телом - стойка на руках - опускание в горизонтальный упор ноги врозь (все статические положения держать 3 с, 1 подход);
4. Стоя у опоры боком (3-я позиция): махи, приставленной левой, правой - вперед, в сторону, назад (15 раз в каждую сторону);
5. Кольца. Силой, сгибая руки вис прогнувшись - подъем разгибом в угол - силой, прогнувшись, сгибая руки стойка на руках - опускание в
1 Данные комплексы предназначены для проведения после разминки или в Конце первой тренировки. По содержанию и нагрузке они сориентированы на «среднестатистического» гимнаста. Предполагается, что тренеры, работающие с гимнастами, гимнастками разной степени подготовленности, должны сами внести коррективы в предлагаемые комплексы, учитывая при этом индивидуальные особенности базового и текущего физического состояния своих учеников, а такие оперативные задачи подготовки.
(
338 |
Спортивная гимнастика
упор - силой оборот назад в упор - угол - оборот вперед прогнувшись в вис прогнувшись - медленное (5 с) опускание в вис (все статические положения держать 3 с, 1 подход); 6. Конь: 25 кругов поперек на теле.
|
|
КОМПЛЕКСНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (ДЛЯ МУЖСКИХ ГРУПП СС)
Вариант 1.
1. Акробатическая дорожка. Первый подход: 4-5 переворотов назад - сальто назад прогнувшись; второй подход: сальто назад - сальто вперед (в темпе), подряд 4 раза;
2. Брусья. С наскока вис углом - подъем разгибом в угол - силой, прогнувшись, сгибая руки, стойка на руках - опускание в стойку на плечах прямым телом - силой с плеч стойка на руках - опускание в горизонтальный упор - упор углом ноги врозь вне (все статические положения держать 3 с, 1 подход);
3. Стоя у опоры боком (3-я позиция): махи приставленной левой, правой ногой - вперед, в сторону, назад (15 раз в каждую сторону);
4. Конь без ручек. «Проходка» кругами двумя на теле поперек вперед, поворот кругом и обратно (2 линии коня в одном подходе);
5. Кольца. Силой прямыми руками вис прогнувшись - подъем назад в упор (ноги горизонтально или выше) - упор углом - силой прогнувшись согнутыми руками стойка на руках - опускание в упор и оборот назад в стойку на руках - опускание в упор руки в стороны - опускание вперед в вис согнувшись (все статические положения держать 3 с, 1 подход);
6. Канат. Подъем в висе углом, опускание в висе углом «через одну руку» (два подхода).
Вариант 2.
1. Канат. Подъем в висе углом, опускание в висе углом «через одну руку» (два раза подряд);
2. С прыжковой платформы или коня акробатические прыжки на стандартную опору в доскок: 3 сальто вперед в группировке, согнувшись, согнувшись с поворотом кругом; 3 сальто назад: в группировке с ранним разгибанием, то же согнувшись, прогнувшись;
3. Кольца. Силой, прогнувшись, прямыми руками переворот в горизонтальный вис сзади - силой вис прогнувшись - вис согнувшись - подъем разгибом в угол - силой, прогнувшись, стойка на руках - опускание в
физическая подготовка ____________________________________________ 339
стойку руки в стороны - опускание в вис прогнувшись (статические положения держать 3 с, 1 подход);
4. Из стойки у опоры боком, левая, правая вперед (90°) махи: вперед, в сторону, назад (15 раз в каждую сторону);
5. Конь без ручек. «Проходка» кругами поперек вперед - поворот кругом - проход обратно (3 линии коня в подход).
КОМПЛЕКСНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (ДЛЯ ЖЕНСКИХ ГРУПП УТ)
Вариант 1.
1. Параллельные брусья. Размахивание в упоре (прямым телом) -третьим махом стойка на руках (обозначить) - поворот кругом в стойке (самостоятельно или с помощью) - мах вперед - махом назад стойка на руках (два подхода по три раза);
2. Канат (3 м). Подъем без помощи ног, опускание «через одну руку» (два подхода);
3. С прыжковой платформы или коня акробатические прыжки: 2 сальто вперед в группировке, 2 сальто согнувшись, 2 сальто назад в группировке, 2 сальто согнувшись на стандартную опору в доскок;
4. Кольца. Два маха прямым телом в висе, третьим - вис прогнувшись - вис согнувшись - опускание в вис сзади - сгибая ноги подъем в горизонтальный вис сзади, держать 2 с (два подхода; в отдельных случаях допускается помощь);
5. Стойка на руках согнувшись (тазобедренный угол 10-15°); выполняется с опорой спиной о гимнастический мостик, покрытый матом и прислоненный к стене под углом 15-20° (3 подхода по 3 раза);
6. Из виса на в/ж круги прямым телом над н/ж; два подхода по 6 кругов.
Вариант 2.
1. Параллельные брусья. Из упора лежа ноги врозь на концах жердей лицом внутрь, махи вперед и назад (до горизонтали) - махом вперед Упор углом (держать 2 с) - сед ноги врозь в упоре сзади - перехват вперед в упор и т.д. (повторение упражнения по всей длине жердей);
2. Стоялки. Упор углом - силой, согнувшись, прямыми руками, ноги вместе, стойка на руках («спичаг») - опускание согнувшись в упор углом ноги врозь вне - спичаг ноги врозь - опускание через горизонтальный упор ноги врозь (с помощью);
|
|
340.
Спортивная гимнастика
физическая подготовка _______________________________.____ ____ 341
3. Канат (3 м). Подъем без помощи ног, опускание медленное «через одну руку»; один раз.
4. Гимнастическая скамейка, с помощью. В стойке на руках продольно отжимание с опусканием головой ниже уровня опоры (2 подхода по 3 раза).
5. Бревно или высокая опора. Из стойки боком к опоре медленные круговые перемахи левой, правой вперед - в сторону - назад через опору, корпус прямо (3-4 раза каждой ногой);
6. Акробатическая дорожка. Перевороты вперед с двух на две по всей длине дорожки (два подхода).
КОМПЛЕКСНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (ДЛЯ ЖЕНСКИХ ГРУПП СС)
Вариант 1.
1. Кольца. Из виса глубоким хватом подъем силой в упор, 2-3 размахивания в упоре прямым телом (два подхода);
2. «Грибок». Три-четыре круга двумя (три подхода);
3. С платоформы для прыжков или коня акробатические прыжки на стандартную опору в доскок: 3 вперед в группировке, то же согнувшись; 3 сальто назад в группировке с ранним раскрыванием, то же прогнувшись.
4. Бревно или высокая опора. Из стойки боком к опоре медленные круговые перемахи ногой (левой, правой) вперед - в сторону - назад через опору, корпус прямо (три-четыре раза каждой ногой);
5. Подъемы силой-темпом в стойку на руках с использованием упругой опоры (резиновый бинт, натянутый между двумя стойками): из стойки на руках опускание и с отталкиванием ногами от опоры с прямыми руками и прямым телом выход в стойку (2 подхода по 5 раз);
6. Канат 3 м. Лазанье без помощи ног два раза подряд.
Вариант 2.
1. Акробатическая дорожка: 3 сальто вперед подряд (два подхода);
2. Н/ж. Из упора 5 отмахов в стойку (2 подхода);
3. Стоялки. Упор углом - «спичаг» ноги вместе - опускание согнувшись в высокий угол - «спичаг» ноги вместе - опускание согнувшись в упор ноги врозь вне - спичаг ноги врозь - медленное опускание через горизонтальный упор ноги врозь (с помощью);
4. Бревно или высокая опора. Из стойки боком медленные круговые перемахи левой, правой вперед - в сторону - назад через опору, корпус прямо (3-4 раза каждой);
|
|
5. Кольца. 2-3 небольших маха - вис прогнувшись - вис согнувшись -горизонтальный вис сзади (держать 3 с) - вис согнувшись - опускание в вис углом (держать 3 с).
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ДИАГНОСТИКИ И КОНТРОЛЯ ЗА ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ
Главным методом педагогического контроля за СФП в гимнастике является научное тестирование - строго определенная процедура проведения испытаний и оценки состояния спортсменов с помощью тестов, отвечающих основным положениям тестологии об информативности, объективности и надежности.
Информативность многих спортивных, в данном случае гимнастических, тестов по физической подготовленности (т.е. степени соответствия теста своему метрологическому назначению - измерять какое-либо двигательное качество, влияющее на спортивный результат) с возрастом и изменением уровня подготовленности гимнаста ослабевает или исчезает вовсе. Например: подтягивание в висе лежа на перекладине, отжимание в упоре лежа на скамейках и поднимание ног в висе на гимнастической стенке у 6-7-летних гимнастов утрачивают свою информативность уже в конце 1 -го года обучения, а тест - подтягивание в висе на перекладине теряет информативность к 8-9 годам. В то же время информативность комплекса тестов на скоростно-силовую подготовленность (бег на 20 м, прыжок в длину с места и лазанье по канату) и гибкость с небольшой корректировкой являются унифицированными и используются на всех этапах подготовки гимнастов и гимнасток.
Должная степень информативности отдельных тестов в представленных ниже комплексах сохраняется применительно к различным возрастным группам занимающихся за счет последовательной корректировки определенных требований. Например, у гимнастов в тесте «подъем силой на кольцах» - за счет регламентации степени сгибания туловища, у гимнасток в тесте - «подъем разгибом на н.ж.» - путем повышения требований к высоте отмаха и т.д.
Объективность - слабое место в диагностике физической Подготовленности. Этот важный признак во многом зависит от точности методического описания тест-задания, соблюдения специальных требований в данном описании, исключающих субъективность в определе-
342.
Спортивная гимнастика
физическая подготовка
343
нии результата тестирования. Даже незначительный отход от предписанных требований, например, к исходной позиции испытуемого, положению частей тела, техническому способу выполнения, может ввести гимнаста в заблуждение и нарушить объективность контроля, особенно если это касается тестов на гибкость и мышечную силу. В этих случаях определение результата тестирования по принципу «считать - не считать» становится затруднительным.
Надежность тестов СФП оценивается по степени соответствия исходного и повторных результатов тестирования. В гимнастике надежность теста обеспечивается, с одной стороны, «этапностью» (относительным постоянством) измеряемых качеств и показателей подготовленности, с другой - соблюдением принципов объективности и стандартности тестирования, т.е. во всех случаях строго одинаковой процедурой проведения тестов согласно предписанным для данного теста правилам.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИСПЫТАНИЙ (СОРЕВНОВАНИЙ)
ПО СФП
Успешность тестирования зависит от соблюдения ряда требований к организации и методике данной работы. Основные из них:
- перед проведением испытаний по СФП в зале необходимо определить места проведения тестов, позволяющие провести работу в соответствии с требованиями к метрологической точности измерения результатов испытаний и их безопасности (во избежание травм, после финишной линии должно оставаться не менее 5-7 м свободного пространства);
- необходимо наличие нужного инвентаря и оборудования: секундомеров (лучше электронных), рейки для разметки сектора прыжков в длину, мела, рулетки для измерения 20-метровой дистанции, каната с нанесенной на нем стартовой и финишной метками, полужестких матов или тумбы высотой 45-55 см для теста «напрыгивание»;
-для судей необходимо подготовить программу тестирования СФП и специальные методические требования к каждому тесту (см. ниже), а также заранее заготовленные стандартные протоколы регистрации результатов (см. табл. 11);
- программа испытаний по СФП должна строго соответствовать
возрастным данным и подготовленности гимнастов. В межгрупповых
испытаниях участники должны быть одного пола, а в отделениях - од
ного возраста;
- участники должны быть осведомлены о программе испытаний (полной, сокращенной, в отдельных видах и т.д.), критериях оценки результатов и сроках проведения данных соревнований; в крупных региональных соревнованиях программа испытаний по СФП может быть объявлена накануне;
- в процессе самих испытаний перед каждым заданием участникам напоминаются специфические требования к исполнению теста, акцентируется внимание на точности положений частей тела, темпе выполнения. На конкретных примерах показываются границы выполнения с оценками «считать» - «не считать»;
- в ходе испытаний на виде судья или его ассистент вслух ведет счет количеству повторений (если какое-нибудь из них не засчитывается, объявляется предыдущий счет); в тестах на статику через каждые 5-10 с объявляется время, а в испытаниях на гибкость (задания на пассивную гибкость выполняются одновременно всей группой) сбавки объявляются по ходу выполнения каждого задания;
- в протоколе фиксируется только одна метрическая оценка (с, см, количество повторений, сбавки за ошибки в тестах на гибкость), которая затем по таблице переводится в баллы (см. таблицы тестирования для гимнастов и гимнасток, а также форму сводного протокола, табл. 11);
- при повторных испытаниях следует строго придерживаться условий предыдущего тестирования, если они соответствовали предписанным нормам;
- в любых испытаниях по СФП признаки техники выполнения тестов, выходящие за рамки, предписанные разработанным для данного теста стандартом, не оцениваются.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТОВ ПО СФП (ДЛЯ ГИМНАСТОВ-МУЖЧИН, рис.1).
1. Че л н о ч н ы й бег 2x10м (для 5-6-летних детей 1-го года обучения) проводится в зале на резиновой или тафтинговой дорожке. Бег выполняется из положения высокого старта. По команде «Марш!» испытуемый берет из квадрата, начерченного перед стартовой линией (30 х 30 см), кубик (размер стороны кубика 50 мм) и пробегает дистанцию, в конце которой в аналогичном квадрате за финишной линией находится кубик другого цвета; бегун меняет кубики и возвращается назад. На старте секундомер включается в момент прикасания к кубику РУкой и выключается, когда замененный кубик по окончании второй части бега коснулся поверхности квадрата. Бросать кубик в квадрат запрещается.
346.
Спортивная гимнастика
физическая подготовка
347
2. Бег на 20 м с высокого старта также проводится на резиновой или тафтинговой дорожке. У занимающихся 1-го года обучения тест принимают стартер и секундометрист. Стартер стоит сбоку от стартовой линии, держа руку перед стартующим. Подавая команду «Марш!», он одновременно отводит руку в сторону, а секундометрист включает секундомер. Секундомер выключается при первом пересечении финишной линии ногой. В этом испытании возможен повторный старт. Перед испытанием рекомендуется проводить один-два пробных
старта.
3.Прыжок в длину с места. Выполняется в зале на помосте для вольных упражнений. От стартовой линии, за которую нельзя заступать, расчерчивается разметка. Через каждые 10 см в зоне предполагаемого приземления наносятся поперечные линии, которые дают возможность с точностью до 5 см (по положению пяток) определить результат прыжка. Выполняются две попытки подряд, засчитывается лучший результат.
4. Л а з а н ь е по к а н а т у (4 м) выполняется без помощи ног из положения сидя ноги врозь. Поднятая вверх рука участника держит канат в месте нижней 4-метровой отметки. Движение начинается по команде «Марш!», секундомер включается, как только ноги оторвутся от мата, и выключается в момент касания рукой верхней метки. Занимающихся 11 лет и старше выполняют лазанье в висе углом ноги врозь (угол между разведенными ногами не менее 90°). При невыполнении этого требования лазанье не засчитывается.
5.Подтягивание в висе на перекладине выполняется хватом сверху без пауз, рывков и размахиваний, одновременным движением рук. Допускается незначительное сгибание в тазобедренных суставах, ноги прямые. Каждое повторение начинается из фиксированного виса, для этого возможна помощь ассистента. Темп выполнения -средний. Каждое подтягивание считается выполненным, если в высшей точке подъема подбородок располагается над перекладиной. В случае ошибки в одном из повторений, тестирование продолжается, но засчитывается предыдущий результат.
6. Поднимание ног до прямого угла в висе на гимнастической стенке выполняется только с прямыми ногами. Опускание ног должно проходить мягко до легкого, безударного касания ногами стенки. Чтобы участник мог контролировать положение прямого угла, судья удерживает на нужной высоте руку, обозначая нужную амплитуду движения.
7. Угол в висе на гимнастической стенке-Чтобы обозначить допустимый нижний предел опускания ног в положе-нии угла, судья держит руку под ногами испытуемого. Как только ноги
«потеряют угол» и касаются руки проводящего, секундомер выключается.
8. Отжимание в упоре лежа на параллельных гимнастических скамейках. Расстояние между скамейками регулируется под ширину плеч испытуемых. Требуется полное сгибание и выпрямление рук с прямым положением тела. В случае «провалива-ния» живота и неодновременного отжимания руками счет прекращается.
9.Отжимание в упоре на брусьях.Засчитывается полное опускание в упор на согнутых руках при полном последующем из выпрямлении. Не допускается сгибание в тазобедренных суставах.
10. Поднимание прямых ног из виса углом в высокий уголв висе на гимнастической стенке. Окончанием подъема считается момент касания носками ног рейки над головой. Полное возвращение ног в стартовое положение (прямой угол) обязательно. Движение возобновляется только после касания ногами руки проводящего, обозначающего положение прямого угла.
11.Стойка на голове и руках (держать) выполняется на помосте для вольных упражнений. В случае удержания стойки менее 5 с допускается вторая попытка.
12-17. У п р а ж н е н и я на гибкость и подвижность в суставах (ориентировочные сбавки за ошибки, в долях балла, рис. 2).
Шпагаты: левой (правой) вперед, «прямой»:
а) ноги лодыжками касаются пола, руки на полу - 1,0;
б) то же, но руки в стороны - 0,8;
в) ноги до колен касаются пола, руки в стороны - 0,6-0,4;
г) ноги почти полностью прилегают к полу и слегка согнуты -
0,3-0,2;
д) ноги полностью прилегают к полу, носки оттянуты, руки верх -
без сбавки.
Наклон вперед. Выполняется из седа ноги врозь (ноги разведены на 90°):
а) наклон туловища меньше 45° - 1,0;
б) наклон туловища равен 45° - 0,8;
в) наклон туловища больше 45° - 0,6;
г) туловище почти касается пола - 0,5-0,3;
д) туловище касается пола плечами - 0,2-0,1;
е) все точки тела касаются пола, руки вытянуты вверх - 0,0.
Мост (исх. положение - произвольное):
а) ноги и руки значительно согнуты, плечи под углом 45°-1,0;
348____________________________ -______________ — Спортивная гимнастика
физическая подготовка ___________________________________________ 349
б) ноги и руки незначительно согнуты, плечи значительно отклонены
от вертикали - 0,8-0,6;
в) ноги и руки прямые, плечи незначительно отклонены от вертикали -
0,5-0,3;
г) ноги и руки прямые, плечи почти перпендикулярны полу -
0,2-0,1;
д) ноги и руки прямые, плечи перпендикулярны полу - 0,0.
Удержание ноги. Время фиксации - не менее 2 с.
а) Правой, левой вперед, в сторону:
-тело прямое, руки в стороны, нога ниже прямого угла-1,0;
- то же, но нога параллельно полу - 0,8;
- то же, но носок на уровне груди - 0,5;
- то же, но пятка на уровне плеча - 0,3;
- то же, но пятка на уровне уха - 0,1;
- то же, но пятка выше головы - 0,0.
б) Нога назад, руки вверх (2 с):
- нога поднята до 45° - 0,8;
- то же, нога на высоте от 45 до 90° - 0,5;
- то же, нога на высоте от 90 до 135° - 0,4-0,1;
- то же, носок на уровне плеч - 0,0.
18. Высокий угол в у п о р е (на брусьях, с 11 лет на помосте). Прямые ноги расположены вплотную к туловищу. Допускается отклонение ног от вертикали не более, чем на 10°.
19. Стойка силой согнувшись («спичаг») на брусьях. Выполняется из упора углом (обозначить). Выполнением считается выход в стойку на руках (обозначить). Возвращение в исходное положение упора углом через положение согнувшись. При сгибании рук выполнение не засчитывается (об этом гимнаст заранее предупреждается).
20. Подъем силой на кольцах. Выполняется глубоким хватом из фиксированного виса, при взятии глубокого хвата допускается помощь. В подъеме разрешается незначительное сгибание в тазобедренных суставах. Обязательно полное выпрямление рук в упоре. Опускание в вис - через согнутые руки. Повторение - из виса на полностью выпрямленных руках.
21. Силой согнувшись согнутыми руками
стойка на руках на кольцах. Выполняется из упора уг
лом (обозначить при каждом повторении). Опора плечами о крепления
Колец не допускается. Засчитывается обозначенная стойка с выпрям
ленными руками. Опускание из стойки в упор углом выполняется со
гнувшись. В случае падения из стойки отсчет количества повторений
прекращается.
350.
Спортивнзя гимнастика
Физическая подготовка ___
351
22. Горизонтальный вис сзади на кольцах (держать). Приход в вис сзади (прямым телом или прогнувшись) осуществляется произвольно. Секундомер отключается при опускании ног ниже горизонтали.
23. Стойка на руках силой согнувшись согнутыми руками на брусьях. Выполнением считается обозначенная стойка. Опускание в исходное положение - упор углом (обозначить) осуществляется согнувшись.
24. Круги двумя на количеств о, на коне с ручками. Начало - произвольное. При неудачном начале (выполнение не более 5 кругов) разрешается вторая попытка. Техника кругов не оценивается.
25. Стойка на руках на помосте, на время. Выход в стойку произвольный. Допускается не более двух переступаний руками. Разрешается вторая попытка.
26. Горизонтальный упор на прямых руках ноги врозь на брусьях, для гимнастов 11-12 лет. Выполняется из произвольного положения (упора углом, опусканием со стойки или махом назад и др.). Положение тела прямое или слегка прогнутое, линия «плечевая ось - голеностопная ось» параллельна жердям.
27. Горизонтальный упор на прямых руках. Требования те же, что и для теста 26.
28. Из стойки на плечах силой стойка на р у к а х, на брусьях. Выполняется прямым телом, включая опускание в исходное положение на полностью согнутые руки.
29.Горизонтальный вис спереди на кольцах. Приход в вис спереди произвольный. Тело прямое. При опускании ног ниже горизонтали секундомер выключается.
30. Стойка на руках силой, прогнувшись (бланш) на кольцах. Выполняется из упора углом (обозначить) через согнутые руки. Тело в упоре прямое или прогнутое без опоры о крепления колец. Стойка на руках обозначается. Опускание со стойки в упор углом - согнувшись.
31.Упор руки в стороны («крест») на кольцах (с 15 лет). Разрешается глубокий хват. В «кресте» плечи не выше верхнего края колец. Допускается незначительное провисание в плечах (кисти на уровне головы). Кисти с кольцами, туловище и ноги должны располагаться в одной плоскости.
32. Стойка на руках на кольцах (держать). Приход в стойку произвольный. Выполненной считается стойка на прямых рУ" ках без касания крепления колец.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТОВ ПО СФП (ДЛЯ ГИМНАСТОК, рис. 3)
1. Челн очный бе г2х Юм (для детей 5-6 лет 1-го года обучения)1.
2. Бег на 20 мс высокого старта.
3. Прыжок в длину с места.
4.Лазанье по канату(Зм).
5. Подтягивание в висе на верхней жерди р/в брусьев или на перекладине.
6. Поднимание ног до прямого угла в висе на гимнастической стенке.
7. Угол в висе на гимнастической стенке.
8.Отжимание в упоре лежа на параллельных гимнастических скамейках.
9. Отжимание в упоре на брусьях.
10.Поднимание прямых ног из виса углом в высокий угол в висе на гимнастической стенке.
11.Стойка на голове и руках.
12-18.У пражн ения на г и б к о с т ь: шпагаты, наклон вперед, мост, удержание ноги.
19. Высокий угол в упоре п р о д о л ь н о на бревне. При выполнении ноги должны быть параллельно туловищу. Допускается отклонение от вертикали не более, чем на 10°.
20. Переворот в упор силой на верхнюю жердь р/в брусьев. Выполняется с прямыми ногами, без рывков и пауз. Засчиты-вается выполнение только на прямые руки. Опускание в вис выполняется «сползанием» через согнутые руки, сдержанно. Для предупреждения размахивания и фиксации виса необходима помощь ассистента, стоящего под н.ж.
21. Стойка на руках силой согнувшись, прямыми руками («спичаг») из упора углом ноги врозь вне(обозначить) на бревне продольно. Разрешается страховка в стойке для предупреждения возможного падения. Требования: прямые руки и ноги, самостоятельное опускание в и.п.
22. Из упора на н.ж. отмах в вис - подъем Разгибом. Учитывается высота отмаха: для занимающихся 8-10
' Методику тестирования в упражнениях 1-18, 24, 25, 27 см. выше, в разделе Методики тестирования для гимнастов-мужчин.
352_________________________________________ — Спортивная гимнастика
физическая подготовка ____________________________________.^__^_ 353
лет - носки не ниже уровня жерди, для 11-13-летних - не ниже горизонтали (30°), для 14-летних и старше - не ниже 45°.
23.Напрыгивание на горку матов. Высота горки: для 8-10-летних - 45 см, для 11-летних - 50 см, для 12-13 лет - 55 см. Тестирование проводится на помосте для вольных упражнений, на полужесткую опору. Оценивается количество повторений за 1 мин.
24. Стойка на руках на помосте.
25. Горизонтальный вис сзадинан/ж.
26. Горизонтальный вис спереди на жерди ноги врозь. Таз и спина должны составлять горизонтальную линию по отношению к полу, разведение ног и тазобедренный угол не лимитируются.
27. Стойка силой согнувшись («спичаг») на стоялках или низких параллельных брусьях. Выполняется из упора углом (обозначить).
28.Махом стойка на руках на нижней жерди р/в брусьев. Выполняется прямыми руками, в темпе. В случае касания ногами в/ж упражнение прекращается. Оценивается количество повторений, выполненных без пауз.
29. Круги прямым телом в висе на в.ж. Выполняются в любую удобную для гимнастки сторону на брусьях, сведенных таким образом, чтобы при прохождении виса спереди н.ж. была под голенью. Перед началом разрешается качнуть гимнастку в сторону.
ТЕСТИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
Ниже приводятся данные для тестирования гимнастов и гимнасток различных возрастных групп по всем основным видам физических качеств. Каждый тест представлен в шкальной метрической форме (сантиметры, секунды, количество повторений, размер сбавок и др.) с переводом в баллы. Применяется 10-балльная шкала оценки с десятью разрядами по 0,5 балла в каждом. В пределах каждого разряда дается тот или иной размах величин, полученный при тестировании, соответственно чему выставляется оценка в баллах. В определенных случаях тренеру, производящему тестирование, предоставляется возможность на свое Усмотрение уточнять оценку в баллах с учетом качества исполнения Упражнения.
В табл. 11 приводится форма сводного протокола индивидуального тестирования.
Физическая подготовка ____________ ________________________ 367
МОНИТОРИНГ РОСТО-ВЕСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГИМНАСТОВ
На протяжении всего многолетнего периода подготовки гимнастов и гимнасток показатели их физической подготовленности существенно меняются. Одновременно сильные изменения претерпевают важные для занятий гимнастикой тотальные морфологические показатели - длин-нотные показатели тела (рост и его производные) и показатели веса тела. От тех и других в значительной степени зависят многие другие показатели, в том числе показатели, характеризующие физические, двигательные возможности занимающихся. Так, с увеличением (при прочих равных условиях) роста и других длиннотных показателей тела замедляется быстрота некоторых движений, увеличивается период колебательных движений в висах и упорах, уменьшаются показатели относительной силы и др. Аналогичным образом влияет на параметры действий и движений изменение веса тела гимнаста. На росто-весовые показатели оказывают влияние не только естественные возрастные изменения, происходящие с юными гимнастами, но и процесс целенаправленной общей и специальной физической подготовки. Все такие изменения должны тщательно отслеживаться в процессе многолетней работы с гимнастами и гимнастками. Этой цели могут служить статические данные мониторинга росто-весовых показателей, приводимые ниже. В табл. 12-15 даются (по возрастным категориям) среднестатистические показатели длины и веса тела гимнастов и гимнасток в виде средней арифметической величины (- X +) и величин среднего квадратического отклонения как в сторону отставания от среднего показателя («-»), так и в сторону его превышения («+»). Отклонение, равное 1а (одна «сигма»), считается незначительным, отклонение в 2а - умеренным, а в За - значительным. Отслеживая таким образом изменения росто-весовых показателей по годам, тренер может строить характеристический график, отражающий динамику морфологического, общефизического развития гимнаста.
368 ______________________________________ — Спортивная гимнастика
Физическая подготовка ____________________________________________ 369
VI.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ГИМНАСТИКЕ
Занятия спортом, в том числе гимнастикой, формируют личность человека, его эмоциональную сферу, помогают воспитывать волевые качества, часто давая эффект, трудно достижимый другими способами. Одновременно с этим спорт связан с преодолением психически весьма сложных состояний, требующим специальной подготовки.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОМОТОРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ
Гимнастика относится к т.н. технико-эстетическим видам спорта, специфика которых заключается, прежде всего, в управлении движениями собственного тела в зависимости от ранее заданной программы и в искусственности двигательных форм, являющихся предметом соревнований.
Чувственное восприятие гимнаста (в отличие, например, от игровых видов и единоборств, где решающую роль играют перцептивный образ изменяющегося внешнего окружения и двигательные ситуации, зависящие от партнера или соперника) прежде всего направлено на собственные ощущения, поэтому наиболее благоприятный пси-хотип гимнаста-т.н. интроверт, т.е. человек, преимущественно склонный к контролю своего внутреннего состояния.
Сенсомоторика гимнаста базируется, по преимуществу, на восприятиях, связанных с мышечно-двигательной (проприоцептивной), зрительно-вестибулярной и тактильной чувствительностью; в меньшей степени - со слухом. Важную роль играет также чувство т е м п о -ритма движения. При этом особенно важное значение имеют п а -раметрические дифференцировки, т.е.способность
Психологическая подготовка в гимнастике _____________________________ 37 1
как воспринимать количественные изменения в движении, так и активно корректировать в связи с этим свои действия-движения.
Требования к скорости двигательной реакциив гимнастике специфичны. В сравнении с игровыми и т.п. видами спорта они не столь высоки, однако по мере совершенствования двигательного навыка и возрастания мастерства спортсмена, скорость конструктивного ответа исполнителя на возможные изменения движения возрастает, приближаясь в отдельных случаях к скорости т.н. простой двигательной реакции. То есть реакции антиципации в гимнастике связаны со способностью спортсмена оперативно отслеживать не столько движение внешних объектов, сколько процесс движения собственного тела и его звеньев, отраженный, в основном, зрительным и вестибулярным восприятием, и на этой основе экстренно прогнозировать дальнейшие события и возможные целесообразные действия. Наряду с относительно медленными и умеренно быстрыми движениями, доступными для непрерывного или избирательного управления на основе анализа потока ощущений, в гимнастике используется большое число быстрых, импульсных движений (например, отталкиваний), практически недоступных для оперативного управления и доступных для коррекции только при повторных исполнениях.
Процесс исполнения гимнастических упражнений, особенно при обучении, требует навыков концентрации внимания на основных объектах управления движением. Наиболее успешно решение связанных с этим задач удается гимнастам с темпераментами сильного уравновешенного типа, т.е. - сангвиническим и флегматическим. При исполнении и освоении гимнастических упражнений важную роль играет доступный спортсмену объем внимания и связанная с ним эффективность самоконтроля действий-движений. При освоении относительно быстрых движений гимнаст, как правило, затрудняется одновременно контролировать более 3-4 осознаваемых объектов, связанных с чувственным восприятием собственных действий. Этим обусловливаются ограничения, налагаемые на постановку задач при обучении, связанных с управлением двигательным действием.
Кардинальную роль в освоении и исполнении гимнастических упражнений играют разнообразные двигательные представления (основанные как на ощущениях, так и на осмыслении упражнения), которые формируются в процессе обучения и совершенствуются на протяжении всей исполнительской практики. Работа гимнаста в режиме «попытка - отдых - попытка», в значительной степени опирается На двигательные представления в форме идеомоторики, т.е. мысленного действия. Овладение приемами идеомоторной настройки на
372
Спортивная гимнастика
Психологическая подготовка в гимнастике
373
исполнение упражнения - один из важных элементов обучения, тренировки и соревновательной подготовки гимнаста.
Освоение и исполнение гимнастических упражнений строится по психологической канве субъективных ощущений, играющих роль чувственных «опорных точек»; при обучении конкретному упражнению гимнаст должен уметь осознанно и целенаправленно строить систему таких ощущений, лежащую в основе управления движением. Важную роль при этом играют словесные методы, содействующие осознанию спортсменом собственного двигательного действия.
Для занятий гимнастикой, как в учебно-тренировочном процессе, так и на соревнованиях, характерны состояния высокой э моциональ-ной напряженности, требующие владения навыками психической саморегуляции.В гимнастике, в особенности на этапе высшего мастерства, требуются свойства психики и навыки психологической настройки, позволяющие бороться со сбивающими факторами посредством сосредоточения на предстоящей двигательной задаче и «отключения» от внешних раздражителей с переходом во «внутренний круг внимания».
Психическая мобилизация в гимнастике, в отличие от непрерывной деятельности игрового типа, структурирована по принципу «от попытки к попытке» и требует навыков пофазного психологического переключения. На соревнованиях это принимает форму о п о с -редованной борьбы с соперником, лишенной реальных возможностей двигательной импровизации, включая оперативную реакцию на действия конкурента. Это требует от гимнаста, прежде всего, владения навыками сосредоточения на собственных эмоционально-волевых процессах, часто носящих характер «борьбы с самим собой».
Работа над гимнастическими упражнениями нередко связана с преодолением чувства страха и требует волевых качеств- решительности, смелости, целеустремленности, настойчивости. Волевая мобилизация гимнаста является также средством высшей концентрации физических усилий, необходимых для выполнения упражнений с максимальным мышечным напряжением. Работа над субъективно опасными гимнастическими упражнениями, а также их многократное выполнение на соревнованиях вызывают значительное нервное утомление, что, соответственно, предъявляет требования к воспитанию эмоциональной выносливости.
Гимнастика, как и другие технико-эстетические виды спорта, основана на непрерывном обновлении соревновательной программы спортсмена и предполагает постоянную трудоемкую учебно-тренировочную работу с высокой степенью мотивации. Без ярко выраженного желания тренироваться, стремления к достижению поставленной цели,
творческого взаимодействия с тренером успех в тренировках и на соревнованиях трудно достижим.
Наконец, как технически сложный вид спорта, гимнастика требует от занимающихся достаточно сложной, часто - напряженной интеллектуальной работы и соответствующего теоретико-методического совершенствования, в том числе самосовершенствования.
МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ В ГИМНАСТИКЕ
Учебно-тренировочный и соревновательный процесс в современной спортивной гимнастике не могут успешно осуществляться без учета психологического фактора в подготовке. Первым шагом к решению задач психологической подготовки является диагностика психических состояний занимающихся.
Существует значительное число современных методов психодиагностики, употребимых в спортивной гимнастике. Часть из них, по преимуществу педагогических, доступна самому тренеру-педагогу и должна быть в определенной степени им освоена. Другие методы применяются специалистами-психологами.
Диагностика свойств личности спортсмена в значительной степени доступна для практикующего тренера.
Наблюдение за поведением, психическими реакциями, особенностями эмоциональных и интеллектуальных проявлений учеников -один из необходимых компонентов педагогической работы тренера. Важно однако, чтобы такие наблюдения не ограничивались житейским опытом тренера, а по возможности делались на грамотной, научной основе, опирались на использование специальной литературы и консультации специалистов.
Экспертные оценки позволяют обобщать независимые друг от друга наблюдения и формировать достаточно объективную картину при описании личности спортсмена. Они могут осуществляться как с привлечением специалистов-психологов, так и силами коллектива тренеров, педсовета.
Эксперимент позволяет спровоцировать изучаемые психические явления, изменяя условия, в которых они могут проявляться. В эксперименте можно многократно воспроизводить изучаемую ситуацию, Добиваясь непротиворечивой, достоверной картины.
Анкетирование и опросы дают возможность изучать биографические, личностные данные спортсмена, полученные из его собственных рук.
374.
Спортивная гимнастика
Психологичсская подготовка в гимнастике
375
Тестирование представляет собой род задания, выполняемого в стандартизованной форме. Результаты тестирования могут быть обработаны с получением полезных количественных данных. Эффективны т.н. прожективные методы, позволяющие условно переносить испытуемого в модельную ситуацию, проявляя тем самым свойства своей личности, наклонности, особенности психического состояния (методы Роршаха, ТАТ и др.). Используются также психомоторные тесты, основанные на изучении внешних экспрессивных проявлений человека (мимики, жестикуляции, оттенков речи, рисунков с заданной установкой и др.). В спортивной психологии применяются также тесты для исследования «уровня притязания» на успех, основанные на показателях выбора задач различной трудности.
Диагностика психофизиологических особенностей спортсмена позволяет исследовать отдельные проявления высшей нервной деятельности: силы, подвижности, динамичности лабильности нервной системы, баланса возбудительного и тормозного процессов в нервной системе. Для этого используются разнообразные инструментальные методы измерения реакций человека на зрительные, слуховые, тактильные раздражители.
Диагностика функциональных состояний спортсмена позволяет исследовать функциональный фон, на котором проявляются те или иные психические реакции спортсмена. В частности, существуют методы исследования психической напряженности спортсменов, которая может носить как оптимальные формы и содействовать психической мобилизации на тренировках и во время соревнований, так и запредельный, патологический характер. Один из доступных для тренера путей оценки функционального состояния спортсмена -применение опросника типа САН (самочувствие, активность, настроение).
МЕТОДЫ ПСИХО- И САМОРЕГУЛЯЦИИ Б ГИМНАСТИКЕ
Психорегуляция, как вид подготовки, принципиально аналогична технической или физической подготовке спортсмена. Это означает, что тренер и спортсмен не довольствуются естественными изменениями, происходящими в психической сфере гимнаста по мере спортивного его совершенствования, приобретения опыта, а целенаправленно работают над необходимыми качествами, осваивая доступные эффективные методы и приемы воздействия на психичес-
кое (в том числе собственное) состояние, эмоциональный фон, элементы поведения.
Психолого-педагогические методы воздействия на ученика наиболее доступны и составляют тот важный воспитательный фон, который должен быть нормой в учебно-тренировочной работе и на соревнованиях. Ключевыми в данном случае являются словесные методы, применяемые в форме обращений, рекомендаций, советов, указаний, замечаний, бесед, разборов, моральных внушений и т.п. Вместе с тем крайне важен личный пример, которым тренер может воздействовать на учеников, включая внешние признаки его поведения, речи, реакций на события, действия учеников, их успехи и неудачи и др. Важную роль в воспитании гимнастов, в решении задач тренировки, формирования поведения на соревнованиях играет деловой и моральный климат в коллективе, команде.
Методы внушения, как инструмент профессионального психического воздействия, относятся к области психотерапии и доступны только специалистам. Они могут применяться в исключительных случаях как средство борьбы с фобиями, стойкими защитными реакциями, психологическим «зажимом», явлениями патологического безволия и др. Примером простейшей формы внушения может служить прием, получивший название «эффекта плацебо», когда спортсмену вместо реального препарата дают «пустышку» (например, таблетку питьевой соды), внушая, что это - эффективное средство от боли, волнения и т.д. Положительный эффект, часто имеющий при этом место, объясняется исключительно внушением и самовнушением.
Методы саморегуляции в гимнастике - наиболее действенный путь упорядочивания психики спортсмена, его эмоциональной сферы, поведения. Успехи выдающихся мастеров как правило связаны, в частности, с их умением самостоятельно управлять своим психическим состоянием. Одним из элементов психической саморегуляции является идеомоторика, позволяющая формировать и уточнять двигательные представления, настраиваться на исполнение движения. Чем опытнее гимнаст, чем лучше он чувствует движение и стабильнее выполняет его практически, тем совершеннее его идео-моторные представления. И наоборот: чем точнее воспроизводятся действия-движения в воображении гимнаста, тем надежнее управление реальным движением. Поэтому «мысленная тренировка» может быть одним из весьма эффективных методов как формирования, так и подкрепления и совершенствования двигательного навыка. Особенно важно применение идеомоторики при подготовке к исполнению упражнения на оценку, в том числе в случаях, когда приходится идти на попытку без специальной разминки.
376. |
Спортивная гимнастика
Другими методами саморегуляции, важными для гимнастов, являются элементы самовнушения. Один из таких известных методов -аутогенная тренировка (AT), благодаря которому спортсмен может, путем внутреннего словесного самовнушения, регулировать свое состояние, снижая степень возбуждения, нервного возбуждения, изменяя мышечный тонус и др. Вариантом AT является т.н. п с и х о р е -гулирующая тренировка (ПРТ), позволяющая не только управлять относительно простыми формами ощущений, но и концентрировать психическое воздействие на более тонких процессах, связанных с двигательными представлениями.
ПСИХИЧЕСКАЯ НАДЕЖНОСТЬ В ГИМНАСТИКЕ
Психическая надежность в гимнастике зависит от целого ряда факторов, связанных как с врожденными свойствами психики спортсмена, его характерологическими и личностными данными, так и со степенью овладения методами и конкретными приемами психической саморегуляции. В этом отношении наиболее важны такие факторы, как:
- точность и надежность установки на исполнение упражнения: чем яснее гимнаст формирует в своем сознании «пусковой» образ действия-движения, тем надежнее его последующее исполнение;
-точность и разнообразие о щу щ е н и й, на которых строится контроль действия-движения; чем шире «сенсорное поле», на котором воспринимается и контролируется движение, тем надежнее исполнение;
-скорость обработки информации,получаемойв процессе чувственного восприятия исполняемого упражнения; данная скорость зависит от подвижности нервно-психических, интеллектуальных процессов в сознании и подсознании спортсмена, его текущего функционального состояния, степени освоенности данного движения, спортивного опыта гимнаста;
-психическая выносливость как фактор надежности; чем «свежее» спортсмен к моменту исполнения упражнения (включая нервно-психическое, эмоциональное состояние), тем надежнее его действия;
-владение приемами с а м о р е г у л я ц и и; умелое использование приемов AT, ПРТ и др. позволяет не только оптимально настроиться на выполнение упражнения, выступление в целом, но и, в определенной степени, преодолеть негативное действие таких факторов как утомление со снижением скорости обработки информации и др.;
Психологическая подготовка в гимнастике _____________________ _____ 377
-оптимальность избранного уровня притязания на успех; спортсмен, необоснованно завышающий или, напротив, занижающий свои реальные возможности, не может рассчитывать на надежное выступление.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕНИРОВКИ В ГИМНАСТИКЕ
Успех учебно-тренировочного процесса в гимнастике в значительной степени определяется психологическими факторами. Решающую роль в данном случае играют волевые качества гимнаста, помогающие строить работу согласно рациональному плану обучения, тренировки, подготовки к соревнованиям. Воспитание этих качеств при участии тренера, коллектива и посредством самовоспитания - одно из важнейших направлений работы тренера и его учеников. Для этого используются многочисленные организационно-педагогические приемы, основные из которых:
- систематическое обращение к соревновательным упражнениям и к работе по соревновательной модели, включая режим подходов к снаряду, выполнение на оценку и др.;
- поощрение удачных исполнений не только формальной оценкой, но и педагогическими средствами - похвалой, условной (хотя бы шуточной) премией и др.; неудачные (если их можно действительно поставить в вину исполнителю) соответственно порицаются или «штрафуются» в педагогически приемлемой форме и с учетом психики спортсмена;
- по мере роста утомления в тренировке - повышение требований к самоконтролю; тренер должен обращать особое внимание на осознанность, ответственность, тщательность действий учеников, на недопустимость работы «по инерции»;
- применение соревновательных, игровых форм работы с использованием форм гандикапа, позволяющих вовлекать в состязание одновременно гимнастов разного уровня подготовленности;
- тренировка в условиях, ужесточающих режим работы с сравнении как с обычными занятиями, так и соревнованиями - за счет сокращения или полного исключения разминки, специальной разминки (при соблюдении норм безопасности), уменьшения интервалов отдыха, помощи, подсказок и т.д.;
- проведение тренировочных занятий в непривычных условиях, на новых снарядах, в измененной экипировке, утяжеленных костюмах и т.п.;
378
Спортивная гимнастика
- изменение плановых задач тренировки, состава комбинации, в том числе в связи с новыми тактическими установками, исполнение некоторых относительно новых для гимнаста упражнений «с листа»;
- применение самостоятельных занятий в отсутствие тренера или с ограничением его ролью наблюдателя;
- поочередное назначение членов команды условным лидером команды, а также ассистентом тренера, выпускающим тренером, страховщиком, «консультантом на виде» и т.п.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ГИМНАСТИКЕ
Концепция психологической готовности определяется следующими основными моментами (по Е.Г. Козлову):
- в процессе подготовки к соревнованиям у гимнаста должна быть сформирована установка на определенный тип поведения в данных соревнованиях и на определенный результат, соответствующий уровню готовности спортсмена, но требующий от него достаточно высокой степени мобилизации;
- соответственно избранной установке в процессе соревнований должна поддерживаться определенная степень психической напряженности, являющаяся мобилизующим фактором. Всякое отклонение от оптимального состояния приводит либо к апатии, либо к преждевременному «перегоранию» спортсмена;
- как в ходе подготовки к выступлению, так и в процессе соревнований необходима текущая корректировка психического состояния гимнаста средствами психической регулции и саморегуляции;
- в соответствии со структурой соревновательных действий гимнаст должен, при участии тренера или специалиста-психолога отработать собственные приемы саморегуляции в расчете на каждую из характерных фаз соревновательной деятельности: «до вызова» - «после вызова» -«в исходном положении».
VII.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
В ГИМНАСТИКЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Воспитательная работа - необходимый элемент всего педагогического процесса работы с гимнастами и гимнастками любого возраста и уровня подготовленности.
Основная задача воспитания на начальных этапах занятий спортом заключается в том, чтобы привить ученикам интерес к занятиям, любовь к избранному виду спорта. Без должной мотивации к занятиям спортом принципиально невозможно добиться сколько-нибудь заметного успеха.
По мере углубления в специализированные формы обучения и тренировки, нарастания тренировочных нагрузок особенно важным становится воспитание морально-волевых качеств гимнастов. Прежде всего это целеустремленность, трудолюбие, дисциплинированность, терпеливое отношение к неудачам, уважительное отношение к тренерам и товарищам.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Гимнастика - технически сложный вид спорта, успехи в котором во многом зависят не только от двигательных способностей, моторного таланта спортсмена, его физической трудоспособности, но и от мыслительной работы, знания основ теории и методики подготовки в спортивной гимнастике.
Основными задачами теоретической подготовки в гимнастике являются: освоение знаний по технике упражнений, закономер-
380 |
Спортивная гимнастика
ностей обучения движениям, научных основ формирования физических, психофизических и психических качеств, принципов и методов управления спортивной формой, планирования и контроля нагрузок, основ врачебного контроля и самоконтроля, построения режима работы и отдыха, правил личной гигиены, закаливания, принципов питания в спорте. Для гимнастов важны также навыки составления комбинаций произвольных упражнений, их оценки, значение принципов и правил судейства.
Методика теоретической подготовки и воспитания культуры занимающихся включает в себя использование всех доступных тренеру и спортсмену средств и форм деятельности, содействующих активизации и повышению эффективности их мышления, расширению теоретической подготовленности и повышению профессиональной и общ