РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
КЛАСС 21.04.2020
Учитель Габор Н.А.
Тема урока: Смешное и грустное в рассказе М.Зощенко «Беда»
ХОД УРОКА.
- Здравствуйте, девчонки и мальчишки. Вы хорошо, я надеюсь, отдохнули. С новыми силами приступим к занятиям. Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством М.Зощенко. Будьте внимательны, выполняйте все задания по конспекту.
- Сегодня на уроке мы будем с вами читать рассказ, название которого вы должны
определить сами
Да, это рассказ с названием «Беда» (1923 г.).
- Как вы думаете, о каких событиях может повествоваться в рассказе с названием «Беда»? Работа со словом: (письменно)
- Определите значение слова беда
- Подберите синонимы к слову беда
- Какие чувства должен вызвать такой рассказ?
- А теперь посмотрите еще раз на картинки, одна из них выпадает из общего контекста. Какая?
Если это имеет отношение к рассказу, то что эта картинка вносит в наше восприятие рассказа?
|
|
- Значит, беда вызывает не только печаль грусть, но и смех? Вы уже по-другому будете воспринимать содержание рассказа? А, может быть, и то, и то останется? (СМЕХ СКВОЗЬ СЛЕЗЫ)
- А теперь я вам скажу, что написал
М.М.Зощенко. Что вы знаете об этом писателе? (прочитайте материал в учебнике)
Итак, тема урока: Смешное и грустное в рассказе М.Зощенко «Беда».
Мы с вами, ребята, должны прочитать рассказ, проанализировать его - определить, кого, что и за что высмеивает автор, как он это делает – какие приемы использует.
- Прочитав биографию писателя вы, наерное, определили, что писатель Зощенко – САТИРИК. ( Это мы будем иметь в виду, когда будем слушать рассказ «Беда»)
А теперь смотрите кракометражный фильм «Беда»
- Слушаем рассказ… (аудиозапись)
https://www.youtube.com/watch?v=UIjI2-CMSF0
- Я думаю, что во время просмотра фильма вы улыбались. Было смешно? В какие моменты?
- А сейчас мы проверим, как вы слушали рассказ: (прием «верю-не верю):
1) Герой рассказа Егор Иванович питался хорошо и махорку курил, но накопил денег на лошадь
2) Он копил деньги на лошадь 2 года.
3) Когда к нему пришел мужик из соседнего села и предложил купить лошадь, он ее не купил.
4) Продавец был очень заинтересован в покупке лошади Егором Ивановиче
5) Герой на базаре почти не рассматривал лошадь и купил ее сразу
6) Деньги Егор Иванович хранил в портянке в сапогах
7) У лошади, которую торговал Егор Иванович, был очень красивый цвет
8) После продажи лошади торговец стал называть Егора Ивановича на ВЫ
9) Прохожие с интересом, заинтересованностью, сочувствием смотрели на Егора Ивановича с лошадью
|
|
10) На радостях Егор Иванович пригласил отметить покупку малознакомого мужика из дальней деревни
11) Егор Иванович купил лошадь в понедельник, а домой вернулся в среду
12) Герой был очень рад, что освободился от лошади
- Попробуйте кратко передать содержание рассказа. (1 предложением)
- Что за герой?
– Почему он отказывается от покупки лошади у мужика из соседнего села?
– Как вы охарактеризуете действия героя на базаре? Почему он себя так вел?
– Вспомните, как герой шел со своей покупкой домой. Что же с ним произошло и почему?
– Зачем автор показал в рассказе равнодушие окружающих к радости и горю героя?
– Какую роль сыграл «черный мужик» в этой истории?
Как автор относится к герою? Смеется – как автор это делает…
КАКИЕ СРЕДСТВА сатиры и юмора использует использует автор?
Запишите в тетрадь
Юмор: неожиданность, несоответствие, недоразумение, нелепица (бессмыслица)
- говорящая фамилия, гипербола. Лексические повторы могут использоваться и как средство юмора.
Сатира: ирония, гипербола, сарказм, гротеск
Задание: Обратимся к тексту и найдем примеры юмора и сатиры.
- говорящая фамилия, название деревни – Гнилые Прудки;
- несоответствие – не купил лошадь, когда предлагали в родной деревне
- ирония (насмешка) стал собираться в путь; продавец делал вид, что он ничуть не заинтересован, купят ли у него лошадь.
- гипербола (два года солому жрал – три года солому жрал - шесть лет солому жрал)
- неожиданность (деньги в портянку, поведение перед лошадью, во время торга; бросает шапку на землю
сарказм, гротеск
- просторечная лексика
- повторы; с шапкой, по голенищу…