Вопросы для самоконтроля

 

1.Классификация моторных масел.

Схема смазочной системы двигателя.

Работа смазочной системы двигателя.

Система питания дизельного двигателя. Двигатели работают на жидком топливе,

получаемом путем перегоню нефти на нефтеперерабатывающих заводах. Для работы дизелей используют дизельное топливо.

 

Дизельное топливо. При эксплуатации дизелей применяют дизельное топливоследующих марок (ГОСТ 305 – 82): Л (летнее) при температуре окружающего воздуха 0°С и выше; З (зимнее) – до минус 20 °С (температура застывания топлива не выше минус 350С) и более морозостойкое топливо – до минус 30°С и ниже (температура застывания топлива не выше минус 45 °С). К главным показателям его качества относят: чистоту, высокую теплоту сгорания, малую вязкость, низкую температуру самовоспламенения, высокое цетановое число (не ниже 45). Чем больше цетановое число, тем меньше период задержки самовоспламенения после момента начала впрыскивания его в цилиндр и тем мягче работает двигатель.

Заправлять трактор надо чистым топливом. Предварительно его отстаивают в цистерне не менее 2 суток.

Следует остерегаться попадания в топливный бак воды, что может привести к выходу из строя топливной аппаратуры.

Перед заправкой тщательно очищают горловину бака и крышку от пыли, прочищают отверстия в крышке и промывают сетчатый фильтр горловины.

 

Смесеобразование. В дизелях приготовление горючей смеси топлива с воздухомпроисходит внутри цилиндров за очень короткий промежуток времени. Для получения горючей смеси, способной быстро и полностью сгорать, необходимо, чтобы топливо было распылено на возможно более мелкие частицы и чтобы каждая из них имела вокруг себя достаточное для полного сгорания количество воздуха. Для этого топливо в цилиндр впрыскивается форсункой под давлением, в несколько раз превышающем давление воздуха при такте сжатия в камере сгорания. тракторных двигателях применяют неразделенные камеры сгорания. Они представляют собой единый объем, ограниченный днищем поршня 3 (рис. 10.2) и поверхностями головки и стенок цилиндров. Для лучшего перемешивания топлива с воздухом форму неразделенной камеры сгорания приспосабливают к форме топливных факелов. За счет углубления в днище поршня создается вихревое движение воздуха.

 

Мелкораспыленное топливо впрыскивается из форсунки через несколько отверстий, направленных в определенные места углубления. Горючая смесь испаряется и воспламеняется за счет высокой температуры (в конце такта сжатия температура воздуха составляет около 600°С, давление – 3,5...5,5 МПа).

 

За определенный период (от момента впрыскивания до начала горения горючей смеси) коленчатый вал успевает повернуться на некоторый угол. Чтобы топливо полностью сгорало, что улучшает мощностные и экономические показатели дизеля, оно должно впрыскиваться в цилиндр до прихода поршня в в.м.т.

 

Угол, на который кривошип коленчатого вала не доходит до в.м.т. в момент начала впрыскивания топлива, называют углом впрыска топлива. Чтобы форсунка впрыскивала топливо с требуемым опережением, топливный насос должен подавать топливо еще раньше, чтобы иметь некоторое время на нагнетание топлива от насоса к форсунке. Угол, на который кривошип коленчатого вала не доходит до в.м.т. в момент начала подачи топливо из топливного насоса, называют углом опережения начала подачи топлива.

 

Схема работы системы питания. Во время работы двигателя топливо из бакапоступает по топливопроводу в фильтр 12 (рис. 10.3) грубой очистки, где отделяются крупные механические примеси. Далее топливо засасывается топливным насосом низкого давления (подкачивающим насосом) 5 и нагнетается через фильтр 9 тонкой очистки в насос 4 высокого давления. Последний подает топливо через топливопровод 17 под большим давлением к форсункам 16, которые впрыскивают его в распыленном состоянии в камеру сгорания. В топливный насос топливо подается с избытком подкачивающей помпой. Излишки топлива отводятся из насоса по топливопроводу 2 во впускную часть подкачивающей помпы.

