Реформы в образовании и других сферах

           

Просвещение, как и другие заимствования в первой половине 18 века из Европы, носило чисто показной характер, было не столько необходимой частью жизни общества, сколько «хорошим тоном», модным занятием. К 60-м годам положение меняется. Немалую роль сыграло в этом появление М.В.Ломоносова, сына рыбака из Куроостровской волости Архангельской губернии, тайком убежавшего в Москву учиться в академию, затем обучался в Германии. Оттуда вернулся химиком, физиком, геологом, поэтом, художником, словом «ходячим университетом». К последней трети века образование становится государственным делом. Воспитание становится «корнем всего зла и добра», способом выведения «новой породы» людей (И.И.Бецкой).

       В 1763 году в Москве открыт (спонсор – купец Демидов) первый Воспитательный дом для 5-6- летних сирот, подкидышей и бедных детей, где они становились за 13 лет мастерами, художниками и учёными. Ещё раньше, в 1755 году основаны Московский университет и Академия художеств. В 1764 году у деревни Смольной возник Институт благородных девиц, первый женский вуз, в который принимали девочек всех сословий, включая крепостных.

       В 1786 году опубликован устав народных училищ, по которому в каждом губернском городе открывалось главное (4-х классное), а в уездных городах - малое (2 класса) училища. В 1782 году в стране было всего 8 школ, а в конце века - 288, плюс 5 кадетских корпусов. Но всё же основная масса дворянских детей училась не в школах или пансионах, а у домашних педагогов. Кучера, беглые солдаты, преступники и т.п. энергично осваивали просвещение, становились наставниками юношества, часто не имели понятия о том предмете, который взялись преподавать. И, тем не менее мода на образование постепенно проникла в сознание русского общества. 

Предшествующий 40-летний «немецкий» период в жизни России сменяется при Екатерине II засильем французской моды, культуры, языка, идей. Создаются основы системы здравоохранения, возникает сеть аптек. Каждому городу утверждается штат врачей, сеть больниц и богаделен. Созданы фабрики хирургических инструментов, сеть госпиталей. Врачей готовили в России и выписывали из-за рубежа. Повсеместно проведена прививка от оспы. Первую прививку в 1768 году Екатерина сделала себе и сыну Павлу. 

Возникает новый облик городов, шедевры архитектуры и зодчества. Питер получил имя «Северная Венеция».

       Меняются направления в искусстве и литературе. Выходит первый в России сатирический журнал «Всякая всячина». Появляются критика и гласность. За 30 лет правления царицы в России вышло книг в 10 раз больше, чем за предыдущие 70 лет. И сама Екатерина писала сказки и пьесы, учебные пособия и мемуары. Господствующим жанром становится публицистика. 

В 50-е годы идеолог дворянства, историк и географ 

В.Н. Татищев составил первый обобщающий труд «История российская» и энциклопедический словарь «Лексикон российский». Классицизм (культ разума) в конце 18 века сменяется сентиментализмом (культ чувств). В области культуры 18 век передал 19 веку тему человека: ликвидация разрыва между парадным и реальным изображением человека, поиски нравственных начал, интерес к социальной проблематике.

       Таким образом, реформы Екатерины II частично изменили Россию по европейским образцам. Но в результате их страна не получила ни правильной капиталистической экономики, ни разумного социального устройства, ни профессионального государственного управления, ни передовой культуры. И, тем не менее, просвещённый абсолютизм 18 века приблизил решение главных российских проблем - отмену крепостного права и демократизацию политической системы в 19 и в начале 20 веков.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: