А теперь смотрите кракометражный фильм «Беда»

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 

КЛАСС 21.04.2020

Учитель Габор Н.А.

Тема урока: Смешное и грустное в рассказе М.Зощенко «Беда»

                                                   ХОД УРОКА.

- Здравствуйте, девчонки и мальчишки. Вы хорошо, я надеюсь, отдохнули. С новыми силами приступим к занятиям. Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством М.Зощенко. Будьте внимательны, выполняйте все задания по конспекту.

 - Сегодня на уроке мы будем с вами читать рассказ, название которого вы должны

 

 

определить сами

 

 Да, это рассказ с названием «Беда» (1923 г.).

- Как вы думаете, о каких событиях может повествоваться в рассказе с названием «Беда»?  Работа со словом: (письменно)

- Определите значение слова беда

- Подберите синонимы к слову беда

- Какие чувства должен вызвать такой рассказ?

 

- А теперь посмотрите еще раз на картинки, одна из них выпадает из общего контекста. Какая?

 Если это имеет отношение к рассказу, то что эта картинка вносит в наше восприятие рассказа?

 - Значит, беда вызывает не только печаль грусть, но и смех? Вы уже по-другому будете воспринимать содержание рассказа? А, может быть, и то, и то останется? (СМЕХ СКВОЗЬ СЛЕЗЫ)

- А теперь я вам скажу, что написал

М.М.Зощенко. Что вы знаете об этом писателе? (прочитайте материал в учебнике)

 Итак, тема урока: Смешное и грустное в рассказе М.Зощенко «Беда».

 Мы с вами, ребята, должны прочитать рассказ, проанализировать его - определить, кого, что и за что высмеивает автор, как он это делает – какие приемы использует.

 - Прочитав биографию писателя вы, наерное, определили, что писатель Зощенко – САТИРИК. ( Это мы будем иметь в виду, когда будем слушать рассказ «Беда»)

А теперь смотрите кракометражный фильм «Беда»

- Слушаем рассказ… (аудиозапись)

https://www.youtube.com/watch?v=UIjI2-CMSF0

- Я думаю, что во время просмотра фильма вы улыбались. Было смешно? В какие моменты?

- А сейчас мы проверим, как вы слушали рассказ: (прием «верю-не верю):

1) Герой рассказа Егор Иванович питался хорошо и махорку курил, но накопил денег на лошадь

2) Он копил деньги на лошадь 2 года.

3) Когда к нему пришел мужик из соседнего села и предложил купить лошадь, он ее не купил.

4) Продавец был очень заинтересован в покупке лошади Егором Ивановиче

5) Герой на базаре почти не рассматривал лошадь и купил ее сразу

6) Деньги Егор Иванович хранил в портянке в сапогах

7) У лошади, которую торговал Егор Иванович, был очень красивый цвет

8) После продажи лошади торговец стал называть Егора Ивановича на ВЫ

9) Прохожие с интересом, заинтересованностью, сочувствием смотрели на Егора Ивановича с лошадью

10) На радостях Егор Иванович пригласил отметить покупку малознакомого мужика из дальней деревни

11) Егор Иванович купил лошадь в понедельник, а домой вернулся в среду

12) Герой был очень рад, что освободился от лошади

 

 

- Попробуйте кратко передать содержание рассказа. (1 предложением)

- Что за герой?

– Почему он отказывается от покупки лошади у мужика из соседнего села?

– Как вы охарактеризуете действия героя на базаре? Почему он себя так вел?

– Вспомните, как герой шел со своей покупкой домой. Что же с ним произошло и почему?

– Зачем автор показал в рассказе равнодушие окружающих к радости и горю героя?

– Какую роль сыграл «черный мужик» в этой истории?

 Как автор относится к герою? Смеется – как автор это делает…

 

КАКИЕ СРЕДСТВА сатиры и юмора использует использует автор?

Запишите в тетрадь

Юмор: неожиданность, несоответствие, недоразумение, нелепица (бессмыслица)

- говорящая фамилия, гипербола. Лексические повторы могут использоваться и как средство юмора.

Сатира: ирония, гипербола, сарказм, гротеск

 Задание: Обратимся к тексту и найдем примеры юмора и сатиры.

- говорящая фамилия, название деревни – Гнилые Прудки;

- несоответствие – не купил лошадь, когда предлагали в родной деревне

- ирония (насмешка) стал собираться в путь; продавец делал вид, что он ничуть не заинтересован, купят ли у него лошадь.

- гипербола (два года солому жрал – три года солому жрал - шесть лет солому жрал)

- неожиданность (деньги в портянку, поведение перед лошадью, во время торга; бросает шапку на землю

сарказм, гротеск

- просторечная лексика

- повторы; с шапкой, по голенищу…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: