Подростки с низкой переносимостью стрессов и неразвитой способностью к учебе

· С детства некоторые подростки отличаются страхами: он боиться остаться один, темноты, животных, высоты, незнакомых.

· Позже, при подготовке к школе и в младших классах, к ним присоединяются страхи проявить инициативу, самостоятельность, начать дело, допустить ошибку, страх оценки результатов, ответов на уроке, особенно - у доски.

· Чтобы избежать стрессов, связанных с испытаниями, дети пытаются избежать их (например, просят освобождения от экзаменов), сказываются больными.

· Стараются оттягивать приготовление домашних уроков под разными предлогами.

· На контрольных и экзаменах они сильно переживают и у них ухудшается мышление («ничего не могут сообразить»); в результате они не решают даже те задачи, которые в спокойной ситуации решили бы без труда.

· Они пытаются скрывать от родителей свои неудачи в учебе, отчего развиваются навыки защитной лживости.

· Подолгу переживают из-за низких оценок или, наоборот, те не вызывают у них стремления их улучшить, а лишь обостряют попытки уклониться от учебы.

· Ранее имели периоды трудностей в учебе и ухудшения успеваемости - в начале учебы в 1-2-м классе, при переходе в 5-6-е классы, при усложнении программы в 8-9-м классах.

 

Помощь родителей.

Подростки с низкой переносимостью стрессов и неразвитой способностью к учебе нуждаются в непрерывной поддержке родителями и в длительной подготовке к ОГЭ - в течение всего года учебы, или даже лучше – в течение 8-9-ти  классов.

Сущность такой подготовки - повышение у детей способности переносить стрессы, быть самостоятельными и организованными (сразу отметим, что в действительности помощь подобным детям в подготовке их к экзаменам, в том числе и к ОГЭ, следует начинать гораздо раньше - с переходом в 5-6-й классы).

Укажем основные направления помощи.

1. Психофизиологическая помощь.

2. Аналогична помощи предыдущей группе, а, кроме того, включает направления, специально рассчитанные для данного типа детей.

3. Удлинение сна до 9-10 часов в сутки, можно с выделением из него 2-3 часов дневного сна.

4. Учащение вашего физического контакта с ребенком - обниманий и ласки.

5. Приготовление ребенку его любимых блюд.

6. Получение у врача (детского невропатолога, психотерапевта, психиатра) лечения, укрепляющего и успокаивающего нервную систему ребенка (отметим, что современное успокаивающее лечение не только не тормозит нервную систему, а, наоборот, способно стимулировать интеллект и работоспособность); начинать лечение следует за 1-3 месяца до ЕГЭ.

 

Уважаемые учителя выпускных классов школ!

 

    Ваши воспитанники и вы вместе с ними вступили в ответственный период жизни – подготовки к сдаче Основного Государственного Экзамена (ОГЭ).

    Предлагаем вам некоторые соображения о психолого-педагогической поддержке детей в этот период - из опыта психологического консультирования подростков и их родителей.

    Надеемся, этот материал поможет вам стать чуть более компетентными и успешными педагогами в отношении такой непростой ситуации, как ОГЭ.

    Экзамены и подготовка к ним - как психологический стресс
Экзамены - это испытание для личности в любом возрасте, особенно - в подростковом. Подготовка к экзаменам и сами экзамены для выпускников - это стресс длиною в целый год. Стресс в ситуации испытания - это нормальная и даже необходимая реакция адаптации. В стрессе мобилизуются все физические и психологические силы человека.

    Способность человека успешно действовать в условиях стресса - показатель его зрелости как личности. Такую зрелость демонстрируют лучшие ваши отличники. Эта способность отличает также спортсменов, людей опасных профессий. Есть любители «экстрима», кто с детства любит рискованные ситуации, кого стресс бодрит и даже радует.

    Вместе с тем, не все способны на подобное восприятие стресса, особенно - подростки. Стресс становится стимулом для развития позже, не в школьном возрасте, а в 19-22 года, с переходом юности в раннюю взрослость.
В результате подростки в школе, даже самые успешные, все равно нуждаются в тренировке способности действовать в условиях стресса.

    Для подростков же со слабой нервной системой стресс - это вовсе не нормальная реакция, а основной механизм нарушения развития их личности, снижающий их способности к адаптации и социальному успеху. Прежде тренировки стрессоустойчивости такие подростки нуждаются в преодолении тех особенностей личности, которые делают их уязвимыми к стрессу.
Наконец, на решении о поступлении в вуз могут настаивать родители учащихся с неразвитой учебной деятельностью.

    Ниже мы так и рассмотрим проблему подготовки к ОГЭ - сквозь призму этих трех групп детей: как их распознать; как тренировать и мобилизовывать детей с хорошей устойчивостью к стрессам; как помочь подросткам со слабой нервной системой; какими способами можно попробовать развить у ребенка способность к самостоятельной учебе.

    Если у детей хорошие крепкие нервы или Тренировка трудностями!
Посмотрите следующий перечень признаков: если оцениваемые вами дети имеют большинство из них, значит, они из первой группы - из «крепких нервами», из «сильных».

· С детства отважны, не боятся риска и опасностей, рады и даже стремятся к ним.

· Стараются все в окружающем исследовать, попробовать, узнать на личном опыте (конечно - кроме антисоциальности!).

· Неудобны самостоятельностью и независимостью в суждениях и поведении, даже перечат вам! Но зато учатся хорошо уже с начальных классов, а при переходе в средние классы их успеваемость не снижается или даже улучшается.

· Им всегда нравятся ситуации испытания их способностей – контрольные, зачеты, ответы у доски, самостоятельные творческие задания. Они предвкушают их или даже просят их создать.

· К прежним экзаменам они готовились самостоятельно и при этом показывали хорошие результаты.

· На самих контрольных и экзаменах они волнуются, но это делает их более собранными, ускоряет их мышление и сообразительность.

· Они с удовольствием делятся с вами своими достижениями, благодарны за ваше участие в них.

· Неудачи на экзаменах не обостряют у них чувства своей неполноценности или пессимизма. Они «не опускают руки» – наоборот, у них возникал азарт достичь успеха.

· В результате преодоления испытаний такие подростки становятся увереннее в себе и быстрее взрослеют; они умеют накапливать опыт достижения успехов.

    Основное направление подготовки таких подростков к ОГЭ - это тренировка знаний, умений их использовать, уверенно чувствовать себя в стрессе экзаменов и любых других испытаний. Иначе говоря, весь 9-й класс надо закреплять их способность к самостоятельной учебной деятельности, в том числе и трудностями в ней!

    К педагогическим способам тренировки личности можно отнести следующие:

· Реферирование дополнительной научно-популярной и научной литературы.

· Частые контрольные работы с их защитой перед классом - как моделирование ситуаций экзаменов, в том числе - и в форме ОГЭ.
Самостоятельные творческие задания, темы которых (в рамках дисциплины или из списка предложенных) выбирают сами учащиеся.

· Защита своих самостоятельных творческих работ перед разными аудиториями.

· Выполнение и защита (публикация) научных работ.

· Коллективные научные задания - как модель работы в научных коллективах.

· Участие в конкурсах, научных конференциях.

· Наставничество или помощь «сильных» учеников более слабым в классе.

    К психологической тренировке учебной деятельности можно отнести следующие способы (ее можете проводить вы сами или поручать ее педагогу-психологу вашей школы):

· Поддержка любых проявлений самостоятельности в учебе - индивидуальная, публичная в классе, в школьном коллективе, а также перед родителями (в семье).

· Поддержка «сильных» учеников в классе (как в социальной группе) в ролях - «лидер», «интеллектуал», «психолог».

· Тренинг способности учащихся самостоятельно выполнять учебные, научных или творческие задания: определять их этапы, планировать график выполнения, формулировать критерии завершения этапов и всего дела в целом.

· Тренинг способности поддерживать свою самооценку и чувство достоинства в момент оценки результатов своей успешной деятельности.

· Тренинг способности учеников использовать кризисы как возможность для развития личности, в частности - развития навыков совладающего (со стрессом) поведения.

· Развитие у подростка навыка планирования своей повседневной занятости (ведение делового ежедневника), режима дня.

· Аутотренинг волевой мобилизации.

· Контролируйте психологическое состояние «сильных» учащихся.

    Указанные выше технологии поддержки в школе, в сочетании с семейными и индивидуальными (см. обращения к самим подросткам и родителям), достаточны для поддержания у «сильных» учеников оптимизма с невысоким уровнем тревожности. Это можно контролировать вам самим - методом наблюдений и бесед с учениками, а можно поручить контроль и школьным психологам – применить соответствующие психологические тесты (достоверны: цветовой тест М. Люшера, тест тревожности, напряжения и познавательной активности Спилбергера в модификации Андреевой, тест самооценки Дембо-Рубинштейн, проективные рисунки и др.).

По мере приближения окончания школы и экзаменов из группы «успешных и сильных» учеников выделяются подростки с особым школьным неврозом: у них нарастает напряжение и тревога в связи с их установками ответственности (возникшими индивидуально или из семьи) за безусловную и непрерывную успешность в учебе (и последующее поступление в вуз). У подобных учеников уровень тревоги и напряжения к моменту экзаменов может оказаться даже выше, чем у детей со слабой нервной системой!

Сверхответственным «сильным» ученикам - дополнительную помощь! (ее можете оказать как вы, так и психолог вашей школы):

· Обучение приемам психофизиологического расслабления: прогулки, массаж, ванны, душ, легкая закуска, дополнительный сон.

· Применение приемов переключения внимания и компенсаторные деятельности: общение, музыка, чтение, зрелища, общение с природой и животными, хобби (это последнее сокращается по мере приближения к экзаменам).

· «Охранительный» режим дня: сон не менее 9 часов, в том числе 1-1,5 часа днем. Отход ко сну не позже 23:00. Занятия в течение дня циклами по 1,5-2 часа с перерывами до 30 минут. Еда легкая и богатая витаминами (фруктами и ягодами) не реже 4-5 раз в день (не перед сном!).

 

Роль репетиторов и ваше отношение к ним.

    Прибегнуть к помощи репетиторов или нет - дело учащихся и их родителей. Традиция репетиторства - развита в настоящее время и, видимо, будет сохраняться еще долго, хотя для «сильных» учеников оно, может быть, и нужно-то больше как психотерапия или дополнительная тренировка уверенности в себе. Вас самих родители учеников из других школ тоже могут попросить быть у них репетиторами.

    Важно не отрицать репетиторство, а помочь ученику сделать его эффективным:

· Дать репетитору сведения, что в репетируемом предмете учащийся освоил лучше и что хуже.

· После первых 2-3-х недель занятий репетитора начать давать ученику возможность проявить себя на уроках, публично поощрять.

    Группа учеников с низкой стрессоустойчивостью (со «слабыми» нервами).

         В группу учащихся со слабыми нервами и низкой устойчивостью к стрессу вы можете отнести тех, у кого обнаружите треть и более из следующих признаков:

· Проявляют страхи инициативы, боятся начинать дело, допустить ошибку или оказаться некомпетентным, боятся оценки результатов их труда.

· Боятся отвечать на уроках, особенно - у доски.

· Пытаются избежать ситуаций испытания: просят освободить от экзаменов, сказываются больными.

· На контрольных и экзаменах переживания настолько ухудшают их мышление, что они не решают задачи, посильные им в спокойной ситуации.

· Подолгу переживают из-за низких оценок за текущие задания, тем более - за контрольные и экзамены; после них с трудом собираются для работы даже на текущих уроках.

· Капризны, плаксивы, обидчивы и нуждаются в успокоении в кризисных ситуациях.

· В классе не претендуют на роль лидера, а в поручениях не справляются с ней.

· Быстро утомляются в пределах одного урока или после первых 2-3-х уроков, жалуются на головные боли или сонливость.

· Грызут ногти и пальцы.

    Педагог как специалист по стрессам учащихся, психолог и даже психотерапевт.

    Распространенность и частота стрессов в современном мире (в школах и вузах, в семьях, во дворах, а теперь еще и ЕГЭ) такова, что любой взрослый, занимающийся детьми, автоматически становится психологом или даже психотерапевтом – воспитатель в детском саду, учитель в школе, педагог дополнительного образования, родитель.

    Особенно это касается детей и подростков со слабой нервной системой.
Последовательность стратегий оказания помощи данным детям:

1. Снижение тревожности и повышение устойчивости к стрессу.

2. Тренировка уверенности в себе и способности к самостоятельной учебной деятельности.

    Рассмотрим каждую из этих стратегий. Снижение тревожности, повышение самооценки и устойчивости к стрессам.

 

    Психофизиологическая помощь педагога.

    Рекомендовать плотную еду и чай или кофе в большую перемену.
Рекомендовать оптимальный режим учебы и отдыха: 1-1,5 часа сна при приходе из школы, отход ко сну не позже 22:30, продолжительность сна – не менее 9 часов; при непосредственной подготовке к ОГЭ – занятия по 1,5 часа с перерывами по 30 минут.

    Педагогическая помощь:

· Рассаживать тревожных учеников в середине класса или ближе к учителю.

· Спрашивать в середине уроков.

· Подсказывать родителям и тренировать на уроках наиболее успешные для ученика приемы усвоения материала.

    Психологическая помощь педагога и школьного психолога:

· Не прибегать к публичной критике тревожных и неуверенных учеников, обсуждайте неудачи индивидуально.

· Непрерывно поощряйте ребенка за любые успехи – в учебе и в любых других делах (по дому, в кружках и секциях, в общении со сверстниками, в хобби и др.).

· Научите его самого поощрять себя за эти же успехи.

· Аутотренинг с применением формул успокоения, ободрения, активизации (обратитесь к разделу, обращенному к родителям и самим подросткам).
Врачебная помощь:

· Используйте возможности медицины и рекомендуйте родителям тревожных подростков и им самим обратиться к врачу невропатологу, психотерапевту, медицинским психологам за укрепляющим и успокаивающим лечением за 1-3 месяца до ОГЭ.

· Тренировка уверенности в себе и способности к самостоятельной учебной деятельности.

Педагогическая помощь:

· Поддерживать любые позитивные результаты на уроке или даже попытки их достичь.

· Практиковать индивидуальные и групповые консультации перед ОГЭ.

· Моделировать ситуации экзаменов, в том числе и по типу ОГЭ.

Помощь репетиторов:

    Этот вид педагогической помощи соединяет тренинг учебной деятельности и выработку у ребенка уверенности в себе. Начать репетиторство с предметов ЕГЭ, вызывающих наибольшую тревогу и страхи, и лишь затем через 3-4 месяца перейти к остальным.

 

    Психологическая помощь:

· Призвать семью к стимулированию самостоятельности ребенка в семейных ролях (фактически - это внутрисемейный СПТ).

· Обучить подростков приемам волевой мобилизации, изложенным в разделе для родителей и подростков.

· Провести тренинг родительской компетентности и уверенности в применении системы общей психологической поддержки ученика: учащение физического контакта с ребенком (пребывания рядом, обниманий, ласки, массажей). Приготовление ребенку любимых блюд и совместная еда. Поддержка его позитивной самооценки, вплоть до временного исключения критики со стороны взрослых в семье. Непрерывное выражение ребенку чувства любви. Непрерывное поощрение ребенка за любые успехи в учебе и других делах (домашних, в кружках и секциях, в хобби). Научить ребенка самому поощрять себя за эти же успехи. Совместно с ребенком и репетитором подводить позитивные итоги занятий каждые 2-3 дня (или даже - ежедневно). Чаще дискутировать с ребенком по различным предметам - учите его уверенно формулировать мысли, отвечать.

· Провести таким детям групповой социально-психологический тренинг (СПТ) уверенности в себе, лучше в ноябре-декабре 9-го класса.

· Провести с каждым ребенком индивидуальный тренинг способности к успешной деятельности: вместе с ребенком составить список всех его успешных дел в жизни (в учебе и за ее пределами). Выяснить, какими психологическими способами были достигнуты успехи. Тренировать применение этих способов в текущей учебе. Научить ребенка планировать постепенную передачу ему инициативы и ответственности за учебу и тренировать навык планирования и получения желательных (хороших) оценок.

 

Группа учеников с неразвитой способностью к самостоятельной учебной деятельности.

Данная группа учащихся обнаруживается еще задолго до старших классов школы - уже в кризисах начальных и средних классах школы.
К ней вы можете отнести детей со следующими признаками:

· Не доводят дела до конца, начинают с интересом, но быстро «угасают» и бросают их незавершенными.

· Пассивные и «ленивые» в делах по дому, мало или нет хобби, ничем не интересуются, не занимаются в кружках и секциях дополнительного образования.

· Преобладают пассивные способы проведения досуга - телевизор, простые («детские») компьютерные игры, гуляния с друзьями без сложно организованных деятельностей.

· Нет сложно организованного досуга - чтения, сложных развивающих компьютерных игр («стратегических», познавательных), коллекционирования, воспитания животных и др.

· Начали учебу с симптомокомплексом неготовности к школе, с неразвитостью ее базы - деятельностей предшественников учебной (сложных сюжетно-ролевых игр, творческого самовыражения, конструирования, рукоделий и ремесел, навыков общения в группах и лидерства, труда и ролей по дому, восприятия сказок/мультфильмов и искусства).

· Испытывали трудности с учебой и низкой успеваемостью в начальных классах, вплоть до того, что родители были вынуждены их непрерывно контролировать, делать уроки вместе или принуждать к учебе.

· Прибегали к защите вытеснением и избеганием учебной деятельности: оттягивали приготовление уроков, не записывали задания («ничего не задали»), не вели дневник, «забывали» тетради и учебники.

· Скрывали от родителей свои неудачи в учебе, прибегали к защитной лжи.

· Имели ухудшение успеваемости при переходе в 5-6-е классы и при усложнении программы в 8-9-м классах.

· Снижали мотивацию учебы: утрачивали интерес к ней, исчезали переживания успеха, оценки утрачивали мотивирующую и активизирующую роль (безразличие к ним); отзывы о них: «могут учиться лучше, но не хотят!».

· Протестовали против учебы различными способами: вызывающе вели себя на уроках («срывали»), конфронтировали с учителями, хорошо успевающими одноклассниками, прогуливали уроки, группировались со средне успевающими и т.п.

Все надо делать вовремя!

При своевременном выявлении таких детей - в кризисе школьной дезадаптации в начальных классах или в кризисе перехода в средние классы – применяется последовательность стратегий психокоррекции, рассчитанных в сумме на 2-3 года:

· Временно сосредоточиться на развитии базы учебной деятельности – ее предшественников (при этом временно игнорировать низкую школьную успеваемость).

· На этой основе восстановить (специальными приемами) способность детей к самостоятельной деятельности.

· Закрепить ее в системе дополнительного образования.

· Моделировать ситуации успеха в учебе и восстановить интерес ученика к учебе: сначала по предметам, в которых у него были успехи, а затем по большинству.

Возможностей немного, но они есть!

Проблемы в 10-9 -х классах у детей данной группы, в частности проблемы с подготовкой к ЕГЭ, возникают в связи с настойчивым желанием их родителей видеть ребенка в техникуме (колледже) или вузе. Здесь требуется трезвая оценка возможностей ученика и правильная ориентация родителей в реальных способностях их ребенка.

Признаки возможности повысить у ребенка способность к самостоятельной учебной деятельности в течение 9 -го класса: периоды снижения успеваемости в 5-6-м или 8-9-м классе были непродолжительными. К 1 9 -му классу мотивация учебы восстановилась. Успеваемость, даже в периоды снижения мотивации учебы, не была ниже 3-4 баллов с сохранением у ребенка отдельных переживаний успехов. К 3-4-м предметам сохраняется избирательный интерес и хорошая успеваемость (еще лучше – если среди них есть предметы ОГЭ).

Сложность мобилизации способности к учебе состоит в недостатке времени - всего-то несколько последних месяцев 9 -го класса.

 

Педагогическая поддержка:

· Определить, по каким предметам у подростков дольше всего (или даже до последнего времени) сохранялась мотивация учения.

· Немедленно начать моделировать детям ситуации успеха по этим предметам (даже если они и не входят в ОГЭ), стимулировать учеников на этих уроках.

· После повышения у подростков этим способом мотивации учения (требуется 1-3 месяца) дальше им и их родителям можно рекомендовать репетиторство по предметам ОГЭ, даже если по ним мотивация была давно утрачена.

 

Психологическая поддержка:

· Обсуждение с подростком, какие позитивные смыслы может иметь для него интенсивная подготовка к ОГЭ: поддержание самоуважения, соревнование с другими, подготовка в техникум или вуз, другое.

· Ежедневный совместный контроль успешности подготовки.

· Непрерывное, совместное с подростком, планирование достижений в учебе и мотивация стремления к ним.

· Формирование у подростка собственного образа успешного будущего («Я успешный») и интереса к нему.

 











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: