Программа логопедического обследования младших школьников (с 1 по 4 классы)
Составитель: Захарова А.Л.
учитель-логопед
Екатеринбург 2015
Содержание
стр.
I
Пояснительная записка …...................................................
3
II
Обследование состояние общей моторики …...................
7
III
Обследование произвольной моторики пальцев рук ….
8
IV
Обследование состояния органов артикуляционного аппарата …...........................................................................
- Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата ….................................
- Обследование моторики органов артикуляционного аппарата......................................
А.Исследование двигательных функций артикуляционного аппарата.................................................
Б. Обследование мимической мускулатуры ….................
9
9
10
11
11
V
Обследование фонетической стороны речи ….................
- Обследование произношения звуков.......................
- Состояние просодики...............................................
12
12
13
VI
Обследование слоговой структуры слова ….....................
|
|
14
VII
Обследование состояния функций фонематического слуха......................................................................................
15
VIII
Обследование звукового анализа слова.............................
16
IX
Обследование понимания речи...........................................
17
X
Обследование активного словаря.......................................
19
XI
Обследование грамматического строя...............................
20
XII
Обследование связной речи.................................................
22
XIII
Обследование чтения...........................................................
23
XIV
Обследование письма...........................................................
25
XV
Логопедическое заключение..............................................
27
XVI
Приложения.........................................................................
- Бланки для заполнения полученных результатов логопедического обследования. Приложения №№1-3...
- Показатели успешности выполнения заданий. Приложение № 4................................................................
- Речевая карта. Приложение № 5...............................
28
28
34
35
XVII
Список используемой литературы.....................................
37
I Пояснительная записка
Одним из центральных мест в системе комплексного обследования детей младшего школьного возраста занимает оценка речевого развития ребенка.
Диагностическая программа рассчитана для детей младшего школьного возраста с 1 по 4 классы. Может использоваться в рамках ПМПК, а также на этапе логопедического обследования в ОУ.
Целью логопедического обследования является составление максимально объективной подробной картины развития речи ребенка и определение факторов, оказывающих отрицательное или положительное влияние на эту картину.
|
|
Логопедическое обследование состоит из 3 этапов:
1) подготовительный
2) основной (диагностика)
3) заключительный
Этап. Подготовительный
Состоит из ознакомления с документами, беседы с родителями, подготовке к диагностике.
- Ознакомление с документами (педагогические, медицинские).
- Выяснение моторного, речевого, психического анамнеза. Данные заполняютсязаполняются со слов родителей (законных представителей) и на основании представляемой документации.
Особое внимание обращают на следующее: предречевые вокализации (гуление); появление и характер лепетной речи, первых слов, фраз; качество первых слов, фраз (наличие нарушений слоговой структуры, аграмматизмы, неправильное звукопроизношение).
Примерная схема. Общие сведения о ребёнке
- Ф.И.О
- Дата рождения
- Состояние органов слуха
- Данные окулиста
- Раннее психомоторное развитие:
- когда начал различать слуховые и зрительные раздражители, тянуться за игрушками
- когда начал держать голову:
- когда стал самостоятельно садиться, ходить
- когда появились зубы
- поведение ребенка до года (спокойное, беспокойное, как спал)
- появление навыков самообслуживания
- Речевой анамнез:
- Гуление (время появления)
- Лепет (время появления)
- Первые слова, фразы (время их появления и характеристика)
- С какого времени замечено нарушение речи
- Речевая среда, в которой рос ребенок
- В беседе с родителями следует уточнить и дополнить сведе ния, полученные из документации. Важно определить, как родители оценивают состояние и прогноз развития ребенка, какие ожидания от предстоящей диагностики. Краткая характеристика может быть сформулирована со слов родителей (воспитателя, учителя), может быть представлена детским учреждением, направляющим ребенка.
- Подготовка диагностического материала. От степени речевого нарушения зависит отбор методик, технологий, которые использует учитель-логопед в период обследования. Диагностический материал (картинки, игрушки)
- заранее подготовить:
- бланки для заполнения результатов логопедического обследования;
- бланки анкет для родителей;
- листы (в клеточку, линеечку) для выполнения заданий детьми карандашом или ручкой;
Этап. Основной
Временной регламент:
1. для детей 1 класса (первое полугодие) — 35 минут
- для детей 1 класса (второе полугодие) — 35 - 40 минут
- для детей 2-3 классов — 40-45 минут
Этот этап и есть диагностический процесс. Обследование проводит учитель-логопед в присутствии родителей (законных представителей). Авторы заданий: Чиркина Г.В., Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. На данном этапе использована тестовая (бальная) диагностика Фотековой Т.А.
Полученная информация и баллы в период обследования заносится в рабочую тетрадь или заготовленные бланки.
Максимальная оценка за успешное выполнение всех заданий равна 200 баллам. При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если 200 баллов принять за 100%, то процент успешности выполнения можно вычислить так: умножить суммарный балл за выполнение всех заданий на 100 и разделить полученный результат на 200. И выделяется 4 уровня успешности:
IV уровень: 100 - 80 %
III уровень: 79,9 - 65%
II уровень: 64, 9 - 50%
I уровень: 49,9 — и ниже;
В содержание логопедического обследования входит обследование артикуляционного аппарата, фонетической стороны речи, слоговой структуры слова, фонематических процессов, состояния связной речи, словаря грамматического строя речи, импрессивной стороны речи, а также состояния навыков письма и чтения.
В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.
|
|
Проводится непосредственно обследование состояние речи ребенка: лучше начать его с беседы, игрового взаимодействия, а затем, используя полученные материалы обследования, сформулировать предварительную гипотезу дальнейшего обследования. При адекватной реакции ребёнка на процесс диагностики — процедура обследования проходит традиционно, с использованием стандартных картинок, заданий.
Условия:
- Установление эмоционального контакта с ребёнком, создание адекватного отношения к обследованию;
- выявление интересов ребенка, его любимых занятий, игр, особенностей представления об окружающем;
- тактика общения с ребенком —сотрудничество, доброжелательное отношение к ребенку;
- учёт сформированность психических процессов: памяти, внимания, мышления;
Не исключено, бывают ситуации, когда продуктивный контакт с ребенком недоступен и при обследовании не показывает полностью свои возможности. В связи с этим необходимо менять тактику обследования, переходить на вербальный вариант (игрушки, картинки, подключение родителей). Рекомендуется обратить внимание на стиль общения окружающих с ребенком. Так, родители часто сопровождают свою речь жестами, действиями, и ребенок ориентируется на эти движения, а не на саму речь.
Этап. Заключительный
- Заполнение речевой карты и оформление логопедического заключения. Заключение отражает педагогический аспект состояния ребенка с точки зрения имеющихся у него речевых особенностей. Речевая карта на стр. 31, приложение № 4. Логопедическое заключение представлено на стр. 25.
- Ознакомление родителей (законных представителей) с результатами диагностики). Консультация родителей.
Схема логопедического обследования
- Общие сведения о ребёнке
- Строение органов артикуляции
- Обследование состояния мимической мускулатуры
- Общая моторика. Координация движений
- Обследование звукопроизношения
- Обследование фонематического слуха
- Обследование навыков звукового анализа
- Обследование понимания речи
- Обследование активного словаря
- Обследование грамматического строя речи
- Обследование самостоятельной речи
- Обследование письменной речи
- Обследование чтения
|
|