Упражнения для улучшения техники разбега

1. Опираясь о стену на расстоянии шага, бег на месте с высоким подниманием бедра;

2. Бег с высокого старта с ускорением (20-30 м);

3. То же с наскоком на мостик и отталкиванием; длина разбега -индивидуальная;

4. Бег с преодолением сопротивления зафиксированного сзади рези­нового жгута (бинта);

5. Бег в гору с высоким подниманием бедра;

6. Бег с высоким подниманием бедра на полужестком мате, по воде, по песку.


физическая подготовка ____________  ________________________ 337

КОМПЛЕКСНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ1 (ДЛЯ МУЖСКИХ ГРУПП УТ)

Вариант 1.

1. Акробатическая дорожка: 5 сальто вперед подряд (два подхода);

2. Там же: 3 темповых сальто назад (два подхода);

3. Канат 4 м. Лазанье в висе углом (два подхода);

4. Брусья. Из стойки на руках: мах вперед - махом назад стойка с поворотом кругом - мах вперед (два подхода по 5 раз);

5. Кольца. Подъем силой с прямым телом - угол - оборот вперед силой согнувшись в угол - силой, согнув руки, стойка согнувшись -опускание в вис прогнувшись - горизонтальный вис сзади - опускание в вис сзади - силой вис согнувшись - опускание в вис углом (все статичес­кие положения держать 3 с, 1 подход);

6. Конь. Первый подход - 10 прямых скрещений. Второй подход -20 кругов поперек на теле.

Вариант 2.

1. С прыжковой платформы или коня акробатические прыжки на стан­дартную опору в доскок: 3 сальто вперед согнувшись, 3 сальто назад в группировке;

2. Канат. Подъем в висе углом - опускание «через одну руку» (два подхода);

3. Брусья. С наскока в вис углом - подъем разгибом в угол - силой прогнувшись, согнутыми руками стойка на руках - опускание в стойку на плечах - силой прямым телом - стойка на руках - опускание в гори­зонтальный упор ноги врозь (все статические положения держать 3 с, 1 подход);

4. Стоя у опоры боком (3-я позиция): махи, приставленной левой, правой - вперед, в сторону, назад (15 раз в каждую сторону);

5. Кольца. Силой, сгибая руки вис прогнувшись - подъем разгибом в угол - силой, прогнувшись, сгибая руки стойка на руках - опускание в

1 Данные комплексы предназначены для проведения после разминки или в Конце первой тренировки. По содержанию и нагрузке они сориентированы на «среднестатистического» гимнаста. Предполагается, что тренеры, работающие с гимнастами, гимнастками разной степени подготовленности, должны сами вне­сти коррективы в предлагаемые комплексы, учитывая при этом индивидуальные особенности базового и текущего физического состояния своих учеников, а так­ие оперативные задачи подготовки.


(


         
   


338

Спортивная гимнастика

упор - силой оборот назад в упор - угол - оборот вперед прогнувшись в вис прогнувшись - медленное (5 с) опускание в вис (все статические положения держать 3 с, 1 подход); 6. Конь: 25 кругов поперек на теле.

КОМПЛЕКСНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (ДЛЯ МУЖСКИХ ГРУПП СС)

Вариант 1.

1. Акробатическая дорожка. Первый подход: 4-5 переворотов на­зад - сальто назад прогнувшись; второй подход: сальто назад - сальто вперед (в темпе), подряд 4 раза;

2. Брусья. С наскока вис углом - подъем разгибом в угол - силой, прогнувшись, сгибая руки, стойка на руках - опускание в стойку на плечах прямым телом - силой с плеч стойка на руках - опускание в горизонтальный упор - упор углом ноги врозь вне (все статические по­ложения держать 3 с, 1 подход);

3. Стоя у опоры боком (3-я позиция): махи приставленной левой, пра­вой ногой - вперед, в сторону, назад (15 раз в каждую сторону);

4. Конь без ручек. «Проходка» кругами двумя на теле поперек впе­ред, поворот кругом и обратно (2 линии коня в одном подходе);

5. Кольца. Силой прямыми руками вис прогнувшись - подъем назад в упор (ноги горизонтально или выше) - упор углом - силой прогнувшись согнутыми руками стойка на руках - опускание в упор и оборот назад в стойку на руках - опускание в упор руки в стороны - опускание вперед в вис согнувшись (все статические положения держать 3 с, 1 подход);

6. Канат. Подъем в висе углом, опускание в висе углом «через одну руку» (два подхода).

Вариант 2.

1. Канат. Подъем в висе углом, опускание в висе углом «через одну руку» (два раза подряд);

2. С прыжковой платформы или коня акробатические прыжки на стан­дартную опору в доскок: 3 сальто вперед в группировке, согнувшись, согнувшись с поворотом кругом; 3 сальто назад: в группировке с ран­ним разгибанием, то же согнувшись, прогнувшись;

3. Кольца. Силой, прогнувшись, прямыми руками переворот в гори­зонтальный вис сзади - силой вис прогнувшись - вис согнувшись - подъем разгибом в угол - силой, прогнувшись, стойка на руках - опускание в


физическая подготовка ____________________________________________ 339

стойку руки в стороны - опускание в вис прогнувшись (статические положения держать 3 с, 1 подход);

4. Из стойки у опоры боком, левая, правая вперед (90°) махи: вперед, в сторону, назад (15 раз в каждую сторону);

5. Конь без ручек. «Проходка» кругами поперек вперед - поворот кругом - проход обратно (3 линии коня в подход).

КОМПЛЕКСНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (ДЛЯ ЖЕНСКИХ ГРУПП УТ)

Вариант 1.

1. Параллельные брусья. Размахивание в упоре (прямым телом) -третьим махом стойка на руках (обозначить) - поворот кругом в стойке (самостоятельно или с помощью) - мах вперед - махом назад стойка на руках (два подхода по три раза);

2. Канат (3 м). Подъем без помощи ног, опускание «через одну руку» (два подхода);

3. С прыжковой платформы или коня акробатические прыжки: 2 саль­то вперед в группировке, 2 сальто согнувшись, 2 сальто назад в группи­ровке, 2 сальто согнувшись на стандартную опору в доскок;

4. Кольца. Два маха прямым телом в висе, третьим - вис прогнув­шись - вис согнувшись - опускание в вис сзади - сгибая ноги подъем в горизонтальный вис сзади, держать 2 с (два подхода; в отдельных слу­чаях допускается помощь);

5. Стойка на руках согнувшись (тазобедренный угол 10-15°); вы­полняется с опорой спиной о гимнастический мостик, покрытый матом и прислоненный к стене под углом 15-20° (3 подхода по 3 раза);

6. Из виса на в/ж круги прямым телом над н/ж; два подхода по 6 кругов.

