1. Понимание инверсионных конструкций типа:
а. «Послушай предложение. Что было сделано раньше?»
Карточка с предложением: «Я умылся после того, как сделал зарядку»
«Я позавтракал после того, как нарубил дров»
б. «Прочитай (послушай) предложение и ответь на вопрос»
1 класс:
- Маша старше Юли. Кто из девочек младше?
- Сережа выше Юры. Кто из мальчиков ниже?
- Мальчик спасен девочкой. Кто кого спас?
2 класс:
- Маша старше Юли. Кто из девочек младше?
- В корзине яблок меньше, чем в ведре. Где яблок больше?
3 — 4 класс:
- Дети стояли по росту в ряду. Последним стоял самый высокий. Кто стоял самым первым?
- На маме дочкин свитер. Кто остался без свитера?
2. Выбрать из слов, приведенных в скобках, наиболее подходящее по смысл: «Послушай предложение, выбери подходящее по смыслу слово»
Карточка с предложением:
«Утром к дому прилетела (стая, стайка, стадо)воробьев»
«На деревьях набухли … (бочки, почки, точки)»
3. Исправить предложение: «Послушай предложение, исправь предложение»
Карточка с предложением: «Коза принесла корм девочке»
|
|
4. Понимание сравнительных конструкций: «Какое из 2 предложений правильное»
Карточки с предложениями: «Слон больше мухи», «Муха больше слона».
Солнце освещается землей или земля освещается солнцем.
Обследование понимание грамматических форм
1. Понимание отношений, выраженных предлогами: «Покажи где»
Птичка сидит на клетке, под клеткой, около клетки, перед клеткой, за клеткой, в клетке (ребенок должен показать соответствующую картинку)
2. Понимание падежных окончаний существительных. Предлагают показать: 1.линейку ручкой, 2.карандашом ручку
3. карандаш линейкой
Перед ребенком кладут ручку, линейку, карандаш
3. Понимание префиксальных изменений глагольных форм: «Покажи где …?»
Сюжетные картинки с изображением соответствующих действий (мальчик входит - выходит; девочка наливает воду - выливает)
4. Понимание глаголов совершенного и несовершенного вида: «Покажи где»
Пары картинок с изображением совершенных и совершаемых действий (девочка моет руки, а где вымыла (снимает-снял, льет-разлил)
Оценка:
1 балл — правильное выполнение без повторения заданий;
0,5 балл — правильное выполнение с повторением задания с напрвляющей и уточняющей помощи;
0 баллов — неверный ответ.
X. Обследование активного словаря
Цель исследования: Выявление способностей подбора слов, употребления обобщающих слов.
Класс
1. Номинативная сторона речи.
Инструкция: «Как называют человека, который фотографируют, подстригает, разносит почту. Как можно назвать одним словом?»
2. Атрибутивный словарь.
|
|
Инструкция: Подбери однокоренные (родственные) слова:
Рыба (рыбак, рыбный, рыбачить), сад (посадки, садовник, рассада, садовод)
3. Антонимы.
Инструкция: подбери слова, противоположные по смыслу: Добрый, Громкий, Светлый, Низкий
4. Номинативный и атрибутивный словарь.Название времен года, их последовательности, признаков
Инструкция: Какое сейчас время года? В какое время годв листья желтеют и опадают, а в какое на деревьях появляются почки на деревьях?
Класс
1. Номинативная сторона речи.
Инструкция: как называют человека, который подстригает, рисует, фотографирует, разносит почту. Как можно назвать одним словом?
2. Антонимы.
Инструкция: подбери слова, противоположные по смыслу (слова наоборот):
Добрый, громкий, светлый, низкий, умный, смелый, близкий, ленивый
3. Синонимы.
Инструкция: подбери слова, близкие по значению:
Аккуратный, грустный, смелый, жестокий
Класс
1. Номинативный словарь.
Инструкция:подбери к этому слову, часть этого предмета:
Платье – рукав; Дверь, Забор, Дом.
2. Антонимы.
Инструкция: подбери слова противоположные по смыслу (антонимы):
Поднимать, поздний, прозрачный, далеко
3. Синонимы.
Инструкция: подбери слова близкие по значению (синонимы):
Красивый, добрый, холодный
Оценка:
1 балл — правильный ответ;
0,5 балла — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;
0,25 балла — неверно образованная форма; 0 баллов — невыполнение;
- Обследование грамматического строя
Цель исследования: Выявление уровня владения грамматическими конструкциями, умения самостоятельно образовывать и изменять слова.
Класс
1. Словообразование.
а. Образование имени прилагательного от имени существительного.
Инструкция: Назови как называется сок из помидоров, груши, винограда, сливы; суп из кабачков
б. Образование притяжательных от существительных.
Инструкция: Чья это тень? (Ежовая, Верблюжья, Птичья)
в. Образование существительных с уменьшительно — ласкательными суффиксами
Инструкция: «Я буду говорить про большие предметы, а ты про маленькие»
гнездо, голова, сумка, ведро, птица, трава, ухо, лоб, воробей, стул, дерево.
2. Словоизменение.
а. Согласование числительных с существительными.
Инструкция: Посчитай — 1 молоток, 2 молотка, …
б. Образование имён существительных родительного падежа множественного числа.
Инструкция: я буду говорить в единственном числе, а ты во множественном
Окно, дождь, коза, волна, гроза, дерево, перо, крыло, воробей
- Составление предложений из слов в начальной форме.
Инструкция: Из этих слов составь предложение
- Собака, пушистому, снегу, по, бежит
- Лужах, в, воробьи, купаются, весной
Класс
1. Словообразование.
а. Образование имени прилагательного от имени существительного.
Инструкция: Назови как называется: варенье из вишни, черники, клюквы, сливы.
б. Образование притяжательных от существительных.
Инструкция: Назови чья это тень?
в. Образование существительных с уменьшительно — ласкательными суффиксами.
Инструкция:
2. Словоизменение.
а. Согласование числительных с существительными.
Инструкция: посчитай — 1 молоток, 2 молотка,...
б. Образование имён существительных родительного падежа множественного числа.
Инструкция: я буду говорить в единственном числе, а ты во множественном
Окно, дождь, коза, волна, гроза, дерево, перо, крыло, воробей
3. Составление предложений из слов в именительном падеже.
Инструкция: из этих слов составь предложение
- Собака, пушистому, снегу, по, бежит
- Лужах, в, воробьи, купаются, весной
4.
Инструкция: подбери однокоренные слова:
Рыба (рыбак, рыбный, рыбачить), сад (посадки, садовник, рассада, садовод)
Класс
1. Словоизменение.
|
|
а. Образование имён существительных родительного падежа множественного числа.
Инструкция: я буду говорить в единственном числе, а ты во множественном (плащ – плащи, рукав, глаз, лоб, ухо, дерево, рот, перо)
б. Образование имён прилагательных от имени существительного
Инструкция: образуй от существительных имена прилагательные:
Радость – радостный; Честь, Интерес, Чудеса, Вкус
в. Образование однокоренных слов
Инструкция: Подбери однокоренные (родственные) слова:
Белый (беленький, белизна, белить, побелка);
Вода (подводный, водный, подводник)
Холод (холодить, холодильник, холодный).
Оценка:
1 балл — правильный ответ;
0,5 балла — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;
0,25 балла — неверно образованная форма;
0 баллов — невыполнение;