 

 

Рисунок 10.3. Система питания дизеля:

1 – воздухоочиститель; 2 – топливопровод перепуска топлива; 3 – пробка для выпуска воздуха; 4 – топливный насос высокого давления; 5 – подкачивающий насос (помпа); 6 – сливная пробка; 7 – регулятор частоты вращения; 8, 10 и 11 – топливопроводы низкого давления; 9 и 12 – фильтры тонкой и грубой очистки топлива; 13 – топливопровод от бака; 14 – выпускной коллектор; 15 – сливной топливопровод; 16 – форсунка; 17 – топливопровод! высокого давления; 18 – впускной коллектор; 19 – поршень

Система питания дизеля включает в себя такие агрегаты, как топливный насос и форсунки, имеющие трущиеся пары с весьма малым зазором – в десятки раз меньше толщины человеческого волоса. При попадании механических примесей прецизионные детали и форсунки топливного насоса, изготовленные с высокой точностью, быстро изнашиваются или выходят из строя.

 

Контрольные вопросы

1. Система питания карбюраторного двигателя.

2. Топливо для бензиновых двигателей.

3. Система питания дизельного двигателя.

4. Топливо для дизельных двигателей.

 


СИСТЕМЫ ПУСКА

 

Способы пуска. Различают следующие способы пуска двигателя: электрическимстартером и вспомогательным двигателем.

 

Пуск электрическим стартером наиболее распространен. Стартер удобен в эксплуатации. С помощью него значительно облегчается работа водителя. Однако у него ограниченный запас энергии, что сокращает число возможных попыток пуска двигателя.

 

Пуск вспомогательным двигателем применяют на некоторых дизелях. Этот способ более надежен в любых температурных условиях, но операция пуска сложнее по сравнению с пуском от электрического стартера.

 

От стартера коленчатый вал проворачивается с помощью пусковой шестерни 2 (рис. 11.1, а). Вспомогательный двигатель передает вращение коленчатому валу дизеля через редуктор. Такой двигатель в сборе с редуктором обычно называют пусковым устройством (рис. 11.1, б). От коленчатого вала Спускового двигателя усилие передается через шестерни 9, 10 и диски сцепления на валу 12 редуктора.

 

Рисунок 11.1. Схемы систем пуска:

 

– электрическим стартером; б – вспомогательным двигателем; 1 – зубчатый венец маховика; 2 и 6 – пусковые шестерни; 3 – тяговое реле; 4 – стартер; 5 – коленчатый вал дизеля; 7 – рычаг включения пусковой шестерни; 8 – коленчатый вал пускового двигателя; 9 и 10 – шестерни; 11 – рычаг сцепления; 12 – вал механизма передачи (редуктора); 13 и 14 – ведомый и ведущий диски сцепления

 

На валу 12 свободно вращается ведущий диск 14. Ведомый диск 13 соединен с валом шлица. При включенном сцеплении вал редуктора не вращается, при выключенном (рычаг 11 перемещают вправо) – ведомый диск прижимается к ведущему

 

под действием возникающего трения диски передают вращение на вал редуктора. Пусковую шестерню 6 вводят в зацепление с зубчатым венцом 1 маховика рычагом

 

Тогда вращение передается на коленчатый вал дизеля. После его пуска пусковая шестерня выводится из зацепления с венцом маховика специальным автоматом выключения.

 

Средства для облегчения пуска дизеля. Для сокращения времени пуска дизеля вхолодное время года, уменьшения износа и облегчения работы пускового устройства применяют легковоспламеняющиеся пусковые жидкости, свечи накаливания, электрофакельные и жидкостные подогреватели.

 

Пусковые жидкости. Пусковую жидкость«Холод Д-40»используют притемпературе окружающего воздуха ниже минус 200С. Она представляет собой смесь эфира, спирта и моторного масла, которая подается во впускную трубу двигателя специальным устройством, устанавливаемым на тракторе во время пуска. Пуск дизеля возможен, если прокручивать его коленчатый вал с частотой 1 с-1.

 

Свеча накаливания. Она состоит из корпуса2(рис.11.2,а),на котором укрепленыстержень и спираль 3 накаливания. Свечу одно-проводного исполнения устанавливают во впускной трубе дизеля. Спираль нагревается электрическим током от аккумуляторной батареи. Свечу используют при температуре воздуха не ниже минус 15 °С и включают перед пуском дизеля.