Вариант 2.

1. Параллельные брусья. Из упора лежа ноги врозь на концах жер­дей лицом внутрь, махи вперед и назад (до горизонтали) - махом вперед Упор углом (держать 2 с) - сед ноги врозь в упоре сзади - перехват впе­ред в упор и т.д. (повторение упражнения по всей длине жердей);

2. Стоялки. Упор углом - силой, согнувшись, прямыми руками, ноги вместе, стойка на руках («спичаг») - опускание согнувшись в упор уг­лом ноги врозь вне - спичаг ноги врозь - опускание через горизонталь­ный упор ноги врозь (с помощью);


340.


Спортивная гимнастика


физическая подготовка _______________________________.____ ____ 341


 


3. Канат (3 м). Подъем без помощи ног, опускание медленное «через одну руку»; один раз.

4. Гимнастическая скамейка, с помощью. В стойке на руках про­дольно отжимание с опусканием головой ниже уровня опоры (2 подхода по 3 раза).

5. Бревно или высокая опора. Из стойки боком к опоре медленные круговые перемахи левой, правой вперед - в сторону - назад через опо­ру, корпус прямо (3-4 раза каждой ногой);

6. Акробатическая дорожка. Перевороты вперед с двух на две по всей длине дорожки (два подхода).

КОМПЛЕКСНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (ДЛЯ ЖЕНСКИХ ГРУПП СС)

Вариант 1.

1. Кольца. Из виса глубоким хватом подъем силой в упор, 2-3 разма­хивания в упоре прямым телом (два подхода);

2. «Грибок». Три-четыре круга двумя (три подхода);

3. С платоформы для прыжков или коня акробатические прыжки на стандартную опору в доскок: 3 вперед в группировке, то же согнув­шись; 3 сальто назад в группировке с ранним раскрыванием, то же про­гнувшись.

4. Бревно или высокая опора. Из стойки боком к опоре медленные круговые перемахи ногой (левой, правой) вперед - в сторону - назад через опору, корпус прямо (три-четыре раза каждой ногой);

5. Подъемы силой-темпом в стойку на руках с использованием упругой опоры (резиновый бинт, натянутый между двумя стойка­ми): из стойки на руках опускание и с отталкиванием ногами от опо­ры с прямыми руками и прямым телом выход в стойку (2 подхода по 5 раз);

6. Канат 3 м. Лазанье без помощи ног два раза подряд.

Вариант 2.

1. Акробатическая дорожка: 3 сальто вперед подряд (два подхода);

2. Н/ж. Из упора 5 отмахов в стойку (2 подхода);

3. Стоялки. Упор углом - «спичаг» ноги вместе - опускание согнув­шись в высокий угол - «спичаг» ноги вместе - опускание согнувшись в упор ноги врозь вне - спичаг ноги врозь - медленное опускание через горизонтальный упор ноги врозь (с помощью);


 

4. Бревно или высокая опора. Из стойки боком медленные круговые перемахи левой, правой вперед - в сторону - назад через опору, корпус прямо (3-4 раза каждой);

5. Кольца. 2-3 небольших маха - вис прогнувшись - вис согнувшись -горизонтальный вис сзади (держать 3 с) - вис согнувшись - опускание в вис углом (держать 3 с).

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ДИАГНОСТИКИ И КОНТРОЛЯ ЗА ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ

Главным методом педагогического контроля за СФП в гимнастике является научное тестирование - строго определенная процедура про­ведения испытаний и оценки состояния спортсменов с помощью тестов, отвечающих основным положениям тестологии об информативности, объективности и надежности.

Информативность многих спортивных, в данном случае гимнастических, тестов по физической подготовленности (т.е. степени соответствия теста своему метрологическому назначению - измерять какое-либо двигательное качество, влияющее на спортивный резуль­тат) с возрастом и изменением уровня подготовленности гимнаста осла­бевает или исчезает вовсе. Например: подтягивание в висе лежа на пе­рекладине, отжимание в упоре лежа на скамейках и поднимание ног в висе на гимнастической стенке у 6-7-летних гимнастов утрачивают свою информативность уже в конце 1 -го года обучения, а тест - подтягивание в висе на перекладине теряет информативность к 8-9 годам. В то же время информативность комплекса тестов на скоростно-силовую под­готовленность (бег на 20 м, прыжок в длину с места и лазанье по канату) и гибкость с небольшой корректировкой являются унифицированными и используются на всех этапах подготовки гимнастов и гимнасток.

Должная степень информативности отдельных тестов в представлен­ных ниже комплексах сохраняется применительно к различным возраст­ным группам занимающихся за счет последовательной корректировки определенных требований. Например, у гимнастов в тесте «подъем си­лой на кольцах» - за счет регламентации степени сгибания туловища, у гимнасток в тесте - «подъем разгибом на н.ж.» - путем повышения тре­бований к высоте отмаха и т.д.

Объективность - слабое место в диагностике физической Подготовленности. Этот важный признак во многом зависит от точнос­ти методического описания тест-задания, соблюдения специальных тре­бований в данном описании, исключающих субъективность в определе-


342.


Спортивная гимнастика


физическая подготовка


343


 


нии результата тестирования. Даже незначительный отход от предпи­санных требований, например, к исходной позиции испытуемого, поло­жению частей тела, техническому способу выполнения, может ввести гимнаста в заблуждение и нарушить объективность контроля, особенно если это касается тестов на гибкость и мышечную силу. В этих случаях определение результата тестирования по принципу «считать - не счи­тать» становится затруднительным.

Надежность тестов СФП оценивается по степени соответствия исходного и повторных результатов тестирования. В гимнастике на­дежность теста обеспечивается, с одной стороны, «этапностью» (от­носительным постоянством) измеряемых качеств и показателей под­готовленности, с другой - соблюдением принципов объективности и стандартности тестирования, т.е. во всех случаях строго одинаковой процедурой проведения тестов согласно предписанным для данного теста правилам.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИСПЫТАНИЙ (СОРЕВНОВАНИЙ)

ПО СФП

Успешность тестирования зависит от соблюдения ряда требований к организации и методике данной работы. Основные из них:

- перед проведением испытаний по СФП в зале необходимо опреде­лить места проведения тестов, позволяющие провести работу в соот­ветствии с требованиями к метрологической точности измерения ре­зультатов испытаний и их безопасности (во избежание травм, после финишной линии должно оставаться не менее 5-7 м свободного про­странства);

- необходимо наличие нужного инвентаря и оборудования: секундо­меров (лучше электронных), рейки для разметки сектора прыжков в дли­ну, мела, рулетки для измерения 20-метровой дистанции, каната с нане­сенной на нем стартовой и финишной метками, полужестких матов или тумбы высотой 45-55 см для теста «напрыгивание»;

-для судей необходимо подготовить программу тестирования СФП и специальные методические требования к каждому тесту (см. ниже), а также заранее заготовленные стандартные протоколы регистрации результатов (см. табл. 11);

- программа испытаний по СФП должна строго соответствовать
возрастным данным и подготовленности гимнастов. В межгрупповых
испытаниях участники должны быть одного пола, а в отделениях - од­
ного возраста;


 

- участники должны быть осведомлены о программе испытаний (пол­ной, сокращенной, в отдельных видах и т.д.), критериях оценки резуль­татов и сроках проведения данных соревнований; в крупных региональ­ных соревнованиях программа испытаний по СФП может быть объявле­на накануне;

- в процессе самих испытаний перед каждым заданием участникам напоминаются специфические требования к исполнению теста, акценти­руется внимание на точности положений частей тела, темпе выполне­ния. На конкретных примерах показываются границы выполнения с оценками «считать» - «не считать»;

- в ходе испытаний на виде судья или его ассистент вслух ведет счет количеству повторений (если какое-нибудь из них не засчитывается, объявляется предыдущий счет); в тестах на статику через каждые 5-10 с объявляется время, а в испытаниях на гибкость (задания на пассивную гибкость выполняются одновременно всей группой) сбавки объявляют­ся по ходу выполнения каждого задания;

- в протоколе фиксируется только одна метрическая оценка (с, см, количество повторений, сбавки за ошибки в тестах на гибкость), которая затем по таблице переводится в баллы (см. таблицы тестирования для гимнастов и гимнасток, а также форму сводного протокола, табл. 11);

- при повторных испытаниях следует строго придерживаться усло­вий предыдущего тестирования, если они соответствовали предписан­ным нормам;

- в любых испытаниях по СФП признаки техники выполнения тес­тов, выходящие за рамки, предписанные разработанным для данного теста стандартом, не оцениваются.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТОВ ПО СФП (ДЛЯ ГИМНАСТОВ-МУЖЧИН, рис.1).

1. Че л н о ч н ы й бег 2x10м (для 5-6-летних детей 1-го года обучения) проводится в зале на резиновой или тафтинговой дорожке. Бег выполняется из положения высокого старта. По команде «Марш!» испытуемый берет из квадрата, начерченного перед стартовой линией (30 х 30 см), кубик (размер стороны кубика 50 мм) и пробегает дистан­цию, в конце которой в аналогичном квадрате за финишной линией на­ходится кубик другого цвета; бегун меняет кубики и возвращается на­зад. На старте секундомер включается в момент прикасания к кубику РУкой и выключается, когда замененный кубик по окончании второй части бега коснулся поверхности квадрата. Бросать кубик в квадрат запрещается.




 


346.


Спортивная гимнастика


физическая подготовка


347


 


2. Бег на 20 м с высокого старта также проводит­ся на резиновой или тафтинговой дорожке. У занимающихся 1-го года обучения тест принимают стартер и секундометрист. Стартер стоит сбо­ку от стартовой линии, держа руку перед стартующим. Подавая коман­ду «Марш!», он одновременно отводит руку в сторону, а секундомет­рист включает секундомер. Секундомер выключается при первом пере­сечении финишной линии ногой. В этом испытании возможен повторный старт. Перед испытанием рекомендуется проводить один-два пробных

старта.

3.Прыжок в длину с места. Выполняется в зале на по­мосте для вольных упражнений. От стартовой линии, за которую нельзя заступать, расчерчивается разметка. Через каждые 10 см в зоне предпо­лагаемого приземления наносятся поперечные линии, которые дают воз­можность с точностью до 5 см (по положению пяток) определить резуль­тат прыжка. Выполняются две попытки подряд, засчитывается лучший результат.

4. Л а з а н ь е по к а н а т у (4 м) выполняется без помощи ног из положения сидя ноги врозь. Поднятая вверх рука участника держит ка­нат в месте нижней 4-метровой отметки. Движение начинается по ко­манде «Марш!», секундомер включается, как только ноги оторвутся от мата, и выключается в момент касания рукой верхней метки. Занимаю­щихся 11 лет и старше выполняют лазанье в висе углом ноги врозь (угол между разведенными ногами не менее 90°). При невыполнении этого требования лазанье не засчитывается.

5.Подтягивание в висе на перекладине выполняется хватом сверху без пауз, рывков и размахиваний, одновременным дви­жением рук. Допускается незначительное сгибание в тазобедренных су­ставах, ноги прямые. Каждое повторение начинается из фиксированно­го виса, для этого возможна помощь ассистента. Темп выполнения -средний. Каждое подтягивание считается выполненным, если в высшей точке подъема подбородок располагается над перекладиной. В случае ошибки в одном из повторений, тестирование продолжается, но засчи­тывается предыдущий результат.

6. Поднимание ног до прямого угла в висе на гимнастической стенке выполняется только с прямыми ногами. Опуска­ние ног должно проходить мягко до легкого, безударного касания нога­ми стенки. Чтобы участник мог контролировать положение прямого угла, судья удерживает на нужной высоте руку, обозначая нужную амплиту­ду движения.

7. Угол в висе на гимнастической стенке-Чтобы обозначить допустимый нижний предел опускания ног в положе-нии угла, судья держит руку под ногами испытуемого. Как только ноги


«потеряют угол» и касаются руки проводящего, секундомер выключа­ется.

8. Отжимание в упоре лежа на параллельных гим­настических скамейках. Расстояние между скамейками регулиру­ется под ширину плеч испытуемых. Требуется полное сгибание и выпрямление рук с прямым положением тела. В случае «провалива-ния» живота и неодновременного отжимания руками счет прекра­щается.

9.Отжимание в упоре на брусьях.Засчитывается полное опускание в упор на согнутых руках при полном последую­щем из выпрямлении. Не допускается сгибание в тазобедренных сус­тавах.

10. Поднимание прямых ног из виса углом в высокий уголв висе на гимнастической стенке. Окончанием подъема считается момент касания носками ног рейки над головой. Полное возвращение ног в стартовое положение (прямой угол) обяза­тельно. Движение возобновляется только после касания ногами руки проводящего, обозначающего положение прямого угла.

11.Стойка на голове и руках (держать) выполняется на помосте для вольных упражнений. В случае удержания стойки менее 5 с допускается вторая попытка.

12-17. У п р а ж н е н и я на гибкость и подвиж­ность в суставах (ориентировочные сбавки за ошибки, в до­лях балла, рис. 2).

Шпагаты: левой (правой) вперед, «прямой»:

а) ноги лодыжками касаются пола, руки на полу - 1,0;

б) то же, но руки в стороны - 0,8;

в) ноги до колен касаются пола, руки в стороны - 0,6-0,4;

г) ноги почти полностью прилегают к полу и слегка согнуты -
0,3-0,2;

д) ноги полностью прилегают к полу, носки оттянуты, руки верх -
без сбавки.

Наклон вперед. Выполняется из седа ноги врозь (ноги разведены на 90°):

а) наклон туловища меньше 45° - 1,0;

б) наклон туловища равен 45° - 0,8;

в) наклон туловища больше 45° - 0,6;

г) туловище почти касается пола - 0,5-0,3;

д) туловище касается пола плечами - 0,2-0,1;

е) все точки тела касаются пола, руки вытянуты вверх - 0,0.
Мост (исх. положение - произвольное):

а) ноги и руки значительно согнуты, плечи под углом 45°-1,0;


348____________________________ -______________ — Спортивная гимнастика


физическая подготовка ___________________________________________ 349




б) ноги и руки незначительно согнуты, плечи значительно отклонены
от вертикали - 0,8-0,6;

в) ноги и руки прямые, плечи незначительно отклонены от вертикали -
0,5-0,3;

г) ноги и руки прямые, плечи почти перпендикулярны полу -
0,2-0,1;

д) ноги и руки прямые, плечи перпендикулярны полу - 0,0.
Удержание ноги. Время фиксации - не менее 2 с.

а) Правой, левой вперед, в сторону:

-тело прямое, руки в стороны, нога ниже прямого угла-1,0;

- то же, но нога параллельно полу - 0,8;

- то же, но носок на уровне груди - 0,5;

- то же, но пятка на уровне плеча - 0,3;

- то же, но пятка на уровне уха - 0,1;

- то же, но пятка выше головы - 0,0.

б) Нога назад, руки вверх (2 с):

- нога поднята до 45° - 0,8;

- то же, нога на высоте от 45 до 90° - 0,5;

- то же, нога на высоте от 90 до 135° - 0,4-0,1;

- то же, носок на уровне плеч - 0,0.

 

18. Высокий угол в у п о р е (на брусьях, с 11 лет на помо­сте). Прямые ноги расположены вплотную к туловищу. Допускается отклонение ног от вертикали не более, чем на 10°.

19. Стойка силой согнувшись («спичаг») на брусьях. Выполняется из упора углом (обозначить). Выполнением считается выход в стойку на руках (обозначить). Возвращение в исходное по­ложение упора углом через положение согнувшись. При сгибании рук выполнение не засчитывается (об этом гимнаст заранее предуп­реждается).

20. Подъем силой на кольцах. Выполняется глубоким хватом из фиксированного виса, при взятии глубокого хвата допуска­ется помощь. В подъеме разрешается незначительное сгибание в тазо­бедренных суставах. Обязательно полное выпрямление рук в упоре. Опускание в вис - через согнутые руки. Повторение - из виса на полно­стью выпрямленных руках.

21. Силой согнувшись согнутыми руками
стойка на руках на кольцах. Выполняется из упора уг­
лом (обозначить при каждом повторении). Опора плечами о крепления
Колец не допускается. Засчитывается обозначенная стойка с выпрям­
ленными руками. Опускание из стойки в упор углом выполняется со­
гнувшись. В случае падения из стойки отсчет количества повторений
прекращается.


350.


Спортивнзя гимнастика


Физическая подготовка ___


351


 


22. Горизонтальный вис сзади на кольцах (держать). Приход в вис сзади (прямым телом или прогнувшись) осуществляется произвольно. Секундомер отключается при опускании ног ниже гори­зонтали.

23. Стойка на руках силой согнувшись со­гнутыми руками на брусьях. Выполнением считается обозна­ченная стойка. Опускание в исходное положение - упор углом (обозна­чить) осуществляется согнувшись.

24. Круги двумя на количеств о, на коне с ручками. Начало - произвольное. При неудачном начале (выполнение не бо­лее 5 кругов) разрешается вторая попытка. Техника кругов не оце­нивается.

25. Стойка на руках на помосте, на время. Выход в стойку произвольный. Допускается не более двух переступаний рука­ми. Разрешается вторая попытка.

 

26. Горизонтальный упор на прямых руках ноги врозь на брусьях, для гимнастов 11-12 лет. Выполняется из произвольного положения (упора углом, опусканием со стойки или махом назад и др.). Положение тела прямое или слегка прогну­тое, линия «плечевая ось - голеностопная ось» параллельна жер­дям.

27. Горизонтальный упор на прямых руках. Требования те же, что и для теста 26.

28. Из стойки на плечах силой стойка на р у к а х, на брусьях. Выполняется прямым телом, включая опускание в исходное положение на полностью согнутые руки.

29.Горизонтальный вис спереди на кольцах. При­ход в вис спереди произвольный. Тело прямое. При опускании ног ниже горизонтали секундомер выключается.

30. Стойка на руках силой, прогнувшись (бланш) на кольцах. Выполняется из упора углом (обозначить) через согнутые руки. Тело в упоре прямое или прогнутое без опоры о крепле­ния колец. Стойка на руках обозначается. Опускание со стойки в упор углом - согнувшись.

31.Упор руки в стороны («крест») на кольцах (с 15 лет). Разрешается глубокий хват. В «кресте» плечи не выше верхнего края колец. Допускается незначительное провисание в плечах (кисти на уров­не головы). Кисти с кольцами, туловище и ноги должны располагаться в одной плоскости.

32. Стойка на руках на кольцах (держать). Приход в стойку произвольный. Выполненной считается стойка на прямых рУ" ках без касания крепления колец.


МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТОВ ПО СФП (ДЛЯ ГИМНАСТОК, рис. 3)

1. Челн очный бе г2х Юм (для детей 5-6 лет 1-го года обуче­ния)1.

2. Бег на 20 мс высокого старта.

3. Прыжок в длину с места.
4.Лазанье по канату(Зм).

5. Подтягивание в висе на верхней жерди р/в брусьев или на перекладине.

6. Поднимание ног до прямого угла в висе на гимнастической стенке.

