Тетралогия «Кольцо Нибелунга»

Вильгельм Рихард Вагнер (1813-1883)

Рихард Вагнер – немецкий композитор, крупнейших реформатор оперного жанра, занял исключительное положение среди выдающихся оперных композиторов XIX века. В творчестве Вагнера получили решение важнейшие проблемы оперы XIX века – это вопросы взаимоотношения музыки и драмы, оперного симфонизма. Вагнер создал в оперном жанре свою концепцию музыкальной драмы и её влияние ощутили крупнейшие музыканты века. В творческом наследии композитора 13 опер. Значение творчества Вагнера перешло границы оперного жанра: вагнеровские идеи получили развитие в симфонизме, ладогармоническом языке, в хроматическом усложнении тонально-модуляционного письма. Гениальная композиторская одарённость сочеталась у Вагнера с выдающимся литературным даром. Вагнер был автором либретто большинства своих опер. Огромно количество собственно литературных работ и обширен круг проблем – от искусства до революции. Вагнер был теоретиком музыкального театра. Его фундаментальный труд «Опера и драма» выразил самые существенные черты оперной и художественной системы композитора. Выдающимся был талант Вагнера как симфонического и оперного дирижёра. Творческий путь композитора был сложным, противоречивым, особенно в сфере общественно-политического мировоззрения. Непростыми были отношения Вагнера с его современниками – от неприязни до обожания. Но при всех заблуждениях композитора уникален масштаб его личности как художника. На всех этапах жизни и творчества искусство Вагнера определяли идеалы нравственного совершенства, духовности, стихия человеческих страстей, высокой жертвенной любви.

Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 года в Лейпциге – крупнейшем городе Саксонии. Отец - Карл Фридрих Вильгельм служил полицейским чиновником. Рихард Вагнер был девятым ребёнком в семье. В год его рождения умер отец. Мать Вагнера - Иоганна Розина Беетц - вторично вышла замуж за друга семьи – драматического актёра Людвига Гейера. Занятия музыкой начались с 15 лет.

Просто перечисление работ с биографическим переплетением.

В раннем периоде музыкального творчества (1828 – 1832 гг.) Вагнер создал ряд инструментальных произведений, в том числе симфонию (1832 г.) и увертюру «Польша» (1832 г., окончательная редакция 1836 г.). С 1831 г. Вагнер студент Лейпцигского университета. Одновременно брал частные уроки композиции у Т. Вейнлига. С 1833 г. работал театральным хормейстером в Вюрцбурге, затем дирижёром музыкальных театров в Магдебурге (1834 – 1836 гг.), Кенигсберге (1837 г.), Риге (1837 – 1839 гг.). В 1830-х гг. Вагнер написал оперы: «Феи» (по К. Гоцци, 1833 – 1834 гг., постановка 1888 г.), «Запрет любви» (по У. Шекспиру, постановка 1836 г.), «Риенци» (по Э. Булвер-Литтону, 1838 – 1840 гг., постановка 1842 г.). В 1839 – 1842 гг. жил в Париже, где создал первые зрелые произведения: увертюру «Фауст» (по И. В. Гёте, 1840 г., окончательная редакция 1855 г.) и оперу «Летучий голландец» (по народным легендам и новелле Г. Гейне, 1841 г., постановка 1843 г.). В 1843 – 1849 гг. работал дирижёром придворного театра в Дрездене; там же написал на основе средневековых легенд две оперы: «Тангейзер» (1843 – 1845 гг., постановка 1845 г.) и «Лоэнгрин» (1845 – 1848 гг., постановка 1850 г., Веймар). Участник Дрезденского восстания 1849 г., после подавления которого эмигрировал в Швейцарию. В 1849 – 1858 гг. жил в основном в Цюрихе. В 1852 г. Вагнер завершил (первоначальный замысел в 1848 г.) литературный текст оперной тетралогии «Кольцо нибелунга» на основе скандинавского эпоса VIII - IX вв. «Эдды» и немецкого средневекового эпоса XIII в. «Песнь о нибелунгах». В 1852 – 56 гг. написал музыку первых частей тетралогии: «Золото Рейна» и «Валькирия». В 1857 – 1859 гг. создал оперу «Тристан и Изольда» (по эпическому сказанию Готфрида Страсбургского, постановка 1865 г., Мюнхен). После периода скитаний (1859 – 1864 гг.) Вагнер по приглашению баварского короля Людвига II переезжает в Мюнхен. Здесь в 1868 г. была поставлена его опера «Нюрнбергские мейстерзингеры» (по нюрнбергской хронике конца XVII в.); в 1871 – 1874 гг. он завершил последние части «Кольца нибелунга»: «Зигфрид» и «Гибель богов». Постановка всей тетралогии состоялась в Байрёйтском театре (1876 г.), построенном по проекту Вагнера. Последние годы жизни Вагнер проводит в Байрёйте, где в 1882 г. была поставлена его опера-мистерия «Парсифаль» (по средневековой христианской легенде).

Произведения Вагнера, не связанные с театром, в период зрелого творчества появляются редко. Среди них: «5 стихотворений для женского голоса с фортепьяно» (на слова М. Везендонк, 1857–1858 гг.), идиллия «Зигфрид» для малого симфонического оркестра (1870 г.).

«Песнь о Нибелунгах»  - средневековый эпос XII-XIII вв. древних германцев и скандинавов. Это поэма, состоящая из 39 глав (авентюр) и включающая около 10 тысяч стихов. Она окончательно сложилась около 1200 г. в Австрийских землях и написана на средневерхненемецком языке.

Тетралогия «Кольцо Нибелунга»

Вагнер возобновил работу над текстом по мифам о нибелунгах, которую он начал в Дрездене в 1848 году. Эта работа выросла в грандиозный цикл из 4-х драм: «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Закат богов». Текст тетралогии был полностью закончен в 1852 году. Работая над текстом тетралогии, Вагнер использовал многие варианты сказания. Но главными литературными источниками стали два – это древний цикл скандинавских мифов «Песни Старшей Эдды» (IX-X века) и «Сага о Вельзунгах» (середина XIII века). Антикапиталистическая направленность отличает концепцию тетралогии «Кольцо нибелунга». Олицетворением «мирового зла» явилась здесь власть золота, которой противопоставлены сила любви и геройство подвигов. Борьбу со злом призван вести идеальный народный герой Зигфрид, символизирующий, по замыслу Вагнера, «социалиста-искупителя». Как и в других операх Вагнера, в тетралогии ярко воплощены национальные мифологические и легендарные образы, картины немецкой истории и природы. В период длительной работы над тетралогией в мировоззрении Вагнера усилились реакционные тенденции (показательно увлечение философией А. Шопенгауэра и Ф. Ницше). В тетралогии появились черты пессимизма, отразились слабость и рефлексия, характерные для немецкой интеллигенции послереволюционного периода, её неверие в революцию. В «Кольце нибелунга» нашли последовательное выражение реформаторские принципы Вагнера, зародившиеся отчасти ещё в операх 1840-х гг.

Среди обилия персонажей Вагнера более всего привлекал образ «лучезарного» Зигфрида (чуть выше о нем было), жаждущего подвигов. В облике Зигфрида Вагнер видел героя – освободителя мира от зла. Вагнер сильно модернизировал миф о Зигфриде и нибелунгах с позиций идеологии человека XIX века в условиях революционной ситуации. Вагнер сохранил в образе Зигфрида героическое начало, т.к. подвиги Зигфрида направлены на искоренение зла. Вагнер называл Зигфрида «человеком будущего, социалистом – искупителем, явившимся на землю, чтобы  уничтожить власть капитала», освободить человечество от власти золота и преступлений, царящих в мире.

Психологический антипод Зигфрида – бог Вотан, который обладает властью над миром, но бессилен перед злом. Зло воплощено в кольце, проклятым злобным карликом – нибелунгом Альберихом. Кольцо – символ материального богатства и власти над миром. Каждый, кто обладает кольцом, погибает в борьбе за него. В результате мир ждёт катастрофа, а героев – смерть; погибают все – боги, люди, карлики, великаны.

Мировому злу может противостоять только любовь и подвиг во имя любви. Композитор придал мифу современное содержание: в мифологическом сюжете Вагнер стремился отразить реальную действительность, жажду власти и богатства. В операх тетралогии композитор полностью реализовал принципы своей реформы. В 1854 году Вагнер закончил партитуру «Золото Рейна» и начал работать над партитурой «Валькирии». Образы природы играют в тетралогии огромную роль. Они создают красочный фон и неразрывно связаны с жизнью, чувствами героев

 Эта грандиозная работа продолжалась в течение 25 лет. Тетралогия была закончена только в 1874 году. Вагнер прервал работу над музыкальным воплощением  тетралогии, т.к. его увлёк новый замысел. Композитор приступил к созданию другой драмы – «Тристан и Изольда».

Вагнер разделял многие убеждения немецких романтиков, но привнес в  романтизм то, что не вмещалось в него и что совершенно не находило созвучия в его время. Особый интерес представляет позиция Вагнера по отношению к мифу(как уже поняли). Немецким романтикам миф представлялся идеалом искусства, центром этических, эстетических и других мировоззренческих понятий. О необходимости создать новую мифологию говорил Ф. Шлегель, он же утверждал единство и неразрывность мифологии и поэзии.

Для Вагнера миф - как начало и конец истории. Он полагается только на мифологическую трактовку сюжета, а не историческую.

 

Можно сказать, что Вагнер всеми силами пытался привлечь внимание пробуждению интересам к мифам Германии. Обратиться к истокам.

 

 

Источники:

Вагнер Р. Кольцо Нибелунга: Избр. Работы. СПб., 2001.

Вагнер Р.. Моя жизнь. В 2 т. М., 2003.

Литература:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: