Россия в XVII веке. Политический строй

                            и религиозный раскол.

 

  Восстановление разорённой Смутным временем России было завершено лишь к середине ХУ11 века. Это произошло при царе АЛЕКСЕЕМИХАЙЛОВИЧЕ «Тишайшем» (1645-1676). Большой любитель соколиной охоты, поклонник театра, поэзии, осторожный политик он, как и отец, взошёл на престол в 16 лет. Любил благотворительность: при дворе на полном обеспечении жили богомольцы, юродивые, странники. Был рачительным, верующим, но легко поддавался чужому мнению (боярину Морозову, в его тереме он воспитывался, Никону и др.). Не умел много работать, был нерешительным, но очень властолюбивым.

В 17 веке в России появляются ростки нового времени, западноевропейского образца: мануфактуры, предпринимательство, контакты  с Западом. Появились нетипичные для России хозяйства. Например, боярин Б.И.Морозов в 1620-х годах владел 151 двором и 233 душами, а после смерти оставил 9100 дворов и 27, 4 тыс. крепостных. Он широко развивал промыслы – поташный (пороховой), винокурню, железоделательный завод и др., которые давали 180 тыс. рублей дохода в год. Но это было исключением для России. Он стал одним из первых русских капиталистов. Однако феодальные отношения господствовали и в городе и в деревне. Шёл рост крупной земельной собственности, но не форме вотчины, как прежде, а в форме поместного землевладения. Ремесло (изготовление на заказ) стало перерастать в мелкотоварное производство (изготовление на рынок). Число городов к концу века достигло 300.

Царское правительство пыталось увеличить свои доходы. В состав тяглового (облагаемого налогами) населения включены не только «чёрный», но и «белый» люд. Повышена цена на соль, что вызвало «соляный бунт» в 1648 году. Инфляция, вызванная чеканкой медной монеты взамен серебряной с принудительным курсом обращения, привела в 1662 году к «медному бунту».

 

· Политический строй.

Земский Собор в 1649 году принял свод законов страны «Уложения царя Алексея Михайловича», который действовал до 1832 года. Этот свод законов юридически оформил систему крепостного права в России. Вводился бессрочный сыск беглых крестьян, отменены «урочные лета», Юрьев день. Крестьяне полностью закреплялись за крепостниками. До конца 16 века крестьяне были вольными, имели право перехода с одного участка на другой, от одного хозяина к другому. Ещё Борис Годунов отнял у крестьян это право  и прикрепил крестьян к земле однажды ими занятой. А затем,уже в 17, веке крестьянин стал крепостным, зависимым от крепостника и экономически, и юридически. Побег его стал уголовным преступлением. Крепостничество надолго утвердилось в России. В конце 17 века из 812 тысяч тяглых дворов только 10% принадлежало свободным посадским людям и черносошным крестьянам. По переписи 1678 – 1679 годов подавляющее число дворов было крепостными. Ликвидированы были все слои и места, свободные от налогов и повинностей государству.

Закреплялась эволюция к абсолютизму. Отменён Земский собор, укреплялась власть монарха. Приняты законы о преступлениях против государства и царской власти. Но  пока ещё царь обязан был опираться на Боярскую думу - высший орган законодательной власти при царе. Роль думы подчёркнута в формуле того времени «Царь указал, а бояре приговорили».

Исполнительная власть принадлежала 80 приказам. Важнейшие из них - Посольский, Поместный, Большой Казны, Тайных дел, Стрелецкий … Численность бюрократии в государстве достигла 4,5 тысяч человек. На местах вся власть сосредоточилась в руках назначенных центром воевод. Но патриархальные нравы сохранялись: челобитчик, подавая жалобу царю при выходе его из церкви, должен был держаться за пуговицу на одежде царя…

Главной особенностью строя было подчинение общества интересам государства. Все классы и слои населения в любой форме должны были служить государству. Этот принцип возник при татаро-монгольском иге. Только крепостные крестьяне были свободны от царя, но они полностью зависели от своих владельцев – бояр и дворян. 

Службу в войсках, в царской администрации или на местах несли благородные люди, ставшие классом дворян и аристократов. Свободное население, несущее подати и повинности («тягло») государю, стало называться тяглым. Это были простолюдины – купцы, ремесленники (посадские люди) и свободные крестьяне. Боярство становилось чиновниками и военными. Дворяне объединились, они держались на поместном землевладении и были главной опорой царской власти. Права их на поместья и вотчины росли.

Городское посадское население имело своё самоуправление. Оно внутри своей общины самостоятельно распределяло как общий, так и «по животу» (зажиточности) каждого горожанина объём налогов и податей. Но главные финансовые права имела купеческая верхушка, пополнявшая казну государства.

Крестьяне делились на две части: 1. Государственные, жившие на казённых землях и имевшие личную свободу. Они были членами общины («мира»), платили прямые налоги и выполняли трудовые повинности.  

2. Крепостные, прикреплённые к имениям слуги своих господ и полностью зависящие от них. Крепостными стали и холопы.

На верхушке пирамиды власти стоял царь, основной баланс равновесия в стране, главный защитник интересов всего населения. Власть его была огромной, но не абсолютной. Боярская дума была аристократическим совещательным органом при царе. Земский собор стал нерегулярным съездом  представителей всех свободных слоёв русского общества и обсуждал только важнейшие вопросы. В религиозных делах царь был сильно ограничивался церковью.

· Религиозный раскол.

Церковный раскол - это отделение большой части русского православного общества от господствующей русской православной церкви.

Раскол начался в Смутное время и во время вхождения левобережной Украины в состав России в 1654 году, когда Россия тесно соприкоснулась с Западом, с его католицизмом. Основой же русской церковной жизни было греческое православие. Церковь обладала огромными землями и финансами, стремилась усилить свою роль в стране. Патриарх Филарет (отец царя Михаила) имел титул «великого государя». Такой же титул получил в 1652 году властолюбивый ПАТРИАРХ НИКОН. Никон, человек с диктаторскими наклонностями, стал инициатором раскола. Никон (в миру Никита) родился в мордовском селе. Был крутым и неуступчивым в церковных делах. Хотя в личном общении был добрым и мягким.

В основе раскола лежал выбор между византийским и древнерусским наследием, в конечном итоге отношения России и Европы. Никон сразу же стал исправлять многократно переписанные на Руси церковные книги, обычаи и обряды по старым греческим образцам. Отхождения от канонов были значительны.

По церковной реформе Никона изменился ряд обрядов: крещение тремя перстами вместо двух (символ троицы), крестный ход вокруг церкви – по ходу солнца, а не против солнца; единоголосие при пении в церквях стало многоголосным, а Иисус стал называться Исусом и т.д. Верующие увидели в этом громадный смысл - новую веру. Русские больше обожествляли сам обряд (остаток язычества), чем смысл службы. Новации вводились внезапно, в варварской форме (сжигались старые неканонические по Никону иконы и книги), что подливало масла в огонь. Сам Никон по воле царя утратил сан патриарха, но во главе церкви остались его ученики.

В итоге церковной реформы общество раскололось и этот раскол перерос в национальный кризис. Более 10% населения страны были за старые обряды. В составе старообрядцев были бояре, купцы, стрельцы, крестьяне, духовенство. Главным идейным противником Никона и главным старообрядцем стал его земляк из соседнего мордовского села, который отстаивал «чистоту» русских церковных текстов, ПРОТОПОП АВВАКУМ великий русский писатель 17 века. После многих лет сидения в земляной тюрьме он в 1682 году был сожжён на костре.

Основной лозунг старообрядцев - возврат к старине и непринятие ими государственной и церковной власти - вынудил их уйти в таёжные места русского Севера, в Заволжье, на Урал. Огромной заслугой старообрядцев перед русской культурой стало то, что они до 21 века донесли древнерусские рукописи, иконы, ремёсла, живые обряды и другие элементы древней культуры.

Таким образом, к последней трети 17 века Россия добилась экономической и политической стабильности. Новая династия Романовых укрепляла свою власть, расширяла отношения с соседями в интересах большинства россиян. Петру 1 досталась от отца Алексея Михайловича набирающая силу империя.

   

           

 

ЛЕКЦИЯ 4. Новое время: Россия в начале XVIII века.

П Л А Н

 

1. Реформы Петра 1. Их значение

2. Особенности российского абсолютизма

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: