IV. Закрепление изученного материала

Ход урока

I.Организационный момент

- Проверьте свою готовность к уроку русского языка. На партах должны лежать учебник, тетрадь, дневник, пенал.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

II.Актуализация опорных знаний

Словарная работа.

- Посмотрите на доску, на ней вы видите слова. Вам нужно их расшифровать. Поменяйте местами буквы так, чтобы получилось.

ДОЛОХ – холод

ВУЛОКАШ – ловушка

ВТЬКРОАВ – кровать

- Какая орфограмма в этих словах? (безударная гласная в корне слова)

- Как проверим букву, обозначающую безударный гласный звук в слове холод? (холодный)

- В слове ловушка? (ловит)

- А в слове кровать? (она не проверяется)

- Ребята, ученые договорились, что это слово пишется через букву О. Это слово нельзя проверить и его написание нужно запомнить.

- Это словарное слово.

- Давайте вместе прочитаем слово вслух так, как оно написано. Отметим опасные места.

- Запишите слово в словарики, поставьте ударение, отметьте опасное место.

- Посмотрите на слово «КРОВАТЬ», на что оно оканчивается? (на –ть)

- Какие части речи мы знаем, которые заканчиваются на –ть? (имена существительные и глаголы, стоящие в неопределенной форме)

- Попробуйте образовать от этих слов глаголы в неопределенной форме. (холод – холодать, ловушка – ловить, кровать)

- А что такое глагол?

- На какие вопросы отвечает глаголы в неопределенной форме? Почему она называется неопределенной? На что оканчивается глагол в неопределенной форме?

 

Решение кроссворда

- Чтобы определить тему урока нам поможет кроссворд.

1. Крупный населенный пункт. (Город)

2. Верхняя одежда, которую надевают на платье, костюм. Бывает зимнее, демисезонное. (Пальто)

3. Лесной житель. Летом – серый, зимой – белый. (Заяц)

4. На жарком солнышке подсох, и рвется из стручков … (Горох)

5. Маленькие серенькие птички в теплый край не улетают, здесь под крышей обитают. (Воробьи)

6. Как называется лесная ягода, которая состоит из множества малых ягодок. (Малина)

- К какой части речи относятся все эти слова? (существительные)

- На какие группы можно разделить слова? (Одушевленные, неодушевленные; единственное число, множественное число.)

- В каком числе эти слова представлены?

- Докажите, что среди этих слов есть существительные множественного числа.

- Какое слово у нас получилось в кроссворде?(Глагол)

III. Сообщение темы и цели урока.

- Итак, мы сегодня продолжаем работать с глаголами, а именно изменение глаголов по числам

Какое слово спряталось в кроссворде?

Что такое глагол? (Слайд 2)

 

(В ходе беседы заполняется таблица.)

- Так с какой частью речи мы с вами сегодня будем работать? (С глаголом)

IV. Закрепление изученного материала

1. Упражнение над изменением глаголов. (Слайд 3)

– Посмотрите, кто изображен на левой части слайда? (Птица)

– Кто изображен на правой части слайда? (Птицы)

– Что изменилось в записи слов? (Окончание)

– Почему? (На левой части изображен один предмет – значит, существительное единственного числа; на правой части две птицы – значит, множественное число.)

- Составьте нераспространенное предложение к левой части слайда. (Птица летит) Составьте нераспространенное предложение к правой части слайда. (Птицы летят)

Сравните глаголы. Что изменилось в записи глаголов? (Окончание)

– Почему? (Летит обозначает действие одного предмета, значит глагол в единственном числе. Летят – обозначает действие двух предметов, значит глагол множественного числа.)

Работа с учебником

- Откройте учебники на стр. 109, прочитаем упражнение 189 и ответим на вопрос: Что с чем сравнивается в стихотворении? Слушайте внимательно.

- Итак ребята, что с чем сравнивается в стихотворении?

- Давайте найдём однокоренные слова в стихотворении? (Зеленеют опушки, зеленеет пруд;)

- В чем же сходство и различие глаголов в первом предложении стихотворении?

- Взгляните на упражнение 190. Давайте прочтём 2 столбика слов:

 

Напишет – напиш ут                                 Помнил - помнил и

Дружит – друж ат                                      Плавала - плавал и

Обидит – обид ят                                       Выросла – выросл и

 

- В чем различие этой пары глаголов?

- Почему глаголы каждой пары имеет разные окончания?

- Давайте запишем эти глаголы в тетрадь чтобы запомнить.

- Давайте прочитаем правило под упражнением.

- По каким числам изменяются глаголы?

- На какой вопрос отвечают глаголы единственного числа? А множественного?

((слайд 5.) В ходе беседы заполняется таблица.)

 

- Вот такая таблица у нас получилась. Чтобы она всегда была у вас под рукой я подготовила вам памятки с этой таблицей (раздача памяток)

Физкультминутка

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись

И друг к другу повернулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: