Независимая подвеска бывает шкворневая (ГАЗ – 31029 «Волга»), бесшкворневая (ВАЗ – 2101-2107, Москвич 2140) и свечная (ВАЗ – 2108-2109).
В независимой передней подвеске рычажного типа (шкворневая) автомобилей ГАЗ-3102 и ГАЗ-2410 «Волга» левое переднее колесо с помощью стойки и рычагов может совершать вертикальные перемещения, независимые от правого колеса. Ступица колеса 2 (рис. 18.4, а) двумя радиально-упорными коническими роликоподшипниками установлена на цапфе 1 поворотного кулака, который шкворнем 3 Соединен со стойкой 6 (рис. 18.4, б). От проворачивания в кулаке шкворень удерживается стопорным штифтом 5 (рис. 18.4, а ).
Между стойкой и поворотным кулаком установлен упорный шарикоподшипник 4. Стойка резьбовыми втулками шарнирно соединена с рычагами 8 и 15 (рис. 18.4, б), которые, в свою очередь, связаны с осями, закрепленными на поперечинах рамы с помощью резиновых втулок. Установкой прокладок 11 регулируют угол развала колес и продольный наклон шкворня.
Упругим элементом подвески служит пружина, упирающаяся верхним концом через виброизолирующую прокладку в штампованную головку поперечины, а нижним — в опорную чашку, прикрепленную болтами к нижним рычагам. Вертикальные перемещения колес ограничены упором резиновых буферов 7 и 16 в балку 13. Телескопический гидравлический амортизатор 9 двусторннего действия установлен внутри пружины и соединен верхним концом с поперечиной рамы через резиновые подушки 10, а нижним концом — с нижними рычагами 15.
|
|
Рис. 18.4. Передняя подвеска автомобиля ГАЗ-3102 «Волга»:
а —ступица колеса и поворотный кулак со шкворнем; б—общий вид; 1 — цапфа новоротного кулака; 2 —ступица колеса; 3 —шкворень; 4 —упорный шарикоподшипник; 5 —стопорный штифт; 6 —стойка; 7 и 16 —буфера соответственно хода отдачи и сжатия; 8 —верхний рычаг; 9 —амортизатор; 10 —подушка верхнего крепления амортизатора; 11 — регулировочные прокладки; 12 и 14 — резиновые втулки; 13 — балка переднего моста; 15 —нижний рычаг; 17 —ограничительные упоры; 18 —диск
Независимая бесшкворневая рычажно-пружинная подвеска передних колес широко применяется на заднеприводных легковых автомобилях малого класса семейства ВАЗ, «Москвич». Бесшкворневая подвеска такого типа (рис. 18.5) собрана на штампованной балке (поперечине) переднего моста, а ее нижние 14 и верхние 5 рычаги установлены на осях 4 и 15, закрепленных на поперечине. Нижние рычаги качаются на двух разборных резинометаллических втулках, а верхние — на неразборных резиноме-таллических шарнирах. На наружных концах верхних рычагов смонтированы разборные шаровые шарниры 7, состоящие из шаровых опор и головок шаровых пальцев поворотной стойки 9. Верхний шаровой палец 8 вставлен в цилиндрическое разрезное гнездо стойки 9 и закреплен болтом, а нижний шаровой палец 12 вставлен в конусное гнездо стойки и закреплен гайкой 11. На цапфе поворотной стойки на двух конических роликоподшипниках установлена ступица 10 колеса.
|
|
Упругим элементом подвески является цилиндрическая рессорная пружина 2, установленная между поперечиной 1 и нижним рычагом 14 подвески. Внутри пружины расположен телескопический амортизатор 3 двойного действия. Ограничение хода сжатия и отдачи обеспечивается резиновыми буферами 13 и 6, прикрепленными к рычагам. Подвеска взаимодействует также со стабилизатором поперечной устойчивости.
Рис. 18.5. Независимая бесшкворневая подвеска передних колес:
1 — поперечина подвески; 2 — рессорная пружина; 3 — амортизатор; 4, 15 — оси рычагов; 5, 14 — верхние и нижние рычаги подвески; 6, 13 — резиновые буфера, 7 — шаровой шарнир; 8 — верхний шаровой палец; 9 — поворотная стойка; 10 — ступица колеса; 11 — гайка; 12 — нижний шаровой палец
На переднеприводных моделях автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 (рис. 18.6), «Москвич-2141» и других применена свечная независимая подвеска передних ведущих колес. Основным элементом подвески является качающаяся телескопическая стойка 5, которая одновременно выполняет роль направляющего устройства и гасящего элемента в виде гидравлического амортизатора двойного действия.
На стойке установлены витая цилиндрическая рессорная пружина 6 и буфер сжатия 7, ограничивающие ход колес вверх. Ход колеса вниз ограничивается гидравлическим буфером отдачи, расположенным в амортизаторе. Верхний конец стойки 5 через резиновую опору 9 соединен с кузовом. В опоре установлен подшипник 8, который обеспечивает вращение стойки при повороте управляемых колес.
Нижняя часть стойки соединяется при помощи кронштейна 4 с поворотной цапфой 3. Поперечный рычаг 1 подвески соединен с цапфой 3 шаровым шарниром 2, а с кронштейном поперечины кузова — резинометаллическим шарниром.
Стабилизатор поперечной устойчивости крепится к нижнему рычагу 1 и к кронштейну кузова автомобиля при помощи резиновых подушек. Концы стабилизатора совместно с специальными растяжками рычага 1 воспринимают тяговые и тормозные усилия от передних ведущих колес и передают их на кузов.
Рис. 18.6. Передняя подвеска переднеприводных автомобилей семейства ВАЗ:
1 — поперечный рычаг подвески;
2 — шаровой шарнир; 3 — поворотная цапфа;
4 — кронштейн; 5 — качающаяся телескопическая стойка; 6 — рессорная пружина; 7 — буфер сжатия;
8 — подшипник опоры; 9 — резиновая опора