7. Угол в висе на гимнастической стенке.

8.Отжимание в упоре лежа на параллельных гимнас­тических скамейках.

9. Отжимание в упоре на брусьях.

10.Поднимание прямых ног из виса углом в высокий угол в висе на гимнастической стенке.

11.Стойка на голове и руках.

12-18.У пражн ения на г и б к о с т ь: шпагаты, наклон впе­ред, мост, удержание ноги.

19. Высокий угол в упоре п р о д о л ь н о на бревне. При выполнении ноги должны быть параллельно туловищу. Допускает­ся отклонение от вертикали не более, чем на 10°.

20. Переворот в упор силой на верхнюю жердь р/в брусьев. Выполняется с прямыми ногами, без рывков и пауз. Засчиты-вается выполнение только на прямые руки. Опускание в вис выполня­ется «сползанием» через согнутые руки, сдержанно. Для предупрежде­ния размахивания и фиксации виса необходима помощь ассистента, стоящего под н.ж.

21. Стойка на руках силой согнувшись, прямыми руками («спичаг») из упора уг­лом ноги врозь вне(обозначить) на бревне продольно. Разрешается страховка в стойке для предупреждения возможного падения. Требования: прямые руки и ноги, самостоятельное опус­кание в и.п.

22. Из упора на н.ж. отмах в вис - подъем Разгибом. Учитывается высота отмаха: для занимающихся 8-10

' Методику тестирования в упражнениях 1-18, 24, 25, 27 см. выше, в разделе Методики тестирования для гимнастов-мужчин.


352_________________________________________ — Спортивная гимнастика


физическая подготовка ____________________________________.^__^_ 353

лет - носки не ниже уровня жерди, для 11-13-летних - не ниже горизон­тали (30°), для 14-летних и старше - не ниже 45°.

23.Напрыгивание на горку матов. Высота горки: для 8-10-летних - 45 см, для 11-летних - 50 см, для 12-13 лет - 55 см. Тестирование проводится на помосте для вольных упражнений, на по­лужесткую опору. Оценивается количество повторений за 1 мин.

24. Стойка на руках на помосте.

25. Горизонтальный вис сзадинан/ж.

26. Горизонтальный вис спереди на жерди ноги врозь. Таз и спина должны составлять горизонтальную линию по от­ношению к полу, разведение ног и тазобедренный угол не лимитиру­ются.

27. Стойка силой согнувшись («спичаг») на стоялках или низких параллельных брусьях. Выполняется из упора углом (обо­значить).

28.Махом стойка на руках на нижней жерди р/в бру­сьев. Выполняется прямыми руками, в темпе. В случае касания ногами в/ж упражнение прекращается. Оценивается количество повторений, вы­полненных без пауз.

29. Круги прямым телом в висе на в.ж. Выполня­ются в любую удобную для гимнастки сторону на брусьях, сведен­ных таким образом, чтобы при прохождении виса спереди н.ж. была под голенью. Перед началом разрешается качнуть гимнастку в сто­рону.

ТЕСТИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Ниже приводятся данные для тестирования гимнастов и гимнасток различных возрастных групп по всем основным видам физических ка­честв. Каждый тест представлен в шкальной метрической форме (санти­метры, секунды, количество повторений, размер сбавок и др.) с перево­дом в баллы. Применяется 10-балльная шкала оценки с десятью разря­дами по 0,5 балла в каждом. В пределах каждого разряда дается тот или иной размах величин, полученный при тестировании, соответственно чему выставляется оценка в баллах. В определенных случаях тренеру, производящему тестирование, предоставляется возможность на свое Усмотрение уточнять оценку в баллах с учетом качества исполнения Упражнения.

В табл. 11 приводится форма сводного протокола индивидуального тестирования.




 




 




 




 




 




 




Физическая подготовка ____________  ________________________ 367

МОНИТОРИНГ РОСТО-ВЕСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГИМНАСТОВ

На протяжении всего многолетнего периода подготовки гимнастов и гимнасток показатели их физической подготовленности существенно меняются. Одновременно сильные изменения претерпевают важные для занятий гимнастикой тотальные морфологические показатели - длин-нотные показатели тела (рост и его производные) и показатели веса тела. От тех и других в значительной степени зависят многие другие показате­ли, в том числе показатели, характеризующие физические, двигатель­ные возможности занимающихся. Так, с увеличением (при прочих рав­ных условиях) роста и других длиннотных показателей тела замедляет­ся быстрота некоторых движений, увеличивается период колебатель­ных движений в висах и упорах, уменьшаются показатели относитель­ной силы и др. Аналогичным образом влияет на параметры действий и движений изменение веса тела гимнаста. На росто-весовые показатели оказывают влияние не только естественные возрастные изменения, про­исходящие с юными гимнастами, но и процесс целенаправленной общей и специальной физической подготовки. Все такие изменения должны тщательно отслеживаться в процессе многолетней работы с гимнастами и гимнастками. Этой цели могут служить статические данные монито­ринга росто-весовых показателей, приводимые ниже. В табл. 12-15 даются (по возрастным категориям) среднестатистические показатели длины и веса тела гимнастов и гимнасток в виде средней арифметичес­кой величины (- X +) и величин среднего квадратического отклонения как в сторону отставания от среднего показателя («-»), так и в сторону его превышения («+»). Отклонение, равное 1а (одна «сигма»), считается незначительным, отклонение в 2а - умеренным, а в За - значительным. Отслеживая таким образом изменения росто-весовых показателей по го­дам, тренер может строить характеристический график, отражающий динамику морфологического, общефизического развития гимнаста.


368  ______________________________________ — Спортивная гимнастика


Физическая подготовка ____________________________________________ 369


 




 


 




 


VI.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ГИМНАСТИКЕ

Занятия спортом, в том числе гимнастикой, формируют личность че­ловека, его эмоциональную сферу, помогают воспитывать волевые ка­чества, часто давая эффект, трудно достижимый другими способами. Одновременно с этим спорт связан с преодолением психически весьма сложных состояний, требующим специальной подготовки.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОМОТОРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ

Гимнастика относится к т.н. технико-эстетическим видам спорта, специфика которых заключается, прежде всего, в управлении движени­ями собственного тела в зависимости от ранее заданной программы и в искусственности двигательных форм, являющихся предме­том соревнований.

Чувственное восприятие гимнаста (в отличие, напри­мер, от игровых видов и единоборств, где решающую роль играют пер­цептивный образ изменяющегося внешнего окружения и двигательные ситуации, зависящие от партнера или соперника) прежде всего направ­лено на собственные ощущения, поэтому наиболее благоприятный пси-хотип гимнаста-т.н. интроверт, т.е. человек, преимущественно склон­ный к контролю своего внутреннего состояния.

Сенсомоторика гимнаста базируется, по преимуществу, на восприятиях, связанных с мышечно-двигательной (проприоцептивной), зрительно-вестибулярной и тактильной чувствительностью; в меньшей степени - со слухом. Важную роль играет также чувство т е м п о -ритма движения. При этом особенно важное значение имеют п а -раметрические дифференцировки, т.е.способность


Психологическая подготовка в гимнастике _____________________________ 37 1

как воспринимать количественные изменения в движении, так и актив­но корректировать в связи с этим свои действия-движения.

Требования к скорости двигательной реакциив гимнастике специфичны. В сравнении с игровыми и т.п. видами спорта они не столь высоки, однако по мере совершенствования двигательного навыка и возрастания мастерства спортсмена, ско­рость конструктивного ответа исполнителя на возможные измене­ния движения возрастает, приближаясь в отдельных случаях к ско­рости т.н. простой двигательной реакции. То есть реакции ан­тиципации в гимнастике связаны со способностью спортсмена оперативно отслеживать не столько движение внешних объектов, сколько процесс движения собственного тела и его звеньев, отражен­ный, в основном, зрительным и вестибулярным восприятием, и на этой основе экстренно прогнозировать дальнейшие события и возможные целесообразные действия. Наряду с относительно медленными и уме­ренно быстрыми движениями, доступными для непрерывного или изби­рательного управления на основе анализа потока ощущений, в гимна­стике используется большое число быстрых, импульсных движений (например, отталкиваний), практически недоступных для оперативного управления и доступных для коррекции только при повторных испол­нениях.

Процесс исполнения гимнастических упражнений, особенно при обу­чении, требует навыков концентрации внимания на основных объектах управления движением. Наиболее успешно решение связан­ных с этим задач удается гимнастам с темпераментами силь­ного уравновешенного типа, т.е. - сангвиническим и флегматическим. При исполнении и освоении гимнастических упражнений важную роль играет доступный спортсмену объем внимания и связанная с ним эффективность самоконтроля действий-движений. При освоении относительно быстрых движений гимнаст, как правило, зат­рудняется одновременно контролировать более 3-4 осознаваемых объек­тов, связанных с чувственным восприятием собственных действий. Этим обусловливаются ограничения, налагаемые на постановку задач при обучении, связанных с управлением двигательным действием.

Кардинальную роль в освоении и исполнении гимнастических уп­ражнений играют разнообразные двигательные представ­ления (основанные как на ощущениях, так и на осмыслении упражне­ния), которые формируются в процессе обучения и совершенствуются на протяжении всей исполнительской практики. Работа гимнаста в ре­жиме «попытка - отдых - попытка», в значительной степени опирается На двигательные представления в форме идеомоторики, т.е. мыс­ленного действия. Овладение приемами идеомоторной настройки на


372


Спортивная гимнастика


Психологическая подготовка в гимнастике


373


 


исполнение упражнения - один из важных элементов обучения, трени­ровки и соревновательной подготовки гимнаста.

Освоение и исполнение гимнастических упражнений строится по пси­хологической канве субъективных ощущений, играющих роль чувствен­ных «опорных точек»; при обучении конкретному упражнению гимнаст должен уметь осознанно и целенаправленно строить систему таких ощу­щений, лежащую в основе управления движением. Важную роль при этом играют словесные методы, содействующие осознанию спортсменом собственного двигательного действия.

Для занятий гимнастикой, как в учебно-тренировочном процессе, так и на соревнованиях, характерны состояния высокой э моциональ-ной напряженности, требующие владения навыками психи­ческой саморегуляции.В гимнастике, в особенности на этапе высшего мастерства, требуются свойства психики и навыки психологи­ческой настройки, позволяющие бороться со сбивающими фак­торами посредством сосредоточения на предстоящей двигательной задаче и «отключения» от внешних раздражителей с переходом во «внут­ренний круг внимания».

Психическая мобилизация в гимнастике, в отличие от непрерывной деятельности игрового типа, структурирована по прин­ципу «от попытки к попытке» и требует навыков пофазного психологи­ческого переключения. На соревнованиях это принимает форму о п о с -редованной борьбы с соперником, лишенной реальных воз­можностей двигательной импровизации, включая оперативную реакцию на действия конкурента. Это требует от гимнаста, прежде всего, владе­ния навыками сосредоточения на собственных эмоционально-волевых процессах, часто носящих характер «борьбы с самим собой».

Работа над гимнастическими упражнениями нередко связана с пре­одолением чувства страха и требует волевых качеств- реши­тельности, смелости, целеустремленности, настойчивости. Волевая мобилизация гимнаста является также средством высшей кон­центрации физических усилий, необходимых для выполнения упражне­ний с максимальным мышечным напряжением. Работа над субъективно опасными гимнастическими упражнениями, а также их многократное выполнение на соревнованиях вызывают значительное нервное утомление, что, соответственно, предъявляет требования к воспи­танию эмоциональной выносливости.

Гимнастика, как и другие технико-эстетические виды спорта, осно­вана на непрерывном обновлении соревновательной программы спорт­смена и предполагает постоянную трудоемкую учебно-тренировочную работу с высокой степенью мотивации. Без ярко выраженного желания тренироваться, стремления к достижению поставленной цели,


творческого взаимодействия с тренером успех в тренировках и на со­ревнованиях трудно достижим.

Наконец, как технически сложный вид спорта, гимнастика требует от занимающихся достаточно сложной, часто - напряженной интел­лектуальной работы и соответствующего теоретико-мето­дического совершенствования, в том числе самосовершен­ствования.

МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ В ГИМНАСТИКЕ

Учебно-тренировочный и соревновательный процесс в современной спортивной гимнастике не могут успешно осуществляться без учета пси­хологического фактора в подготовке. Первым шагом к решению задач психологической подготовки является диагностика психических состо­яний занимающихся.

Существует значительное число современных методов психодиагно­стики, употребимых в спортивной гимнастике. Часть из них, по преиму­ществу педагогических, доступна самому тренеру-педагогу и должна быть в определенной степени им освоена. Другие методы применяются специалистами-психологами.

Диагностика свойств личности спортсмена в значительной степени доступна для практикующего тренера.

Наблюдение за поведением, психическими реакциями, особен­ностями эмоциональных и интеллектуальных проявлений учеников -один из необходимых компонентов педагогической работы тренера. Важно однако, чтобы такие наблюдения не ограничивались житейским опытом тренера, а по возможности делались на грамотной, научной ос­нове, опирались на использование специальной литературы и консуль­тации специалистов.

Экспертные оценки позволяют обобщать независимые друг от друга наблюдения и формировать достаточно объективную кар­тину при описании личности спортсмена. Они могут осуществляться как с привлечением специалистов-психологов, так и силами коллектива тре­неров, педсовета.

Эксперимент позволяет спровоцировать изучаемые психичес­кие явления, изменяя условия, в которых они могут проявляться. В экс­перименте можно многократно воспроизводить изучаемую ситуацию, Добиваясь непротиворечивой, достоверной картины.

Анкетирование и опросы дают возможность изучать биографические, личностные данные спортсмена, полученные из его собственных рук.


374.


Спортивная гимнастика


Психологичсская подготовка в гимнастике


375


 


Тестирование представляет собой род задания, выполня­емого в стандартизованной форме. Результаты тестирования могут быть обработаны с получением полезных количественных данных. Эффективны т.н. прожективные методы, позволяющие условно пе­реносить испытуемого в модельную ситуацию, проявляя тем самым свойства своей личности, наклонности, особенности психического состояния (методы Роршаха, ТАТ и др.). Используются также пси­хомоторные тесты, основанные на изучении внешних экспрессив­ных проявлений человека (мимики, жестикуляции, оттенков речи, рисунков с заданной установкой и др.). В спортивной психологии применяются также тесты для исследования «уровня притязания» на успех, основанные на показателях выбора задач различной труд­ности.

Диагностика психофизиологических осо­бенностей спортсмена позволяет исследовать отдельные проявления высшей нервной деятельности: силы, подвижности, дина­мичности лабильности нервной системы, баланса возбудительного и тормозного процессов в нервной системе. Для этого используются раз­нообразные инструментальные методы измерения реакций человека на зрительные, слуховые, тактильные раздражители.

Диагностика функциональных состояний спортсмена позволяет исследовать функциональный фон, на котором проявляются те или иные психические реакции спортсмена. В частно­сти, существуют методы исследования психической напряженности спортсменов, которая может носить как оптимальные формы и содей­ствовать психической мобилизации на тренировках и во время соревно­ваний, так и запредельный, патологический характер. Один из доступ­ных для тренера путей оценки функционального состояния спортсмена -применение опросника типа САН (самочувствие, активность, настрое­ние).

МЕТОДЫ ПСИХО- И САМОРЕГУЛЯЦИИ Б ГИМНАСТИКЕ

Психорегуляция, как вид подготовки, принципиально аналогич­на технической или физической подготовке спортсмена. Это озна­чает, что тренер и спортсмен не довольствуются естественными из­менениями, происходящими в психической сфере гимнаста по мере спортивного его совершенствования, приобретения опыта, а целе­направленно работают над необходимыми качествами, осваивая доступные эффективные методы и приемы воздействия на психичес-


кое (в том числе собственное) состояние, эмоциональный фон, эле­менты поведения.

Психолого-педагогические методы воздействия на ученика наиболее доступны и составляют тот важный воспитатель­ный фон, который должен быть нормой в учебно-тренировочной работе и на соревнованиях. Ключевыми в данном случае являются словесные методы, применяемые в форме обращений, рекомендаций, советов, ука­заний, замечаний, бесед, разборов, моральных внушений и т.п. Вместе с тем крайне важен личный пример, которым тренер может воздейство­вать на учеников, включая внешние признаки его поведения, речи, ре­акций на события, действия учеников, их успехи и неудачи и др. Важ­ную роль в воспитании гимнастов, в решении задач тренировки, форми­рования поведения на соревнованиях играет деловой и моральный кли­мат в коллективе, команде.

Методы внушения, как инструмент профессионального психического воздействия, относятся к области психотерапии и доступ­ны только специалистам. Они могут применяться в исключительных слу­чаях как средство борьбы с фобиями, стойкими защитными реакциями, психологическим «зажимом», явлениями патологического безволия и др. Примером простейшей формы внушения может служить прием, по­лучивший название «эффекта плацебо», когда спортсмену вместо ре­ального препарата дают «пустышку» (например, таблетку питьевой соды), внушая, что это - эффективное средство от боли, волнения и т.д. Положительный эффект, часто имеющий при этом место, объясняется исключительно внушением и самовнушением.

Методы саморегуляции в гимнастике - наиболее дей­ственный путь упорядочивания психики спортсмена, его эмоциональ­ной сферы, поведения. Успехи выдающихся мастеров как правило связаны, в частности, с их умением самостоятельно управлять своим психическим состоянием. Одним из элементов психической саморе­гуляции является идеомоторика, позволяющая формировать и уточ­нять двигательные представления, настраиваться на исполнение дви­жения. Чем опытнее гимнаст, чем лучше он чувствует движение и стабильнее выполняет его практически, тем совершеннее его идео-моторные представления. И наоборот: чем точнее воспроизводятся действия-движения в воображении гимнаста, тем надежнее управле­ние реальным движением. Поэтому «мысленная тренировка» может быть одним из весьма эффективных методов как формирования, так и подкрепления и совершенствования двигательного навыка. Особен­но важно применение идеомоторики при подготовке к исполнению упражнения на оценку, в том числе в случаях, когда приходится идти на попытку без специальной разминки.



376.

Спортивная гимнастика

Другими методами саморегуляции, важными для гимнастов, явля­ются элементы самовнушения. Один из таких известных методов -аутогенная тренировка (AT), благодаря которому спорт­смен может, путем внутреннего словесного самовнушения, регулировать свое состояние, снижая степень возбуждения, нервного возбуждения, из­меняя мышечный тонус и др. Вариантом AT является т.н. п с и х о р е -гулирующая тренировка (ПРТ), позволяющая не только управлять относительно простыми формами ощущений, но и концентри­ровать психическое воздействие на более тонких процессах, связанных с двигательными представлениями.

ПСИХИЧЕСКАЯ НАДЕЖНОСТЬ В ГИМНАСТИКЕ

Психическая надежность в гимнастике зависит от целого ряда фак­торов, связанных как с врожденными свойствами психики спортсмена, его характерологическими и личностными данными, так и со степенью овладения методами и конкретными приемами психической саморегу­ляции. В этом отношении наиболее важны такие факторы, как:

- точность и надежность установки на исполнение упражнения: чем яснее гимнаст формирует в своем сознании «пусковой» образ действия-движения, тем надежнее его последующее исполнение;

-точность и разнообразие о щу щ е н и й, на кото­рых строится контроль действия-движения; чем шире «сенсорное поле», на котором воспринимается и контролируется движение, тем надежнее исполнение;

-скорость обработки информации,получаемойв процессе чувственного восприятия исполняемого упражнения; данная скорость зависит от подвижности нервно-психических, интеллектуаль­ных процессов в сознании и подсознании спортсмена, его текущего фун­кционального состояния, степени освоенности данного движения, спортивного опыта гимнаста;

-психическая выносливость как фактор надежнос­ти; чем «свежее» спортсмен к моменту исполнения упражнения (вклю­чая нервно-психическое, эмоциональное состояние), тем надежнее его действия;

-владение приемами с а м о р е г у л я ц и и; умелое ис­пользование приемов AT, ПРТ и др. позволяет не только оптималь­но настроиться на выполнение упражнения, выступление в целом, но и, в определенной степени, преодолеть негативное действие та­ких факторов как утомление со снижением скорости обработки ин­формации и др.;


Психологическая подготовка в гимнастике _____________________ _____ 377

-оптимальность избранного уровня притя­зания на успех; спортсмен, необоснованно завышающий или, напротив, занижающий свои реальные возможности, не может рассчи­тывать на надежное выступление.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕНИРОВКИ В ГИМНАСТИКЕ

Успех учебно-тренировочного процесса в гимнастике в значитель­ной степени определяется психологическими факторами. Решающую роль в данном случае играют волевые качества гимнаста, помогающие строить работу согласно рациональному плану обучения, тренировки, подготовки к соревнованиям. Воспитание этих качеств при участии тре­нера, коллектива и посредством самовоспитания - одно из важнейших направлений работы тренера и его учеников. Для этого используются многочисленные организационно-педагогические приемы, основные из которых:

- систематическое обращение к соревновательным упражнениям и к работе по соревновательной модели, включая режим подходов к снаря­ду, выполнение на оценку и др.;

- поощрение удачных исполнений не только формальной оценкой, но и педагогическими средствами - похвалой, условной (хотя бы шу­точной) премией и др.; неудачные (если их можно действительно по­ставить в вину исполнителю) соответственно порицаются или «штра­фуются» в педагогически приемлемой форме и с учетом психики спорт­смена;

- по мере роста утомления в тренировке - повышение требований к самоконтролю; тренер должен обращать особое внимание на осознан­ность, ответственность, тщательность действий учеников, на недопус­тимость работы «по инерции»;

- применение соревновательных, игровых форм работы с использо­ванием форм гандикапа, позволяющих вовлекать в состязание одновре­менно гимнастов разного уровня подготовленности;

- тренировка в условиях, ужесточающих режим работы с сравнении как с обычными занятиями, так и соревнованиями - за счет сокращения или полного исключения разминки, специальной разминки (при соблю­дении норм безопасности), уменьшения интервалов отдыха, помощи, под­сказок и т.д.;

- проведение тренировочных занятий в непривычных условиях, на новых снарядах, в измененной экипировке, утяжеленных костю­мах и т.п.;


378


Спортивная гимнастика


 


- изменение плановых задач тренировки, состава комбинации, в том числе в связи с новыми тактическими установками, исполнение некото­рых относительно новых для гимнаста упражнений «с листа»;

- применение самостоятельных занятий в отсутствие тренера или с ограничением его ролью наблюдателя;

- поочередное назначение членов команды условным лидером ко­манды, а также ассистентом тренера, выпускающим тренером, страхов­щиком, «консультантом на виде» и т.п.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ГИМНАСТИКЕ

Концепция психологической готовности определяется следующими основными моментами (по Е.Г. Козлову):

- в процессе подготовки к соревнованиям у гимнаста должна быть сформирована установка на определенный тип поведения в данных со­ревнованиях и на определенный результат, соответствующий уровню готовности спортсмена, но требующий от него достаточно высокой сте­пени мобилизации;

- соответственно избранной установке в процессе соревнований долж­на поддерживаться определенная степень психической напряженности, являющаяся мобилизующим фактором. Всякое отклонение от оптималь­ного состояния приводит либо к апатии, либо к преждевременному «пе­регоранию» спортсмена;

- как в ходе подготовки к выступлению, так и в процессе соревнова­ний необходима текущая корректировка психического состояния гим­наста средствами психической регулции и саморегуляции;

- в соответствии со структурой соревновательных действий гимнаст должен, при участии тренера или специалиста-психолога отработать собственные приемы саморегуляции в расчете на каждую из характер­ных фаз соревновательной деятельности: «до вызова» - «после вызова» -«в исходном положении».


 

VII.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

В ГИМНАСТИКЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Воспитательная работа - необходимый элемент всего педагогичес­кого процесса работы с гимнастами и гимнастками любого возраста и уровня подготовленности.

Основная задача воспитания на начальных этапах заня­тий спортом заключается в том, чтобы привить ученикам интерес к заня­тиям, любовь к избранному виду спорта. Без должной мотивации к заня­тиям спортом принципиально невозможно добиться сколько-нибудь за­метного успеха.

По мере углубления в специализированные формы обучения и трени­ровки, нарастания тренировочных нагрузок особенно важным стано­вится воспитание морально-волевых качеств гимнастов. Прежде всего это целеустремленность, трудолюбие, дисциплинирован­ность, терпеливое отношение к неудачам, уважительное отношение к тренерам и товарищам.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Гимнастика - технически сложный вид спорта, успехи в котором во многом зависят не только от двигательных способностей, моторного таланта спортсмена, его физической трудоспособности, но и от мысли­тельной работы, знания основ теории и методики подготовки в спортив­ной гимнастике.

Основными задачами теоретической подготовки в гим­настике являются: освоение знаний по технике упражнений, закономер-


                     
     


380

Спортивная гимнастика

ностей обучения движениям, научных основ формирования физических, психофизических и психических качеств, принципов и методов управ­ления спортивной формой, планирования и контроля нагрузок, основ врачебного контроля и самоконтроля, построения режима работы и от­дыха, правил личной гигиены, закаливания, принципов питания в спорте. Для гимнастов важны также навыки составления комбинаций произ­вольных упражнений, их оценки, значение принципов и правил судей­ства.

Методика теоретической подготовки и воспитания культуры занимающихся включает в себя ис­пользование всех доступных тренеру и спортсмену средств и форм дея­тельности, содействующих активизации и повышению эффективности их мышления, расширению теоретической подготовленности и повы­шению профессиональной и общ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: