План.
Общие положения.
Функции управления.
а)характеристика управления, б) планирование, в) организация, г) мотивация, д) контроль, е) координация
Методы снижения рисков.
Стили управления.
МЕНЕДЖМЕНТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Общие положения
С переходом России к рыночным отношениям стали уделять внимание менеджменту, который в широком смысле слова смыкается с управлением, но имеет более узкую направленность, а именно управление хозяйственной, административной, организационной, социальной и другими видами человеческой деятельности.
Можно дать следующее определение менеджмента.
Менеджмент — это процесс, направленный на достижение целей предприятия посредством упорядочения преобразований исходных субстанций или ресурсов (труда, материалов, денег, информации и т. п.) в требуемые результаты (изделия, услуги).
|
|
Менеджеры воздействуют прежде всего на главный элемент предприятия — людей, организуя и координируя их деятельность.
Эффективность менеджмента определяется как соотношение результатов работы и использованных ресурсов.
Менеджеры, осуществляющие управление без научных знаний, полагаются лишь на опыт, интуицию и везение. Однако опыта многим из них не хватает.
Лучше управляют и достигают более высоких результатов те менеджеры, которые владеют теорией менеджмента и умело применяют свои знания на практике.
Многие положения управления в жизнедеятельности общества носят мировоззренческий характер и заставляют задуматься о системе ценностей, которыми должны руководствоваться менеджеры.
Рыночная экономическая система, основанная на конкуренции и свободе производителей, а не на иерархическом подчинении хозяйственных интересов воле центра, требует все больше управленцев-менеджеров -
во всех развитых странах растет доля численности административно-управленческого персонала.
При этом увеличение численности и удельного веса менеджеров происходит в условиях, когда в частном и государственном бизнесе ведется строгий контроль средств, затраченных на управление.
Мировая статистика показывает, что в условиях рыночной системы хозяйствования множество предпринимателей стараются добиться успеха и только 10~15% его достигают.
Это происходит потому, что не все идущие в бизнес для самореализации своих творческих возможностей обладают необходимыми знаниями основ менеджмента.
Конец XX — начало XXI в. характеризуется интернационализацией менеджмента, развитием транснациональных корпораций, многонациональных корпораций и значительной взаимозависимостью мировой экономики.
|
|
Принципы и методы управления-менеджмента можно систематизировать по следующим трем аспектам:
1) социально-психологические принципы и методы управления, которые предусматривают:
* рациональное сочетание единоначалия и коллективности, централизма и автономности,
* рациональное распределение обязанностей,
* конкурсное назначение,
* обеспечение творческой инициативы,
* повышения квалификации,
* создание благоприятных условий для работы и т. п.;
2) организационные принципы и методы управления, которые предусматривают:
* рациональное сочетание централизма и автономности,
* обеспечение эффективности и оптимальности,
* плановость,
* законность и объективность и т. п.;
3) кибернетические принципы и методы управления, которые предусматривают:
* структуризацию информации,
* и переход информации в знание субъекта,
* ее верификацию, адекватность, обогащение и т. п.
Важным аспектом социально-психологического управления является рациональное сочетание двух противоположных, или антагонистических, начал — единоначалия и коллегиальности.
Если единоначалие повышает персональную ответственность руководства в процессе принятия решений, то
коллегиальность позволяет лучше привлекать интеллектуальный потенциал коллектива и каждого члена в выработке решений.
Оптимальное сочетание вертикальных и горизонтальных связей в организационной системе управления, которой является предприятие, обеспечивает рациональное сочетание принципа централизма и автономности.
Централизм и вертикальные связи в иерархической системе управления являются наиболее важными. Однако излишняя централизация имеет свои недостатки и неприемлема.
Для перевода взаимодействия между элементами системы с вертикального принципа на горизонтальные необходима автономность или относительная самостоятельность.
Оптимальное сочетание централизма (отношения по вертикали) и автономности (отношения по горизонтали) позволяет стратегические решения принимать по вертикали на верхнем уровне, а тактические — по горизонтали в пределах своей компетенции.
Если до настоящего времени в системе организационного управления производством и предприятиями доминировали (и пока еще доминируют) вертикальные связи, то в XXI в. более эффективными в системе организационного управления окажутся горизонтальные связи. Рациональное распределение круга обязанностей каждого сотрудника обусловливает четкость, ответственность и эффективность в работе членов коллектива.
Человеческая деятельность из-за сложности самого человека слабо формализуема. Ее в определенной степени формализуют имеющиеся инструкции, распоряжения, должностные обязанности,
а творческая инициатива людей требует нешаблонных подходов и поощрения. Для раскрытия индивидуальных особенностей каждого сотрудника и поиска лучших нестандартных решений руководитель или менеджер должен создавать в коллективе атмосферу творчества и высокий моральный климат.
Для обеспечения эффективного достижения целей необходим принцип плановости как основы управления, особенно в условиях неопределенности и риска.
Плановость — модель намечаемого будущего состояния системы в целом, хозяйства страны, регионов, отраслей, предприятий, компаний.
|
|
Наиболее полное решение поставленных перед системой задач при возможно минимальных затратах достигается при использовании принципа оптимальности и эффективности.
В управленческой деятельности известно, что законность имеет особое значение, так как нарушение норм в процессе организации деятельности может привести к правонарушениям или даже к преступности. Поэтому лица, принимающие решения, должны придерживаться законов и подзаконных актов.
Важную роль играют и методы организационного управления. Однако в литературе методам управления уделяется недостаточное внимание. Это в какой-то степени объясняется тем, что пока в обществе предпочтение отдается искусству организационного управления, чем науке управления.
В методах управления значительное внимание уделяется методам стимулирования и методам регулирования.
Стимулирование предусматривает критические оценки деятельности исполнителей, поощрение и наказание.
Регулирование очерчивает рамки действия субъекта управления, а также создает ориентирующие ситуации, в том числе с использованием личного примера.
Методы регулирования предусматривают нормирование поведения типа разрешения, запрещения, предписания.
В набор функций управления входит планирование, организация, мотивация, контроль, координация. (Содержание, функция управления подробно рассмотрены в следующем разделе). Реализация этих функций управления способствует адаптации системы к изменяющимся ситуациям. Среди различных функций управления особая роль отводится функции организации как целенаправленному организующему воздействию руководителя на исполнителя.
Рассмотрим вкратце понятие процесса управления, где процесс представляет динамическую характеристику явления.
Процесс управления носит циклический характер, что означает, что он протекает непрерывно и представляет собой множество сменяющих друг друга циклов. Каждый цикл начинается с определения цели и заканчивается ее достижением, затем на основе информации о достигнутых результатах начинается новый цикл.
|
|
Циклы могут отличаться по задачам, путям и средствам их решения, масштабу и продолжительности осуществления.
Процесс управления заключается:
* в анализе ситуации
* выработке и принятии управленческого решения,
* организации выполнения управленческого решения и итогового контроля, который замыкает управленческий цикл.
Существует еще:
*предварительный контроль на стадии выработки и принятия управленческого решения,
* а также текущий контроль на стадии организации выполнения решения.
Таким образом, процесс управления представляет такую систему, элементы которой, т. е. операции, имеют органическую связь и направленность на последовательное достижение промежуточных и конечных результатов путем построения "дерева целей".
Из сказанного следует, что в процессе управления выделяются этапы:
1) анализ ситуации;
2) принятие решения;
3) реализация решения;
4) контроль исполнения.
Процесс управления включает в себя конкретные управленческие действия по принятию и реализации решений.
Для этого лицо, принимающее решение, или субъект управления
1. сначала оценивает сложившуюся ситуацию, для чего получает данные о ситуации.
2. н а основании результатов оценки субъектом управления выявляется проблема, т. е. несоответствие между настоящим и прогнозируемым положениями.
3. в ыявив и сформулировав проблему, субъект может переходить к процедуре целеполагания.
Эта процедура начинается с определения цели системы.
Формулирование цели является важным действием субъекта управления.
4.Сформулированная цель отражает результат, на достижение которого должна быть направлена система управления,
5 но этого еще недостаточно. Далее перед каждым исполнителем должны стоять конкретные задачи, при которых деятельность системы (предприятия) станет эффективной.
Для этого целесообразно применение метода построения "дерева целей" и декомпозиции цели системы по уровням, вплоть до конкретных исполнителей.
6. Для осуществления деятельности в соответствии с "деревом целей " определяются функции и задачи для каждого уровня.
7. После того как раскрыты задачи и функции каждого уровня системы управления, приступают к составлению программы действий по достижению намеченной цели.
Эта программа представляет собой сценарии будущей деятельности, направленной на достижение цели.
В программе должны быть отражены мероприятия, способы их осуществления, исполнители и сроки.
Программа деятельности ложится в основу управленческого решения. При этом необходимо постоянно помнить, что управление не сводится только к достижению цели, оно служит средством поддержания целостности любой сложной системы (любого предприятия) и стимулирования ее саморазвития.
Чтобы эффективно управлять сложными хозяйственными объектами, в том числе предприятиями, необходимо применять современные достижения управленческой науки и менеджмента, и, похоже, другой возможности выжить в современных условиях нет.
8. Для устойчивого управления сложными объектами менеджеры должны отслеживать не только внутреннюю структуру объекта, но и внешнюю среду, ее изменения, а иногда весьма резкие изменения или возмущения.
9. Прогнозировать эти внешние возмущения необходимо для того, чтобы система могла быстро под них подстраиваться и сглаживала результаты возмущения.
10. Как следствие — сегодня особенно актуальны проблемы эффективного управления и научного долгосрочного планирования на основе использования современных компьютерных технологий.
11. В связи с переходом России на рыночные отношения возникает ряд сложных проблем, принципиальное решение которых возможно только при условии гармонизации высокоразвитой управленческой культуры с нравственностью.
Необходима такая организация политической, экономической, социальной и духовной жизни общества, в которой социальная справедливость при совместном существовании людей реализовывалась бы посредством всех экономических и правовых механизмов. |
Функции управления
Характеристика управления
Как уже было отмечено выше, управление следует рассматривать как процесс.
Содержание функций, осуществляемых в процессе управления, зависит:
• от типа организации (административная, общественная, образовательная и т. д.);
• от размеров и сферы ее деятельности (производство, торговля, оказание услуг);
• от уровня в управленческой иерархии (высший уровень руководства, средний или нижний);
• от роли внутри организации (производство, маркетинг, финансы, кадры) и целого ряда других факторов.
Однако, несмотря на разнообразие функций управления в организации, существуют однородные виды деятельности. В 1916 г. А. Файоль, который впервые разработал эту концепцию, писал, что существует пять исходных функций: управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Речь идет о функциях, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т. д.) той или иной организации, поэтому их называют общими.
Современные исследователи разработали несколько иной перечень основных управленческих функций:
• планирование;
• организация;
• распорядительство (или командование);
• мотивация;
• руководство;
• координация;
• контроль;
• коммуникация;
• исследование;
• оценка;
• принятие решений;
• подбор персонала;
• представительство и ведение переговоров или заключение сделок.
Практически в каждой работе по управлению перечень основных управленческих функций несколько отличается от других.
Одним из наиболее распространенных в настоящее время является подход, при котором выделяются пять общих функций управления:
1. Планирование (выбор целей и план действий по их достижению).
2. Организация (распределение задач между подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними).
3. Мотивация (стимулирование исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей).
4. Контроль (соотнесение реально достигаемых или достигнутых результатов с запланированными).
5. Координация (обеспечивает соответствие и согласованность между различными частями управленческой системы предприятия путем установления рациональных связей).
Эти пять общих функций управления объединены связующими процессами коммуникаций и принятия решений. Взаимосвязь между этими функциями может быть представлена круговой диаграммой, показывающей содержание любого процесса управления (рис. 4.1).
Рис. 4.1. Схема процесса управления
Стрелки на диаграмме показывают, что движение от планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организацией процесса и с мотивирование работающих. В центре диаграммы находится функция координации, обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных.
Рассмотрим последовательно содержание каждой из основных функций управления.
Планирование
Планирование — одна из составных частей управления, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние системы, путей, способов и средств его достижения.
К главным принципам планирования относятся все научные подходы к менеджменту:
• системный;
• комплексный;
• интеграционный;
• маркетинговый;
• функциональный;
• динамический;
• воспроизводственный;
• процессный;
• нормативный;
• количественный;
• административный;
• поведенческий;
• ситуационный.
Их соблюдение является обязательным условием разработки обоснованного плана. К дополнительным принципам планирования относятся:
• ранжирование объектов по их важности;
• сбалансированность плана;
• вариантность плана;
• экономическая обоснованность показателей;
• преемственность стратегического и текущего планов;
• автоматизация планирования;
• согласованность плана с параметрами внешней среды;
• социальная ориентация плана;
• обеспечение обратной связи системы планирования при управлении.
Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимых для достижения поставленных целей.
Соответственно, планирование включает:
• установление целей и задач;
• разработку стратегий, программ и планов для достижения целей;
• определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;
• доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.
В целом, функция планирования осуществляется в современных организациях на двух уровнях: стратегическом и оперативном.
Из стратегического планирования вытекает оперативное (обычно годичное) планирование, которое строится достаточно детально. В соответствии с этим планом по каждому направлению деятельности организации определяется объем деятельности, составляются планы по привлечению рабочей силы и капитальных вложений, плана выпуска продукции. Годовой план детализирует планы производства и сбыта поквартально и помесячно. При этом каждое подразделение ежемесячно уточняет прогнозы продаж и затраты и приводит свои планы в соответствие с этими уточнениями.
Оперативное планирование деятельности предприятия осуществляется, как правило, на основе бизнес-плана. В бизнес-плане должен быть определен курс, которого намерена придерживаться организация в определенный промежуток времени (обычно 1-3 года).
С помощью бизнес-плана предприниматель может также оценить результаты деятельности за определенный период. Этот план также может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса в перспективе.
Кроме того, инвесторы, прежде чем вложить деньги в бизнес, должны ознакомиться с бизнес-планом. При этом им следует обратить внимание на деловую репутацию предпринимателя, денежный поток по обслуживанию долга, обеспечение гарантий и долю собственного капитала.
Бизнес-планы, как правило, имеют следующие разделы:
• Общая характеристика организации.
• Характеристика товаров (услуг).
• Рынок сбыта товаров (услуг).
• Конкуренция на рынках сбыта.
• План маркетинга.
• План производства.
• Организационный план.
• Финансовый план.
• Приложения к бизнес-плану.
Содержание разделов бизнес-плана рассматриваются подробно в главе 6.
Организация
Организация (франц. organisation, от лат. organize — придаю стройный вид) — составная часть управления, суть которой заключена в координации действий отдельных элементов системы, достижении взаимного соответствия функционирования ее частей.
Большое значение имеет рациональная организация управленческих процессов. Эти процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие. При этом в качестве предмета труда выступают управленческие решения, информация, документы. Если операция направлена на изменение параметров труда, то процесс является основным. К обслуживающим управленческим процессам относятся накопление, контроль и передача предмета труда, к вспомогательным — операции, в результате которых создаются нормальные условия для выполнения основных и обслуживающих процессов.
Основными условиями рациональной организации управленческих процессов являются:
• пропорциональность;
• непрерывность;
• наличие целей;
• эластичность действий;
• устойчивость;
• разделение труда;
• соблюдение норм управляемости;
• делегирование обязанностей и полномочий;
• параллельность;
• прямоточность;
• ритмичность;
• концентрация однородных предметов труда в одном месте;
• гибкость процессов.
Так, при пропорциональности достигается равная пропускная способность разных рабочих мест одного процесса, соразмерное обеспечение рабочих мест информацией, материальными
ресурсами и т. д., при параллельности — совмещение операций во времени, при прямоточности — оптимальный путь прохождения предметов труда, информации и т. д.; при ритмичности — равномерность выполнения управленческих процессов во времени; при непрерывности максимальное использование рабочего времени для выполнения управленческих процессов.
Для соблюдения этих условий необходимо повышать повторяемость процессов и операций, что достигается путем унификации и типизации разнохарактерных частичных процессов.