Работа 2. Определение температурной чувствительности (термоэстезиометрия)

 Термоэстезиометрия – метод изучения температурной (тепловой и холодовой) чувствительности. Метод заключается в определении плотности расположения тепловых и холодовых рецепторов на разных участках тела. Под плотностью понимают количество терморецепторов, расположенных на единице исследуемой поверхности тела.

Плотность расположения тепловых и холодовых рецепторов различна на разных участках тела. При этом холодовых рецепторов больше, чем тепловых. Так, кончики пальцев имеют наибольшую плотность как тепловых, так и холодовых рецепторов.

Оснащение: термоэстезиометр (стеклянная колба с впаянной стальной проволокой – термощупом), трафарет с окошком площадью 0,5 см; лед, горячая вода (около 50º С).

Цель работы: освоить метод определения плотности раположения терморецепторов и убедиться в ее различии на коже и слизистой оболочке полости рта.

Ход работы: Исследования проводят на человеке. На исследуемую поверхность накладывают трафарет. Термощупом с интервалом 1-2 сек. лроизводят 9 последовательных прикосновений в точках, равномерно расположенных на площади трафарета. Испытуемый отмечает те прикосновения, которые вызывают у него отчетливые температурные ощущения.

Определение плотности терморецепторов начинают с холодовых рецепторов. Для этого термоэстезиометр заполняют мелко колотым льдом. При исследовании плотности расположения тепловых рецепторов термоэстезиометр заполняют горячей водой.

Определение плотности терморецепторов проводят на спине, тыльной поверхности кисти, плече, предплечье, шее, кончике большого пальца руки, коже верхней губы, красной кайме верхней губы, кончике языка.

Оформление результатов работы: результаты исследования оформите в виде таблицы 9.

Таблица 9

Исследуемые участки

Количество терморецепторов на 0,5 см²

                          

Холодовых   Тепловых 
Спина Тыльная поверхность кисти Кончик пальца руки Плечо Предплечье Шея Кожа верхней губы Красная кайма верхней губы Кончик языка    

 

Сделайте вывод о зонах максимальной и минимальной плотности температурных рецепторов.

 

Работа 3. Адаптация терморецепторов.

Большинство рецепторов обладают способностью адаптироваться к постоянно действующему раздражителю. При длительном раздражении у рецепторов снижается уровень возбуждения и теряется их чувствительность к стимулу. Происходит привыкание или адаптация. При изменении параметров раздражения рецепторы сохраняют способность отвечать возбуждением.

В наличии адаптации можно убедиться на примере ощущения холода и тепла. В результате адаптации к теплу резче ощущается холод и наоборот.

Оснащение: сосуды с водой разной температуры (10º, 25º, 45ºС), секундомер.

Цель работы: определить время адаптации терморецепторов к действию холода и тепла.

Ход работы:  опустите кисть руки в горячую (45ºС) или в холодную (10ºС) воду и определите время адаптации терморецепторов, т.е. время, в течение которого ощущение тепла или холода ослабевает. Затем пронаблюдайте явление контраста, для чего в сосуд с холодной водой поместите правую руку, а в сосуд с горячей водой – левую. Через несколько минут обе руки одновременно окуните в воду, температура которой 25ºС. Отметьте ощущение контраста: в правой руке при действии средней температуры возникает ощущение тепла, а в левой руке – ощущение холода.

Оформление работы: укажите время адаптации терморецепторов к холоду и теплу. Сделайте вывод о явлении контраста.

 

Ситуационные задачи для проверки уровня знаний.

1. Почему если ощупывать предмет, который может уместиться на ладони руки, он лучше воспринимается, чем, если бы предмет лежал в руке неподвижно?

2. Расстояние между двумя волосками Фрея 20мм. Чем будет отличаться ощущение от прикосновения такой парой волосков к коже спины и ладони?

3. Расставьте перечисленные участки кожи по степени возрастания ее чувствительности к прикосновению: предплечье, спина, подошва, нос, кончики пальцев рук, губы, лоб.

4. Расставьте перечисленные участки кожи по степени возрастания ее чувствительности к давлению: лоб, верхнее веко, подошва, спина, предплечье.

Ситуационные задачи для самостоятельной работы

1. Сколько горошин под пальцами ощущается человеком с закрытыми глазами, если катать одну горошину двумя не перекрещенными и перекрещенными пальцами?

2. Какой покажется испытуемому вода, температура которой 20º при помещении в нее обеих рук, если до этого он держал одну руку в воде температурой 40º, а другую – температурой 10º? Чем объяснить возникающие при этом ощущения?

3. Почему мы не ощущаем кольцо, которое носим постоянно на пальце, и в то же время отчетливо чувствуем, что на этот палец села муха?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: