Ход урока
I.Организационный момент
- Проверьте свою готовность к уроку русского языка. На партах должны лежать учебник, тетрадь, дневник, пенал.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
II.Актуализация опорных знаний
Словарная работа.
- Посмотрите на доску, на ней вы видите слова. Вам нужно их расшифровать. Поменяйте местами буквы так, чтобы получилось.
ДОЛОХ – холод
ВУЛОКАШ – ловушка
ВТЬКРОАВ – кровать
- Какая орфограмма в этих словах? (безударная гласная в корне слова)
- Как проверим букву, обозначающую безударный гласный звук в слове холод? (холодный)
- В слове ловушка? (ловит)
- А в слове кровать? (она не проверяется)
- Ребята, ученые договорились, что это слово пишется через букву О. Это слово нельзя проверить и его написание нужно запомнить.
- Это словарное слово.
- Давайте вместе прочитаем слово вслух так, как оно написано. Отметим опасные места.
- Запишите слово в словарики, поставьте ударение, отметьте опасное место.
- Посмотрите на слово «КРОВАТЬ», на что оно оканчивается? (на –ть)
- Какие части речи мы знаем, которые заканчиваются на –ть? (имена существительные и глаголы, стоящие в неопределенной форме)
- Попробуйте образовать от этих слов глаголы в неопределенной форме. (холод – холодать, ловушка – ловить, кровать)
- А что такое глагол?
- На какие вопросы отвечает глаголы в неопределенной форме? Почему она называется неопределенной? На что оканчивается глагол в неопределенной форме?
Решение кроссворда
- Чтобы определить тему урока нам поможет кроссворд.
1. Крупный населенный пункт. (Город)
2. Верхняя одежда, которую надевают на платье, костюм. Бывает зимнее, демисезонное. (Пальто)
3. Лесной житель. Летом – серый, зимой – белый. (Заяц)
4. На жарком солнышке подсох, и рвется из стручков … (Горох)
5. Маленькие серенькие птички в теплый край не улетают, здесь под крышей обитают. (Воробьи)
6. Как называется лесная ягода, которая состоит из множества малых ягодок. (Малина)
- К какой части речи относятся все эти слова? (существительные)
- На какие группы можно разделить слова? (Одушевленные, неодушевленные; единственное число, множественное число.)
- В каком числе эти слова представлены?
- Докажите, что среди этих слов есть существительные множественного числа.
- Какое слово у нас получилось в кроссворде?(Глагол)
III. Сообщение темы и цели урока.
- Итак, мы сегодня продолжаем работать с глаголами, а именно изменение глаголов по числам
Какое слово спряталось в кроссворде?
Что такое глагол? (Слайд 2)
(В ходе беседы заполняется таблица.)
- Так с какой частью речи мы с вами сегодня будем работать? (С глаголом)
IV. Закрепление изученного материала
1. Упражнение над изменением глаголов. (Слайд 3)
– Посмотрите, кто изображен на левой части слайда? (Птица)
– Кто изображен на правой части слайда? (Птицы)
– Что изменилось в записи слов? (Окончание)
– Почему? (На левой части изображен один предмет – значит, существительное единственного числа; на правой части две птицы – значит, множественное число.)
- Составьте нераспространенное предложение к левой части слайда. (Птица летит) Составьте нераспространенное предложение к правой части слайда. (Птицы летят)
Сравните глаголы. Что изменилось в записи глаголов? (Окончание)
– Почему? (Летит обозначает действие одного предмета, значит глагол в единственном числе. Летят – обозначает действие двух предметов, значит глагол множественного числа.)
Работа с учебником
- Откройте учебники на стр. 109, прочитаем упражнение 189 и ответим на вопрос: Что с чем сравнивается в стихотворении? Слушайте внимательно.
- Итак ребята, что с чем сравнивается в стихотворении?
- Давайте найдём однокоренные слова в стихотворении? (Зеленеют опушки, зеленеет пруд;)
- В чем же сходство и различие глаголов в первом предложении стихотворении?
- Взгляните на упражнение 190. Давайте прочтём 2 столбика слов:
Напишет – напиш ут Помнил - помнил и
Дружит – друж ат Плавала - плавал и
Обидит – обид ят Выросла – выросл и
- В чем различие этой пары глаголов?
- Почему глаголы каждой пары имеет разные окончания?
- Давайте запишем эти глаголы в тетрадь чтобы запомнить.
- Давайте прочитаем правило под упражнением.
- По каким числам изменяются глаголы?
- На какой вопрос отвечают глаголы единственного числа? А множественного?
((слайд 5.) В ходе беседы заполняется таблица.)
- Вот такая таблица у нас получилась. Чтобы она всегда была у вас под рукой я подготовила вам памятки с этой таблицей (раздача памяток)
Физкультминутка
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И друг к другу повернулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.