Инструменты режиссёра:
Мизансцена, как способ организации действия в пространстве
Кадр, как изобразительная единица действия в повествовании
Монтаж, как способ организации действия и пространства во времени
Мизансцена, как расположение действующих лиц в окружающем их пространстве относительно его объектов и относительно друг-друга
Мизансценирование решает две задачи:
Эстетическую – композиционная расстановка объектов
Драматургическую – визуальное выявление драматургического конфликта
Начальная и конечная мизансцена эпизода
Смена мизансцен на протяжении действия– пластический рисунок эпизода
В основе мизансцены - пластическая составляющая актерской роли
Выразительность мизансцены определяется не «режиссерской разводкой»
Мизансцена строится на сценическом взаимодействии персонажей, на основе межличностных отношений актеров в роли – «начинает влиять» на игру актеров.
Кадрирование мизансцены - мизанкадр
Драматургию мизанкадра определяют:
Темп, ритм, траектория, характер движения камеры, как снаружи (извне) мизансцены так и изнутри.
Драматургия мизанкадра зависит от:
Композиции, места в монтажном ряду, драматургией эпизода в целом
Мизанкадр -> Кадр -> Монтажная фраза -> Эпизод
Многофункциональность монтажа:
Техническая - последовательное соединение двух кадров. «Грамотный монтаж» - склейка двух кадров, незаметная для глаза зрителя. Способы достижения – склейка по движению, по цветосветовому балансу, композиции и т.д.
Выразительное средство – передающее соответствующую идею и вызывающее определенные эмоции зрителя.
«Что является «материалом» режиссера? В других искусствах все ясно — у живописца это краски, у скульптора — мрамор и камень, у писателя — слово, у актера — его тело и голос, каждому свое. У режиссера ничего своего — все чужое, все «напрокат», все неосязаемо, бесплотно» (Сергей Юткевич).
Что мы видим на сцене или экране, когда смотрим произведение искусства созданное режиссером? Некие физические объекты. Они и являются тем «вещественным» первоэлементом, который им используется для воплощения своего творческого замысла. Это и природные, физические данные актера (голос, тело, психика), и пьеса (сценарий), и декорации (натура), и музыка, и свет…
Движение объекта (человеческого тела, рисованного персонажа, предметов, элементов пейзажа) как материала режиссерского творчества, обладает значительными и своеобразными познавательно-эстетическими возможностями, отличающимися от возможностей иных искусств. Поэтому, например, без речи режиссерское искусство может обойтись, а без движения – нет. В физических движениях воплощается целостный облик людей. Человека можно «узнать», в полном смысле, лишь непосредственно наблюдая его что-то делающим, как-то проявляющим себя в движениях тела, жестикуляции, мимике.
Третий вопрос:
Архитектоника – построение художественного произведения
Кадр – 1) пространственная граница фото-, теле-, или киносценария
2) снимок на пленке, фиксирующий одну из фаз движения или статического положения объектов съемки
Раскадровка – последовательность рисунков, служащая вспомогательным средством при создании фильмов, телефильмов или рекламных роликов
Экспликация – пояснение режиссерского замысла
Тема – основной замысел
Идея – главная мысль произведения
Вид –
Жанр – распределение фильмов по определенным типам на основе их стиля, формы и содержания.
Амплуа – определенный род ролей, соответствующий внешним и внутренним данным актера.
Типаж – основные признаки и характеристики индивида и натуры личности.
Фабула – повествование, содержание событий, изображенных в произведении, сюжетная схема.
Сюжет – ряд событий, происходящих в произведении. Развитие действия.
Конфликт – столкновение противоположных взглядов, наивысшая точка накала сюжета.
Монтаж – этап создания кино- или видеофильма, заключающийся в отборе и соединении фрагментов исходного материала.
Герой – главное действующее лицо фильма.
Персонаж – субъект действия, носитель роли в произведении.
Литературный сценарий – законченное кинодраматургическое произведение.
Киносценарий – литературное произведение, рассчитанное на будущее экранное воплощение,
Сцена – отдельная часть действия.
Эпизод – часть литературного произведения, имеющая самостоятельное повествовательное значение.