Особенности российского абсолютизма

В период правления Петра 1 (1682-1725) в России утвердился абсолютизм. АБСОЛЮТИЗМ - это форма правления периода позднего феодализма, или переходного к капитализму времени, когда растущие буржуазные отношения начинают разлагать феодальное государство. Власть монарха в этот период становится неограниченной (абсолютной) и опирается она на регулярную армию,  бюрократию, финансы.  В отличие от западного абсолютизм в России имел свои черты:

1. На западе абсолютизм возник на основе и под влиянием растущих

капиталистических отношений, балансирования монарха между феодалами и буржуа. В России он сформировался на дворянско-крепостнической основе, на традициях самодержавия, в условиях напряжения международной обстановки (затяжная Северная война заставила сплотиться нацию вокруг трона).

2. Будучи сторонником западного рационализма, Пётр 1 провёл 

реформы, тем не менее, по-азиатски, опираясь на особое государство. В нём

монархическая власть осуществляет все функции управления, а воля монарха становится главной движущей силой прогресса. Император последовательно заменил старую систему управления новой, по мнению царя, более рациональной. и эффективной. Новая система усилила роль государства. Государство приобрело черты полицейской милитаризованной империи, открыто приняло насилие для достижения своих целей. Возник «сверхабсолютизм», жёсткий централизм в управлении страной. 3.Утверждение абсолютизма в России привело к полной ликвидации

местного управления. Земства были уничтожены, городское самоуправление не получило развития, местная инициатива ослабла.

4. Тотальное огосударствление России затронуло хозяйство и торговлю.

оно тормозило развития рыночных отношений, предпринимательство, что ставило русское государство в худшее положение по отношению к западной Европе, сдерживало социально-экономический прогресс в России, откладывало буржуазную стадию развития. Царь, крупнейший землевладелец страны, стал также по существу владельцем важнейших отраслей промышленности, монополистом коммерческой деятельности. Он опирался на богатых купцов и иностранных капиталистов, практически отстранил горожан от крупной торговли и предпринимательства. Поэтому города империи стали не столько центрами ремёсел  и торговли, сколько военно-административными единицами с их общинами, духовенством, служилыми людьми.

5. Несмотря на то, что в петровские времена деление общества

многократно усилилось, в России не получили развития основные классы капитализма – буржуа и рабочий класс. У русских предпринимателей, рождавшихся в условиях прессинга правительства, не было традиций политической борьбы, классового самосознания, сословных программ и лозунгов. Мечтой русских буржуа стало стремление получить дворянские звания (Строгановы, Демидовы) и страх остаться без рабочих рук.

В стадии становления был и рабочий класс. Он формировался, в основном, из крестьянства; в 18 веке не появились ещё профессиональные рабочие, рабочие династии и т.д. По переписи населения 1744-1745 гг. вольнонаёмные рабочие занимали только 1,7% общей массы работных людей. Труженики мануфактур были полностью бесправны. Работали 

с 4.зо до 19-20 часов  вечера с двумя перерывами на обед. Мастеровые должны были прибыть на работу на полчаса раньше. Заработок рабочих составлял от 6 до 15 рублей, частично он выплачивался харчами и одеждой. Заработка хватало едва на одного человека, поэтому семьи многих рабочих жили за счёт милостыни. Всё это свидетельствует о том, что власти тормозили возникновение капиталистических классов;

6. В российском абсолютизме все слои общества, включая  

привилегированный класс – дворянство, служили интересам государства, трону. За счёт роста когорты дворян (в том числе беспоместных) усиливалось имущественное неравенство правящего класса, роль и значение чиновничества. Бюрократия пока ещё не правила страной, но фундамент её был заложен в 18 веке. Жёсткая регламентация жизни превращала чиновников в послушных исполнителей воли царя. В отличие от запада, в России не было гражданского общества. Реформы Петра 1 ничего не сделали в сфере прав и свобод россиян, демократии.

       7. Модернизация не затронула аграрный строй, крепостничество.

Крепостное право и община усилились и сформировались окончательно. Хотя крестьянство постепенно превращалось в единый класс, количество его категорий не уменьшалось - продолжали существовать частновладельческие, экономические, приписные, черносошные, дворцовые крестьяне и однодворцы. Все они выполняли повинности в пользу государства и дворян, любую власть считали чужой и враждебной, повиновались ей из-за страха или привычки, но признавали главенство над собой только общины. Российский крестьянин всегда мыслил конкретно, личностно, без национальных, религиозных и др. предрассудков. Был добр и жалостлив. Но не умел мыслить абстрактно, поэтому не понимал правовых норм и гражданских свобод. В силу прикрепления к земле крестьянин был оторван от общества, поэтому делил людей только на «своих и «чужих». Императора он считал «старостой» всей русской земли и не понимал, зачем ему столько чиновников, помещиков и т.д. То есть по духу крестьянин оставался патриархальным анархистом и боялся всяких крутых  перемен.

8. Важнейшей особенностью российского абсолютизма, стал распад 

единой национальной культуры и уклада жизни на два противоположных течения: западноевропейское и российское, «на почву» и «цивилизацию» (термины В.О. Ключевского).

 «ПОЧВА» - это российское течение и уклад, возникшие в условиях Московского царства, защищающее национальную русскую самобытность, русское православие, традиции общинности, застоя и т.д. Сторонниками «почвы» было большинство населения России.

«ЦИВИЛИЗАЦИЯ» - это западное течение, уклад. Его сторонником стала небольшая, но грамотная и активная часть населения (двор, часть дворян (народ называл их «немцами»), часть бюрократии и т.д.). В этом течении начались формироваться классовая структура, предпринимательство, рыночные отношения, появилась профессиональная интеллигенция. Но этот уклад тогда насаждался и контролировался государством, и поэтому в полном смысле не был западным, то есть был деформирован по-русски. Но именно он затем, после петровского времени, развивался динамичнее, был ведущим по значению. Именно его развитие определило важное место России в мире.

«Цивилизация» внесла в жизнь России новые западные духовные ценности и идеалы: просвещение, новую нравственность, поиск места, роли, целей человека в мире, выбор достойной жизни; свободу, права, долг человека и гражданина и так далее.

«Почва» и «цивилизация» были чужды друг другу по социально-экономическому развитию, по культуре и языку. Разрыв между ними увеличивался, противостояние укладов стало важнейшим фактором, определившим развитие России в 18-21 веках.

9. Весь 18 век Россия догоняла европейские страны, их уровень 

развития. Петру 1 удалось в короткое время создать для России европейский «внешний камуфляж». Но эта европеизация, как оказалось потом, носила поверхностный характер. «Похожесть» на Европу не сделала Россию действительно европейской страной. В России причудливо соединились абсолютизм и самодеятельность, жёсткий закон и свобода, просвещение и рабство, европейская наука и нищенство… То есть та загадка, которая с Петра 1 и до наших дней ещё не разгадана.

           

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 5. Россия во второй половине XVIII века.

П Л А Н

1. Просвещённый абсолютизм. Век Екатерины П

2. Внешняя политика России во второй половине 18 века


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: