Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дом детства и юношества городского округа город Воронеж
Детско-юношеский центр туризма, экологии, краеведения «Восхождение»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИКАФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
«Выживание в естественных природных условиях»
|
|
|
Воронеж 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………...………..3
Глава 1. Основы автономного существования………………………………………...5
1.1. Факторы выживания…………………………………………………………...……5
1.1.1. Антропологические факторы……………………………………………............6
1.1.2. Материально-технические факторы…………………………………….............7
1.1.3. Природно-средовые факторы……………………………………….…..…...…..8
1.1.4. Экологические факторы………………………………………………………….8
1.2. Оценка ситуации………………………………………………………….…………9
1.3. Условия выживания в естественных природных условиях……………………..10
1.3.1. Передвижение………………………………………………………………...…10
1.3.2. Временные укрытия……………… …………………………………….….…..15
1.3.4.1. Выбор местоположения…………………………………………………….....15
1.3.4.2. Типы укрытий……………………………………………………………….....16
1.4. Жизнеобеспечение в естественных природных условиях
средней полосы................................................................................................................17
Глава 2. Контрольные задания для измерения уровня знаний по выживанию в естественных природных условиях……………………………………………….…..22
2.1. Тестовые задания для измерения уровня знаний по выживанию в естественных природных условиях ………………………………………………………………...…22
2.2.Комплексный тест «Выживание в естественных природных условиях»……….23
|
|
2.3. Тактические задачи для измерения уровня знаний по выживанию в естественных природных условиях ………………………………..…………………32
Заключение………………………………………………………………..…………….52
Список использованной литературы…………………………………………..…...…54
Приложение 1. «Комплектация аварийного неприкосновенного запаса (Н.А.З.)»………………………………………………………………….…………...…55
Приложение 2. Схема 1 «Порядок действий при принятии решения
об уходе с места происшествия и последовательность их выполнения»………......60
Приложение 3. Схема 2 «Порядок действий при принятии решения оставаться на месте происшествия и последовательность их выполнения» ……………………....61
Приложение 4. Ключ…………………………………………………..……………….62
ВЕДЕНИЕ
Тема «Выживание в естественных природных условиях» достаточно интересна и важна, изучение данного вопроса актуально, как для педагогов, инструкторов детско-юношеского туризма и спасателей, так и для всех людей попадающих по различным причинам в естественные полевые условия.
Экстремальная ситуация в естественных природных условиях – понятие субъективное. Можно утверждать, что любой конфликт человека с природой всегда возникает по его вине, поскольку природа ведет себя одинаково со всеми. Сейчас не часто человеку приходится сталкиваться с действительно первобытной природой, однако для современного городского жителя даже любой выход на природу может стать экстремальным, если возникнут непредвиденные обстоятельства такие как: ухудшение погоды, потеря ориентировки, лесной пожар, лавины, ураганы, гроза, травма и т.п.
Очень важно владеть навыками выживания в природе для людей, связанных с полевыми работами, дальними переездами, промыслом, а также охотников, военных, спасателей и туристов.
Задача «Школы выживания» состоит в том, чтобы при возникновении проблемы человек мог вспомнить из учебного опыта наиболее приемлемые варианты поведения и был способен творчески подойти к решению сложившийся ситуации, т.е. переход количества практического опыта и знаний в качество оригинальных решений.
Основная цель работы заключалась в углубленном изучении теоретических основ выживания в естественных природных условиях и разработке тестовых заданий, тактических задач для измерения уровня знаний.
Работа состоит из двух частей. В теоретической части рассматриваются основные разделы выживания: факторы выживания, оценка ситуации, условия выживания в природных условиях. Отдельным разделом вынесено жизнеобеспечение в естественных природных условиях средней полосы. Это сделано не случайно, так как именно в таких условиях, с большей долей вероятности, может произойти чрезвычайная ситуация.
В практической части представлены разработанные тестовые задания и тактические задачи для измерения уровня знаний.
Выпускная работа будет интересна детям, подросткам, взрослым, собирающимся в многодневный поход. Будет полезна педагогам для организации и проведения занятий по туризму, «Школе выживания», а так же всем тем, кто интересуется туризмом и активным отдыхом.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ АВТОНОМНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
Факторы выживания
Благополучный исход завершения сложившейся чрезвычайной ситуации зависит от человека, попавшего в такую ситуацию, от его личностных качеств и способностей. И в первую очередь — от умения выживать в природной среде.
Чтобы определить порядок и правила действий, направленных на выживание в экстремальных ситуациях автономного существования, рассмотрим те неблагоприятные воздействия, которые приходится преодолевать человеку, и условия, выполнение которых позволит справиться с ними, а также те качества личности, которые способствуют выживанию.
|
|
При нахождении в экстремальной ситуации организм человека испытывает неблагоприятное воздействие различных раздражителей природной среды и реагирует на них в первую очередь в целях сохранения постоянства внутренней среды. В условиях стресса изменения функций органов и систем организма человека допустимы лишь до определенного периода. Продолжительность этого периода зависит от многих причин — субъективных и объективных. Их называют факторами выживания.
Все факторы выживания можно разделить на четыре группы:
1) антропологические;
2) материально-технические;
3) природно-средовые;
4) экологические.
Антропологические факторы
Первая группа включает в себя факторы физического и психического состояния человека. Воля к жизни, психологическая подготовленность к перенесению невзгод являются доминантными в борьбе за выживание. Практически любой человек способен реагировать на кратковременную опасность, действуя инстинктивно (например, хватаясь при падении за неподвижные предметы, отбегая от катящегося на него камня). При длительном же нахождении в автономном существовании наступает критический момент, когда, кажется, что все дальнейшие усилия бессмысленны. Человеком овладевает апатия, безразличие. Он не верит в возможность спасения и гибнет, несмотря на то, что у него еще есть запасы продовольствия, необходимая одежда. В экстремальной ситуации воля к жизни подразумевает в первую очередь необходимость действия. Вот почему нужно заставить что-то делать всех попавших в аварийную ситуацию, заразить их примером действия, борьбы. При этом имеет значение мотивация тех или иных действий, поступков человека, попавшего в сложную ситуацию. Адекватная мотивация, равно как и наличие воли к жизни, находится в непосредственной зависимости от высоких морально-волевых качеств человека. Человек, обладающий такими качествами, и позаботится о своем спасении, и поможет окружающим. Активно-преобразовательная деятельность подразумевает готовность человека действовать самостоятельно, не надеясь на помощь извне, ради своего спасения и спасения окружающих. При этом он не будет перекладывать выполнение функций на других членов группы, терпящей бедствие.
|
|