Рис. 4.4. Основные этапы выполнения функции управление — контроль
На первом этапе устанавливаются стандарты, т.е. конкретные, поддающиеся измерению цели, имеющие временные границы.
На втором этапе при сравнении показателей функционирования с заданными стандартами определяется масштаб допустимых отклонений.
На третьем этапе полученные фактические результаты сравниваются с заданными стандартами и определяется, какие действия необходимо предпринимать.
Главные инструменты выполнения функции контроля:
• наблюдение;
• проверка всех сторон деятельности;
• учет и анализ.
В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм, нормативов.
Эффективно поставленный контроль обязательно должен иметь стратегическую направленность, ориентироваться на результаты, быть достаточно простым.
Последнее требование особенно важно в современных условиях, когда организации стремятся строить свою работу на принципе доверия к людям (следует отметить, что подход, основанный на доверии, является эффективным только в условиях развитой экономики), а это приводит к необходимости и возможности существенного сокращения контрольных функций, выполняемых непосредственно менеджерами. В этих условиях контроль становится менее жестким и более экономичным.
|
|
Для осуществления контроля требуется учет выполнения всех планов, программ и заданий. Параметрами при этом могут быть количество, качество, затраты исполнителя и сроки. Расход ресурсов желательно учитывать по всем видам ресурсов и товаров, стадиям жизненного цикла и подразделениям.
Осуществление регулярного и качественного учета и контроля за функционированием системы управления предприятием является важным условием ее высокой эффективности.
Координация
Координация (от лат. coordinatio — расположение в порядке) — составная часть процессов управления, состоящая в согласовании, упорядочении действий разных частей управляемой системы.
Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координируемых процессов. Поэтому для выполнения этой функции могут использоваться:
- всевозможные документальные источники (отчеты, докладные, аналитические материалы),
- результаты обсуждений возникающих проблем на совещаниях, собраниях, при интервьюировании и т. д.
Большую роль при этом играют технические средства связи, помогающие быстро реагировать на отклонения в нормальном ходе работ в организации.