Цель: Определение способности классифицировать предметы.
Материал: Набор карточек с предметными изображениями, предполагающими категориальную классификацию, - одежда, овощи, фрукты, животные, транспорт (игрушки, одежда, овощи, фрукты, животные, растения, посуда, мебель, транспорт.)
Инструкция: «Разложи картинки на столе – что к чему подходит. Назови каждую группу предметов. Как, одним словом можно назвать картинки?».
Ход выполнения задания: Ребёнку предлагаются разложить 20 (16, 12, 8) карточек на 5 групп предметов (4 группы, 3 группы, 2группы соответственно). Названия групп и их количество не называются. Затем предлагается назвать каждую группу предметов обобщающим словом.
Обработка результатов:
- самостоятельно раскладывает группы предметов по отвлеченным категориям – 3 балла;
- называет обобщающее слово (за каждое обобщение) – 1 балл;
- раскладывает предметы по ситуативно-функциональному признаку – 0.5 балла;
- задания не понял, хаотично манипулирует картинками – 0 баллов.
|
|
Методика «Четвёртый лишний».
Цель: Оценка процессов образно-логического мышления, умственных операций анализа, обобщения, абстрагирования.
Материал: 5 карт с изображением набора из 4 предметов, один из которых не может быть обобщён с другими по общему с ним существенному признаку. Испытуемому предлагаются 5 карт различной тематики: 1) овощи – фрукты; 2) игрушки – учебные вещи; 3) одежда – обувь; 4) домашние – дикие животные; 5) транспорт – мебель.
Инструкция: «Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет лишний. Почему? Как назвать, одним словом остальные предметы?».
Ход выполнения задания: Ребёнку предлагаются последовательно 5 карт Ему необходимо выбрать лишний предмет и обосновать свой выбор. Полный ответ ребёнка по каждой карте вносится в протокол.
Норма выполнения: Дети 5 лет справляются с заданием в действенном плане, обобщая сходные предметы на функциональном уровне и определяя лишний предмет способом противопоставлением (это игрушка, а это не игрушка). Дети 6 лет в обоснование сходства и различия вводят отдельные отвлечённые категории, частота которых возрастает к 7 годам.
Обработка результатов:
- обобщает по существенному признаку методом исключения – 2 балла;
- обобщает по ситуативно–функциональному признаку методом исключения – 1 балл;
- употребляет обобщающее слово при объяснении своего выбора – 1 балл за каждое слово;
- самостоятельно обобщает по несущественному признаку, использует помощь – 0.5 балла;
- задания не понял – 0 баллов.
Методика «Последовательные картинки».
Цель: Выявление способности устанавливать причинно-следственные связи и отношения между объектами и событиями.
|
|
Материал: Серии сюжетных картинок (от 2 до 6 картинок в серии).
Инструкция: «Сложи картинки по порядку и составь по ним рассказ».
Ход выполнения задания: Ребёнку предлагается рассмотреть картинки, разложить их в смысловой последовательности и составить рассказ.
Норма выполнения: Дети 5 лет справляются с серией из 3-4 картинок; при увеличении количества картинок наблюдается тенденция к увеличению пробных действий с ними. Дети в 6-7 лет справляются с сериями из 6-8 картинок, устанавливают причинно-следственные связи, составляют рассказ с элементами фантазирования.
Обработка результатов:
- картинки разложены по порядку с первого раза – 3 балла;
- картинки разложены правильно, но не с первого ряда, потребовалась
дополнительная стимулирующая и организующая помощь – 2 балла;
- при раскладывании картинок допущена ошибка в последовательности действий, но при стимулирующей помощи ошибка исправлена – 1 балл;
- при раскладывании картинок допущена ошибка, и даже при стимулирующей помощи ребёнок её не видит – 0.5 балла;
- ребенок не понял задание – 0 баллов.
- рассказ составлен с первого раза – 3 балла;
- при составлении рассказа ребёнок затруднялся в выборе слов, не мог найти слова.
Используя наводящие вопросы – 2 балла;
- рассказ составить не смог, ограничился перечислением предметов или действий – 0.5 балла;
- не понял задания – 0 баллов.