 

Рисунок 11.2. Приспособления для облегчения пуска дизеля:

– свеча накаливания; б – схема электрофакельного подогревателя; 1 – изолятор; 2

– корпус; 3 – спираль накаливания; 4 – стержень; 5 – полый болт; 6 – электромагнит; 7

 

– клапан; 8 – кожух; 9 – впускная труба; 10 – резистор; 11 – контрольный элемент; 12 – ключ; 13 – реле; А – топливоподводящий канал; I – нейтральное положение; II – включена спираль накаливания; III – включены спираль накаливания, электромагнит и стартер

 

Электрофакельный подогреватель. Для более интенсивного нагрева воздуха,проходящего во впускной трубе 9 (рис. 11.2, б), служит электрофакельный подогреватель. Его спираль 3 расположена во впускной трубе, а над ней находится электромагнитный клапан 7, закрывающий канал А дозирующего устройства. Через этот канал подается дизельное топливо от фильтра тонкой очистки или из специального бачка.

 

Подогреватель работает следующим образом. При повороте ключа 12 из нейтрального положения I в положение II ток из аккумуляторной батареи поступает в спираль накаливания и контрольный элемент. Спустя 30...35 с, когда спираль разогреется до температуры 950°С, ключ устанавливают в положение III. Спираль остается включенной, и одновременно включаются стартер и электромагнитный клапан

 

Последний открывает топливоподводящий канал, и топливо подается из него на раскаленную спираль и воспламеняется. Проходящий по впускной трубе воздух нагревается от пламени и поступает в цилиндры. После пуска дизеля ключ возвращают в исходное положение, подача тока в спираль прекращается, а электромагнитный клапан закрывает топливоподводящий канал.

 

Жидкостный подогреватель. Для работы в зимних условиях многие двигателижидкостного охлаждения оборудуют пусковыми подогревателями, поскольку пуск двигателя в таких условиях затруднен. Пусковой жидкостный подогреватель состоит из котла 11 (рис. 11.3), кожуха 12 поддона, топливного бака 3, электровентилятора 8, электромагнитного клапана 4, соединительной арматуры и пульта управления. Последний представляет собой металлическую коробку. В ней находятся контрольная спираль 6, включатель и переключатель 7, которым включают электровентилятор и электромагнитный клапан.

 

 

Рисунок 11.3. Схема пускового жидкостного подогревателя:

1 – двигатель; 2 – заливная горловина; 3 – топливный бак; 4 – электромагнитный клапан; 5 – регулировочная игла; 6 – контрольная спираль; 7 – переключатель; 8 – электровентилятор; 9 – штуцер для присоединения топливопод-1 водящей трубки; 10 – свеча накаливания; 11 – котел; 12 – кожух поддона

Поступление топлива дозируется регулировочной иглой 5 электромагнитного клапана 4. Воздух подается электровентилятором 8. Смесь воспламеняется свечой 10, о работе которой судят по накалу спирали 6. Воду заливают в котел подогревателя через горловину 2.

Подогреватель пускают в работу в определенной последовательности, описанной в инструкциях по эксплуатации трактора. Факел, образовавшийся в котле, подогревает его полость, связанную с водяной рубашкой двигателя. Одновременно горячие газы направляются в кожух 12 и подогревают масло в поддоне двигателя. Вода в системе охлаждения двигателя подогревается до температуры 60...70°С, а масло в поддоне двигателя – до 40..50°С. Пусковой подогреватель обеспечивает надежный пуск двигателя в течение 20 мин.

Если температура окружающего воздуха ниже минус 150С, то вместо холодной воды в систему рекомендуется заливать горячую воду или антифриз. При использовании системы пускового обогрева необходимо помнить, что работа подогревателя без воды в котле более 1,5 мин запрещается. Неполное заполнение котла водой приводит к его перегреву и выходу из строя. Нельзя пускать горячий подогреватель без продувки котла электровентилятором. Запрещается прогревать двигатель в закрытых помещениях с плохой вентиляцией во избежание отравления угарным газом.

Когда жидкость удаляют из системы охлаждения двигателя, необходимо открыть и спускной краник подогревателя. При переходе' на летний период эксплуатации пусковой подогреватель следует снять с двигателя.

 


Контрольные вопросы

1.Назначение системы пуска.

2.Средства для облегчения пуска дизеля.

3.Устройство электрофакельного подогревателя

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: