1 этап. Определяются основные цели разработки бизнес-плана: выпускаемая продукция, ее объемы, планируемый доход от ее реализации
2 этап. Планирование маркетинга: рынки сбыта продукции, анализ конкурентов, позиции предприятия на этих рынках
3 этап. Оценка финансового состояния предприятия в настоящем периоде (за последние 3 года) и в будущем периоде с учетом эффективности и окупаемости прогнозируемых вложений
4 этап. Определение различных источников инвестиций и выбор оптимальных вариантов
В зависимости от цели разработки бизнес-плана (для освоения новых видов деятельности, получения кредитных ресурсов, создания совместных предприятий, оказания государственной поддержки), бизнес-план может содержать разное количество разделов (от 4-х до 12-и).
Примерная структура бизнес-плана
II. Финансовые разделы
1. Общие сведения о предприятии и его бизнесе
7. Оценка рисков и страхование
2. Оценка рынков сбыта, изучение конкурентов
8. Финансовый план
3. Стратегия маркетинга
9. Стратегия финансирования
|
|
4. План производства
5. Организационный план
6. Юридический план
Резюме
Резюме составляется как заключение, в котором содержатся основные выводы по каждому разделу бизнес-плана в краткой и доступной форме для потенциальных инвесторов.
Обязательным в составе бизнес-плана является наличие финансового плана, где обобщены в стоимостном выражении все предыдущие разделы.
Финансовые расчеты в составе бизнес-плана и их характеристика
- прогноз объемов реализации – содержит обоснование прогнозируемой суммы выручки от реализации продукции, основываясь на анализе рынков сбыта, цен, условий продаж, конкурентоспособности продукции; составляется для предприятия
- таблица доходов и затрат – обосновывает доходность бизнеса путем расчета величины чистой прибыли и определения ее доли в выручке от реализации; составляется для инвесторов
- баланс денежных расходов и поступлений – отражает платежеспособность предприятия, синхронизацию денежных поступлений и расходов, движение всех денежных ресурсов предприятия; составляется для предприятия и внешних пользователей
- прогнозный баланс активов и пассивов – составляется для определения ликвидности предприятия; служит источником информации для инвесторов
- график достижения безубыточности (точка безубыточности) – показывает пороговый (критический) объем производства в натуральном выражении; начиная с которого предприятие будет получать прибыль; составляется для предприятия и внешних пользователей информации
Вопрос 3. Текущие и оперативные финансовые планы, их характеристика
|
|
Основной формой управления финансовыми ресурсами на предприятии являются текущие годовые финансовые планы, которые составляются по направлениям хозяйственной деятельности и отражают движение всех денежных средств предприятия в разрезе кварталов года. Объединяет финансовые результаты планирования по всем видам деятельности предприятия текущий годовой финансовый план в форме баланса денежных доходов и расходов.
Этапы разработки текущего финансового плана
1 этап. Анализ показателей за отчетный период
2 этап. Определяется учетная политика на плановый год
3 этап. Составляются таблицы плановых доходов и расходов
4 этап. Доведение плановых заданий до подразделений
Баланс доходов и расходов предприятия
I раздел: Доходы и поступления средств:
1. Общая прибыль
2. Амортизация
3. Прирост устойчивых пассивов
4. Прочие доходы и поступления
Определяется общий итог доходов и поступлений
II раздел: Расходы и отчисления:
1. Отчисления в резервные фонды, фонды накопления и потребления
2. Прочие расходы и отчисления
Определяются: а) общий итог расходов и отчислений
б) превышение доходов над расходами
III раздел: Взаимоотношения с бюджетом:
1. Ассигнования из бюджета
2. Платежи в бюджет: налог на недвижимость; налог на прибыль; другие налоги
Определяются: а) итог ассигнований из бюджета
б) итог платежей в бюджет
в) превышение платежей в бюджет над ассигнованиями из бюджета
При разработке текущего финансового плана осуществляется множество финансовых расчетов с использованием соответствующих методик, норм и нормативов. Обязательным условием является обеспечение увязки каждого вида вложений с источниками финансирования, для чего в качестве проверки составляется шахматная таблица. Основное назначение шахматной таблицы – определить источники финансирования по каждой статье затрат и распределить доходы, а также сбалансировать доходы и расходы в разрезе отдельных статей и по предприятию в целом. Составление проверочной шахматной таблицы начинается с заполнения итоговых граф по доходам и расходам. По горизонтали отражаются доходы, а по вертикали – расходы. Итог должен совпадать. Финансовый план считается правильно составленным, если величина превышения доходов над расходами равна сумме превышения платежей в бюджет над ассигнованиями из бюджета.
Финансовый план может составляться в виде бюджета.
Бюджет – финансовый план, отражающий расходы и поступления средств по текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.
Состоит из двух разделов: доходы и расходы. Отражает финансовые показатели, характеризующие денежные потоки и финансовые результаты на любой момент времени, исходя из прогноза объема продаж, планируемых отпускных цен. Управление финансами осуществляется на основе бюджетирования, т. е. формировании и исполнении бюджетов.
Для ежедневного управления денежными средствами на предприятиях разрабатывают оперативные финансовые планы в виде платежного календаря, который состоит из двух разделов: предстоящие расходы и платежи; предстоящие поступления денежных средств. В платежном календаре денежные расходы и поступления должны быть сбалансированы.