Обследование понимание предложений

 

1. Понимание инверсионных конструкций типа:

а. «Послушай предложение. Что было сделано раньше?»

Карточка с предложением: «Я умылся после того, как сделал зарядку»

«Я позавтракал после того, как нарубил дров»

б. «Прочитай (послушай) предложение и ответь на вопрос»

1 класс:

  • Маша старше Юли. Кто из девочек младше?
  • Сережа выше Юры. Кто из мальчиков ниже?
  • Мальчик спасен девочкой. Кто кого спас?

2 класс:

  • Маша старше Юли. Кто из девочек младше?
  • В корзине яблок меньше, чем в ведре. Где яблок больше?

3 — 4 класс:

  • Дети стояли по росту в ряду. Последним стоял самый высокий. Кто стоял самым первым?
  • На маме дочкин свитер. Кто остался без свитера?

2. Выбрать из слов, приведенных в скобках, наиболее подходящее по смысл: «Послушай предложение, выбери подходящее по смыслу слово»

Карточка с предложением:

«Утром к дому прилетела (стая, стайка, стадо)воробьев»

«На деревьях набухли … (бочки, почки, точки)»

3. Исправить предложение: «Послушай предложение, исправь предложение»

Карточка с предложением: «Коза принесла корм девочке»

4. Понимание сравнительных конструкций: «Какое из 2 предложений правильное»

Карточки с предложениями: «Слон больше мухи», «Муха больше слона».

Солнце освещается землей или земля освещается солнцем.

Обследование понимание грамматических форм

 

1. Понимание отношений, выраженных предлогами: «Покажи где»

Птичка сидит на клетке, под клеткой, около клетки, перед клеткой, за клеткой, в клетке (ребенок должен показать соответствующую картинку)

2. Понимание падежных окончаний существительных. Предлагают показать: 1.линейку ручкой, 2.карандашом ручку

3. карандаш линейкой

Перед ребенком кладут ручку, линейку, карандаш

3. Понимание префиксальных изменений глагольных форм: «Покажи где …?»

 

Сюжетные картинки с изображением соответствующих действий (мальчик входит - выходит; девочка наливает воду - выливает)

4. Понимание глаголов совершенного и несовершенного вида: «Покажи где»

Пары картинок с изображением совершенных и совершаемых действий (девочка моет руки, а где вымыла (снимает-снял, льет-разлил)

 

 

Оценка:

1 балл — правильное выполнение без повторения заданий;

0,5 балл — правильное выполнение с повторением задания с напрвляющей и уточняющей помощи;

0 баллов — неверный ответ.

 

X. Обследование активного словаря

 

Цель исследования: Выявление способностей подбора слов, употребления обобщающих слов.

 

Класс

1. Номинативная сторона речи.

Инструкция: «Как называют человека, который фотографируют, подстригает, разносит почту. Как можно назвать одним словом?»

2. Атрибутивный словарь.

Инструкция: Подбери однокоренные (родственные) слова:

Рыба (рыбак, рыбный, рыбачить), сад (посадки, садовник, рассада, садовод)

3. Антонимы.

Инструкция: подбери слова, противоположные по смыслу: Добрый, Громкий, Светлый, Низкий

4. Номинативный и атрибутивный словарь.Название времен года, их последовательности, признаков

Инструкция: Какое сейчас время года? В какое время годв листья желтеют и опадают, а в какое на деревьях появляются почки на деревьях?

 

Класс

1. Номинативная сторона речи.

Инструкция: как называют человека, который подстригает, рисует, фотографирует, разносит почту. Как можно назвать одним словом?

2. Антонимы.

Инструкция: подбери слова, противоположные по смыслу (слова наоборот):

Добрый, громкий, светлый, низкий, умный, смелый, близкий, ленивый

3. Синонимы.

Инструкция: подбери слова, близкие по значению:

Аккуратный, грустный, смелый, жестокий

 

Класс

1. Номинативный словарь.

Инструкция:подбери к этому слову, часть этого предмета:

Платье – рукав; Дверь, Забор, Дом.

2. Антонимы.

Инструкция: подбери слова противоположные по смыслу (антонимы):

Поднимать, поздний, прозрачный, далеко

3. Синонимы.

Инструкция: подбери слова близкие по значению (синонимы):

Красивый, добрый, холодный

Оценка:

1 балл — правильный ответ;

0,5 балла — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла — неверно образованная форма; 0 баллов — невыполнение;

 

            1. Обследование грамматического строя

 

Цель исследования: Выявление уровня владения грамматическими конструкциями, умения самостоятельно образовывать и изменять слова.

 

Класс

1. Словообразование.

а. Образование имени прилагательного от имени существительного.

Инструкция: Назови как называется сок из помидоров, груши, винограда, сливы; суп из кабачков

б. Образование притяжательных от существительных.

Инструкция: Чья это тень? (Ежовая, Верблюжья, Птичья)

в. Образование существительных с уменьшительно — ласкательными суффиксами

Инструкция: «Я буду говорить про большие предметы, а ты про маленькие»

гнездо, голова, сумка, ведро, птица, трава, ухо, лоб, воробей, стул, дерево.

2. Словоизменение.

а. Согласование числительных с существительными.

Инструкция: Посчитай — 1 молоток, 2 молотка, …

б. Образование имён существительных родительного падежа множественного числа.

Инструкция: я буду говорить в единственном числе, а ты во множественном

Окно, дождь, коза, волна, гроза, дерево, перо, крыло, воробей

  1. Составление предложений из слов в начальной форме.

Инструкция: Из этих слов составь предложение

- Собака, пушистому, снегу, по, бежит

- Лужах, в, воробьи, купаются, весной

 

Класс

1. Словообразование.

а. Образование имени прилагательного от имени существительного.

Инструкция: Назови как называется: варенье из вишни, черники, клюквы, сливы.

б. Образование притяжательных от существительных.

Инструкция: Назови чья это тень?

в. Образование существительных с уменьшительно — ласкательными суффиксами.

Инструкция:

2. Словоизменение.

а. Согласование числительных с существительными.

Инструкция: посчитай — 1 молоток, 2 молотка,...

б. Образование имён существительных родительного падежа множественного числа.

Инструкция: я буду говорить в единственном числе, а ты во множественном

Окно, дождь, коза, волна, гроза, дерево, перо, крыло, воробей

3. Составление предложений из слов в именительном падеже.

Инструкция: из этих слов составь предложение

- Собака, пушистому, снегу, по, бежит

- Лужах, в, воробьи, купаются, весной

4.

Инструкция: подбери однокоренные слова:

Рыба (рыбак, рыбный, рыбачить), сад (посадки, садовник, рассада, садовод)

 

Класс

1. Словоизменение.

а. Образование имён существительных родительного падежа множественного числа.

Инструкция: я буду говорить в единственном числе, а ты во множественном (плащ – плащи, рукав, глаз, лоб, ухо, дерево, рот, перо)

б. Образование имён прилагательных от имени существительного

Инструкция: образуй от существительных имена прилагательные:

Радость – радостный; Честь, Интерес, Чудеса, Вкус

в. Образование однокоренных слов

Инструкция: Подбери однокоренные (родственные) слова:

Белый (беленький, белизна, белить, побелка);

Вода (подводный, водный, подводник)

Холод (холодить, холодильник, холодный).

 

 

Оценка:

1 балл — правильный ответ;

0,5 балла — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла — неверно образованная форма;

0 баллов — невыполнение;

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: