Руководитель проекта Н.В. Федина. Авторы: С.Н. Гамова, Е.Н. Герасимова, В.А. Деркунская и др.
Авторы так объясняют выбор названия программы, котрое отражает цель реализации всех программных задач: «Успешность маленьких россиян — это результат их полноценного,
гармоничного развития по направлениям:
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательно-речевое развитие;
Единство физического развития и воспитания культуры здоровья;
Художественно-эстетическое развитие.
Успех — это не только результат освоения образовательных про-
грамм, но и главный результат, к которому во все времена стремится
каждый человек, семья, общество и государство. Успех — признание
окружающих, одобрение достижений и, наконец, доброе пожелание
друг другу.»
Речь рассматривается в программе как одно из важнейших средств коммуникации.
Она проявляется в дошкольном возрасте прежде всего в диалогах и полилогах (коллек-
тивных разговорах): собеседники обмениваются мыслями, задают друг
другу уточняющие вопросы, обсуждая предмет разговора. Постепенно
|
|
формы речевого общения усложняются: в ответах на поставленный во-
прос дети начинают использовать сначала элементы, а затем и полноцен-
ные монологи описательного и повествовательного характера, а также
элементы рассуждений.
Развитие диалогической, полилогической и монологической речи
требует формирования следующих составляющих:
- собственно речи (её фонетико-фонематического и лексико-грамма-
тического компонентов);
- речевого этикета (освоения элементарных норм и правил вступле-
ния в разговор, поддержания и завершения общения);
- невербальных средств (адекватного использования мимики, жестов)
Парциальные программы дошкольного образования
ПРОГРАММА «ТЕАТР - ТВОРЧЕСТВО - ДЕТИ» (Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович)
Цель программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. В ней научно обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения; системно представлены средства и методы театрально-игровой деятельности с учетом возраста детей; предусмотрено параллельное решение задач художественно-речевого, сценического и музыкального искусства. Ведущий принцип программы - вовлечение детей в продуктивную театрально-игровую творческую деятельность, создание сценических образов, которые вызывают эмоциональные переживания. Программа является парциальной и может служить дополнением к комплексным и базисным программам.
Одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию.
|
|
ПРОГРАММА «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ» (О. Л. Князева, М. Д. Маханева)
Данная программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанном на их приобщении к русской народной культуре. Основная цель - способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственны ми ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды. Параллельно в программе решаются вопросы расширения базовой культуры личности воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Теоретическую основу программы составляет известное положение (Д. Лихачев, И. Ильин) о том, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям. Программа рассчитана на работу с детьми трех - семи лет, включает перспективное и календарное планирование. Предлагает новые организационно-методические формы работы; содержит информационные материалы из различных литературных, исторических, этнографических, искусствоведческих и других источников.
Рекомендована Министерством образования РФ.
Программа «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду» (О.С. Ушакова)
Цель программы - развитие у дошкольников речевых умений и навыков, формирование у них представлений о структуре связного высказывания, а так же о способах связи между отдельными фразами и его частями. В программе достаточно полно раскрыты теоретические основы, описаны направления работы по речевому развитию детей.
По данной программе ведется работа во второй младшей, средней и подготовительной группах.
Программы направлена на овладение детьми нормами и правилами родного языка, развитие познавательных и коммуникативных способностей. Программы рассчитана на работу с детьми второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп и состоит из следующих разделов: воспитание звуковой культуры речи; словарная работа, формирование грамматического строя речи; развитие связной речи. Программы обеспечена методическими рекомендациями и конспектами занятий для всех возрастных групп.
Дети, прошедшие обучение по этой методике, намного успешнее своих сверстников усваивают программу школьного обучения родному языку в области устной, письменной речи и лингвистических знаний.