ИОПХ 180/200. Художники ИОПХ из фондов Музея-института семьи Рерихов

Альбом, созданный к юбилейной выставке ИОПХ 200/180, являющейся шестой по счету выставкой цикла «Н. К. Рерих и художники ИОПХ» в рамках многолетнего проекта «Н. К. Рерих. Круг жизни. Санкт-Петербург». Отмечающей сразу два юбилея двухсотлетие Императоргоского Общества поощрения художеств и Рисовальной школы при нём.

Создание Общества поощрения художеств (ОПХ)  в 1820 году почти сразу стало большим культурным событием в истории России и Петербурга, его выставочная и образовательная деятельность заложили прочную основу культурного развития страны, развившись из кружка любителей искусства до общества под покровительством государя– стало одним из самых демократичных культурных институтов официально поддерживающимся государством, не только аристократия, но и сами участники общества имели право голоса в нём и могли участвовать в жизни и работе оного, что несомненно, как покажет история, пошло на пользу.

С 1882 года общество приняло наименование — Императорское Общество поощрения художеств (ИОПХ)

С 1892 года Комитет общества издавал журнал «Искусство и художественная промышленность», который с января 1901 года был заменён ежемесячным изданием «Художественные сокровища России»

К 1 января 1901 года в личном составе общества числилось 261 лицо. С 1878 года председательствовала принцесса Ольденбургская, Евгения Максимилиановна. Председателями Комитета ИОПХ состояли: П. А. Кикин (до 1834), В. В. Мусин-Пушкин-Брюс (1835—1836), К. А. Нарышкин (1836—1838), П. И. Кутайсов (1838—1839); с 1840 года этот пост занимали представители императорской фамилии: герцог Максимилиан Лейхтенбергский (до 1851), его вдова великая княгиня Мария Николаевна (до 1875), их дочь принцесса Евгения Ольденбургская (до 1915), великий князь Пётр Николаевич (до 1917).

Первоначально собрания Общества проходили на квартире князя И. А. Гагарина в доме на углу набережной реки Мойки и Зимней канавки (дом № 48). Специальное здание для Общества было построено на месте бывшего обер-полицмейстерского дома на Большой Морской улице, № 38. В 1877–1878 годах здание было перестроено по проекту М. Е. Месмахера, а в 1890–1893 годах еще раз перестроено по проекту архитектора И. С. Китнера, после чего здание получило существующий ныне облик. В здании разместились Рисовальная школа, художественно-промышленный музей, художественный магазин и выставочные залы.

 

О нём написаны сотни статей и созданы видеофильмы, недооценить масштаб его деятельности сложно.

Почти каждый музей может похвастаться предметами в своих фондах, так или иначе связанными с ИОПХ*, коллекцией, которой обладает Музей-институт семьи Рерихов не обладает почти никто - она сложена из работ разного периода и разного вида предметов, большого количества имен дарителей, основателей музея и самой семьи Рерихов. И все эти предметы искусства до сих пор востребованы вниманием зрителя. Основой коллекции музея является Мемориальное собрание С. С. Митусова[1] (в сокращении МСССМ), переданное Музею-институту при его создании троюродной сестрой Ю.Н. и С.Н. Рерихов и владелицей собрания Людмилой Степановной Митусовой (1910—2004), дочерью С.С. Митусова.

Особую группу составляют коллекции деятелей «Серебряного века» и довоенного периода – Надежды Савельевны Войтинской[2], Александра Александровича Громова[3], Александра Борисовича Батурина[4] и других.

Начиная от небольших записок и входных билетов, периодических изданий ИОПХ, заканчивая скульптурами и живописью - всё нашло отражение в свидетельствовании существования того важного общества, вернее деятельности тех людей которые его олицетворяли, его директора, учителей, учащихся, участников общества таких как Митусовы, Рерихи, Боткины, Лансере, Репин и многие другие. Ещё ни раз внимание следующих поколений будет привлечено выпускниками и деятелями того круга, когда-то столь передового и авангардного, давшего многим творческим людям жившим в Петрограде начала ХХ века художественное образование, тем кто по каким-то причинам не мог иметь возможности получить его в других образовательных учреждениях; хранилище информации и ставшего пристанищем целого культурного пласта, объединившего в своих стенах многих весьма разнообразных творцов.

 

То что обывателю сейчас кажется «классикой», «академизмом», работами «скучными» - в тот век и то время было рождено в желании найти новые подходы и пути развития искусства, развития жизни общества и ту по праву называемую бурную просветительскую и образовательную деятельность, которую оно когда-то развивало, нельзя сравнивать с теми вещами которыми мы меряем ту или иную институцию сейчас – это были во многом новаторы, своим опытом, ошибками, промахами и неудачами эти люди выложили дорогу современным художникам, кураторам, педагогам и зрителям, воспитав их вкус и приучив их глаза видеть искусство не только с одной стороны, показанное в больших мировых музеях, на репродукциях в книжках и памятниках древности, но и то, что рождается под час нами не замеченным, в области предметов интерьера, фарфора и керамики, деталей мебели и прочего.

Рассматривая поначалу кажущиеся простыми предметы - рисунки, маленькие этюды и другие вещи этой коллекции важно понимать какая за этим стоит история, сколько было вложено сил, чтобы сохранить кажущееся таким невеликим среди петербургских громад искусства, его музеев-гигантов с их великолепными коллекциям ̶ эти на первый взгляд незначительные имена.

Именно они, о которых речь пойдёт ниже стали той колыбелью, которая взрастит многих больших художников постимперской и советской эпохи, тех кого бы мы сейчас назвали дизайнерами, декораторами, иллюстраторами, историками искусства, а также кураторов. Которые сформировали облик русского искусства на историческом рубеже.

Нужно внимательно вглядеться в эти предметы, в лица авторов, чтобы понять какую ценность они несут на самом деле, эти люди сыграли большую, но не всем заметную роль в жизни нашей страны, и они достойны нашего внимания.

Ведь за каждым гением любой сферы всегда стоит кто-то кто ему помогал, эти имена не всегда известны, а порой нами чаще забыты, хотя от них многое зависело в формировании сегодняшнего времени.

Тот факт, что это сохранилось, пережило такой огромный путь в своей не всегда простой, порой до конца не распутанной истории, чтобы оказаться в стенах этого музея свидетельствует об их ценности и важности.

Говоря о целом комплексе предметов, стоит отметить, что эти предметы включены в разные фонды музея. Есть и художественные предметы (живопись, графика и скульптура), и фотографии, и предметы декоративно-прикладного искусства, и редкие книги, и рукописно-документальный фонд предметы, хранящиеся в ГМИСР**, часто используются на различных выставках, в научных исследованиях.

 

Многогранная деятельность Императорского Общества поощрения художеств и творческие судьбы художников, связанных с ним и Рисовальной школой, представляется Музеем-институтом семьи Рерихов на тематических и персональных выставках. Первая выставка музея в 2005 году «Николай Рерих и другие. Художники XIX–XXI веков в собрании Музея-института семьи Рерихов», показывая мемориальное собрание двоюродного брата Е. И. Рерих С. С. Митусова, хранителя рериховского наследия в Петрограде-Ленинграде, представляла не только историю создания нашего музея, но и широкий контекст деятельности Н. К. Рериха и художников его круга, их предшественников и последователей[5]. Выставка 2006 года «Н. К. Рерих и его школа» была посвящена деятельности Н. К. Рериха на посту директора Рисовальной школы ИОПХ и творчеству его учеников. На V выставке медальеров Санкт-Петербурга в 2007 году были представлены предметы, выполненные в стенах Рисовальной школы ИОПХ[6].

В 2008 году выставка «Н. К. Рерих и художники Императорского Общества поощрения художеств» положила начало серии выставок, входящей в выставочный проект «Н. К. Рерих. Круг жизни. Санкт-Петербург»[7]. Второй выставкой этого проекта в этом же году стало представление работ ныне почти забытого художника Александра Александровича Громова (1886–1956), замечательного мастера офорта, на выставке «Александр Громов. Живопись и графика»[8]. Серию персональных выставок учеников Рисовальной школы продолжил проект «Надежда Войтинская. Работы 1910-х–1920-х годов»,[9] показавшей работы известной петербургской художницы-литографа, искусствоведа и переводчика Н. В. Войтинской (1886–1965).

Выставка 2011 года «А. А. Маковская (Плевако). Зов Прекрасного» познакомила с творчеством живописца и графика, иллюстратора театральных журналов А. А. Маковской (1885–1955)[10].

Серия выставок «Н. К. Рерих и художники Императорского Общества поощрения художеств» вернули в художественную жизнь Петербурга забытые имена талантливых мастеров: преподавателей Рисовальной школы и её учеников, художников, формировавших духовную культуру и художественный образ города. Готовившая «художников для промышленности» Рисовальная школа подарила городу художника по фарфору Ломоносовского фарфорового завода А. В. Щекатихину-Потоцкую, иллюстратора Е. К. Эвенбах. Проект продолжает выставка, посвящённая творчеству преподавателя Рисовальной школы «А. И. Вахрамеев. Живопись и графика»[11] (2019).

Юбилею династии Романовых в 2013 году была посвящена выставка «Цветы художества». Поэтичное название одноимённого очерка Н. К. Рериха, посвящённого Императорскому Обществу поощрения художеств, характеризует труды правителей и частных лиц на ниве изобразительного искусства России. Значительная роль в экспозиции была отведена Рисовальной школе. В том же году прошла выставка «Школа Рериха: история и современность», открывшаяся в преддверии 175-летия Санкт-Петербургского художественного училища имени Н. К. Рериха. Работы преподавателей и учеников рисовальной школы участвуют в тематических выставочных проектах, рассказывающих о жизненном и творческом пути членов семьи Рерихов, их сотрудников и последователей. К таким выставкам относятся «Рерихи и Украина»[12] (2011), «Н. К. Рерих и Эстония»[13] (2013), «Николай Рерих и Латвия» (2016), «Н. К. Рерих и Литва»[14] (2019).

Значительная выставочная работа ведется по представлению М. П. Боткина, директора Художественно-промышленного музея и вице-президента ИОПХ, начатая в 2007 году выставкой «М. П. Боткин – художник и коллекционер»[15]. К юбилею художника были подготовлены выставки «Дом-музей. Из истории особняка М. П. Боткина»[16] (2017) и «Академик живописи М. П. Боткин. К 180-летию со дня рождения»[17] (2019).

Пройдя значительный путь плодотворной его деятельности от зарождения до революции, воспитывая и поддерживая художников, собрав большую коллекцию искусства, которая после пополнит экспозиции нескольких музеев таких как Русский музе, Эрмитаж, ГМИ им. Пушкина, Третьяковская галерея, Ивангородский музей и многие другие. Рассматривая эти предметы и их историю, понимаешь, как это всё создавалось, где брали свои начала эти люди, где и благодаря кому они сумели найти своё самовыражение и что ими двигало. Создавались и создаются сотни и сотни разных обществ и организаций, занимающиеся помощью и поддержкой того или иного вида творчества, но всё же ИОПХ запомнился именно своим академическим охватом, образовательной и выставочной деятельностью – и мы в состоянии продемонстрировать вещи напрямую относящиеся к его самому бурному периоду жизни самого общества и Рисовальной школы периода директорства Николая Рериха.

Н. К. Рерих являлся активным деятелем Общества 20 лет – с 1898 по 1918 г. Сначала он работал в редакции журнала «Искусство и художественная промышленность», а также помощником директора Художественно промышленного музея, затем служил помощником секретаря ИОПХ, а когда сумел вполне проявить свои инициативность, организаторские способности, широту мышления, стремление потрудиться на благо отечественной культуры, получил назначение на должность секретаря ИОПХ (1901). В его ведении были все выставки, художественные аукционы, лекции, просмотры, экскурсии и т. п. – вся текущая деятельность ИОПХ. Ему ежедневно приходилось вести огромную переписку с самыми разными культурными учреждениями России и Европы. Он был в курсе практически всех событий художественной жизни страны и сам активно участвовал в развитии многих начинаний. С каждым годом авторитет Николая Константиновича рос, поэтому приглашение занять пост директора Рисовальной школы ИОПХ в начале 1906 г. было закономерным.

Положение о государственной Рисовальной школе император Николай I подписал 29 сентября 1839 года. Сначала здесь учили только черчению, рисованию и лепке. Целью школы была подготовка учителей и мастеров для художественной промышленности (из рабочей среды), а также подъёма культурного воспитания рабочих. Приём учеников производился круглый год. обучение стало платным, но самых способных со временем стали освобождать от платы и даже давать стипендии. В 1889 году были открыты первые пригородные отделения школы для малоимущих детей. С 1901 года по два выпускника школы направлялись в заграничные командировки.

 

Вскоре после назначения Н.К. Рериха в порядках школы произошли важные изменения. Прежде всего он возобновил деятельность Педагогического совета, который при предыдущем директоре Е.А. Сабанееве почти не собирался. Поддержка совета, куда входили педагоги школы, имела для Н.К. Рериха немаловажное значение. По словам А.А. Рылова, прежде чем огласить новые решения, Николай Константинович вначале обсуждал их с каждым педагогом отдельно, заручался поддержкой и только потом поднимал вопрос на собрании.

Развитие школы ИОПХ при директорстве Н. К. Рериха было отмечено многими современниками. Повременная печать освещала деятельность школы, отмечала расширение её мастерских, успехи её учеников, десятки статей посвящались ежегодным отчётным ученическим выставкам. по предложению Рериха 15 сентября 1915 года при школе ИОПХ был учреждён Музей русского искусства. он обогатился 186 произведениями, подаренными в него художниками и коллекционерами. Сам Рерих подарил 9 своих произведений и 5 работ других художников из своей личной коллекции. Также благодаря переговорам Рериха с известным коллекционером Степаном Петровичем Крачковским последний завещал музею своё собрание картин.

Как действительный член ИОПХ Н.К. Рерих был в числе ближайших организаторов фонда госпиталя Общины Святой Евгении, состоящей под покровительством принцессы Е.М. Ольденбургской. Как вспоминал Николай Константинович, для пополнения этого фонда было начато художественное издательство Общины, «о котором каждый русский человек вспоминает с признательностью». В этом издательстве выпускались путеводители, буклеты, художественные альбомы и почтовые открытки. «В течение нескольких лет, – писал Н.К. Рерих мадам де Во Фалипо 14 января 1932 г., – мы достигли ежегодного дохода, достигшего десятков тысяч долларов. Эти крупные суммы, всецело пошедшие на лечение неимущих и на медицинские цели, составились, главным образом, от продажи художественных открытых писем. Я счастлив вспомнить, что в числе этих пожертвований была целая многочисленная серия и с моих картин».

 


[1] Росов В. А. Мемориальное собрание С. С. Митусова в Ленинграде // Рериховский вестник. – Вып. 2. – Ленинград: Извара, 1991. – С. 33; Мельников В. Л. Наследие семьи Рерихов в Мемориальном собрании С. С. Митусова в Петербурге // На Восходе. – Новосибирск: СибРО, 2001. – Декабрь. – № 12 (92). – С. 26–27; Мельников В. Л. Мемориальное собрание С.С. Митусова как основа музейного собрания Музея-института семьи Рерихов в Санкт-Петербурге // Рериховское наследие: Труды конференции. – Т. I. – Санкт-Петербург, 2002. – С. 58–79.

[2] Н. С. Войтинская (1886–1965). Ученица школы ИОПХ во времена директорства Н. К. Рериха, художник, литературный работник при Союзе писателей.

[3] А. А. Громов (1886–1956). Обучался в ИОПХ. Русский живописец и график (офортист и ксилограф), педагог.

[4] А. А. Батурин (1914–2003). Художник.

[5] Николай Рерих и другие: Каталог выставки. / Авт.‐сост. Ю. Ю. Будникова, В.Л. Мельников. – СПб.: Рериховский центр СПбГУ, 2005.

[6] Пятая выставка медальеров Санкт-Петербурга: Каталог. – СПб.: Рериховский центр СПбГУ, 2007. – Авт.-сост. В.Л. Мельников, С.П. Петров; Отв. ред. А. А. Бондаренко.

[7] «Н. К. Рерих и художники Императорского Общества поощрения художеств». Выставка 1-ая: Живопись, графика и скульптура из собраний Б. Н. Васильева и Т.Л. Васильевой: Каталог. – Авт.-сост.: В. Л. Мельников, М. А. Мельникова. – СПб.: Рериховский центр СПбГУ, 2008.

[8] Александр Громов. Живопись и графика: Альбом / Авт.‐сост. В. Л. Мельников, М. А. Мельникова. – СПб.: Рериховский центр СПбГУ, 2008.

[9] Н. К. Рерих и художники Императорского Общества поощрения художеств. Надежда Войтинская / Сост.: В. А. Шуршина, М. В. Раян, М. Н. Чеснокова. – СПб.: Изд. СПбГМИСР, 2009.

[10] А. А. Маковская (Плевако). Зов Прекрасного / Сост. М. Н. Чеснокова. – СПб.: Изд. СПбГМИСР, 2011.

[11] А. И. Вахрамеев. Живопись и графика. К 145-летию со дня рождения, к 180-летию Рисовальной школы ИОПХ: альбом выставки / СПбГМИСР; авт.-сост.: А. В. Ульянова; Отв. ред.: А. А. Бондаренко. – СПб.: Изд. СПбГМИСР, 2019.

[12] «Рерихи и Украина»: Каталог/ Сост.: В. А. Шуршина, М. Н. Чеснокова, А. А. Савкина. – СПб.: Изд. СПбГМИСР, 2011.

[13] «Н. К. Рерих и Эстония»: Каталог/ Сост.: Е. А. Турбина, А. А. Савкина, В. А. Шуршина — СПб.: Изд. СПбГМИСР, 2013.

[14] Н. К. Рерих и Литва: альбом выставки / Отв. ред. А. А. Бондаренко; авт.-сост. В. А. Шуршина. − СПб.: СПбГМИСР, 2019.

[15] М. П. Боткин – художник и коллекционер: Путеводитель по выставке из собрания Музея-института семьи Рерихов. – СПб.: Рериховский центр СПбГУ, 2007. – Авт.-сост. Ю. Ю. Будникова, В. Л. Мельников; Отв. ред. А. А. Бондаренко.

[16] Дом-музей. Из истории особняка М. П. Боткина: Альбом-каталог / Автор-сост.: Е. В. Бакалдина. – СПб.: Изд. СПбГМИСР, 2017.

[17] Академик живописи М. П. Боткин. К 180-летию со дня рождения: альбом выставки /СПбГМИСР; авт.-сост.: Е. В. Бакалдина; Отв. ред. А. А. Бондаренко. – СПб.: Изд. СПбГМИСР, 2019.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: